Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
П.Ф. Янкевич
Теория политики
Учебное пособие
Часть 2
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Политология
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 32.001
ББК ФОя73
Я 62
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
кандидат философских наук, профессор В.И. Кандыбо;
кафедра политологии и социологии Ярославского
государственного технического университета
Янкевич, П.Ф. Теория политики. Ч. 2 : учеб. пособие
Я 62
/ П.Ф. Янкевич; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ,
2006. – 132 с.
ISBN 5-8397-0461-X
Вторая часть учебного пособия "Теория политики" содержит
материал о 22 выдающихся деятелях мира политики
от древности до наших дней и словарь наиболее часто
употребляемых политических терминов. Пособие соответствует
требованиям государственного общеобразовательного
стандарта и федеральным программам по политологии.
Предназначено
для студентов, обучающихся по специальности
020200 Политология (дисциплина "Теория политики",
блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
Может представлять интерес для преподавателей политологии
и аспирантов.
УДК 32.001
ББК ФОя73
© Ярославский
государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0461-X
2
© П.Ф. Янкевич, 2006
Стр.2
блемные вопросы, комплекс тем практических занятий, темы рефератов,
курсовых и дипломных работ, вопросы к зачету, курсовому
и государственному экзаменам. В приложении к пособию
были даны схемы и таблицы по всем темам курса. Вторая часть
учебного пособия "Теория политики" содержит материал о 22
выдающихся деятелях мира политики от древности до наших
дней и словарь наиболее часто употребляемых политических
терминов.
П
Выдающиеся мыслители
мира политики
АЛМОНД Габриэль
Алмонд (Almond, Gabriel Abraham) Габриэль (род. 12 января
1911 г., Рокайлэнд) – американский политолог, один из инициаторов
“бихевиоралистской революции”, работы которого в области
сравнительных исследований политических систем и культур,
а также по теории политического развития являются классикой
современной политической науки. Автор многочисленных работ,
в том числе: “Американский народ и внешняя политика”; “Политика
развивающихся регионов”; “Гражданская культура. Политические
отношения и демократия в пяти государствах”; “Сравнительная
политология. Эволюционный подход”; “Политическое
развитие”; “Кризис, выбор и изменение. Исторические исследования
политического развития”; “Сравнительная политология.
Система, процесс и политический курс”; “Гражданская культура:
пересмотр концепции”; “Разделенная наука. Школы и секты в
политологии”; “Сравнительная политология. Теоретическая
3
редлагаемое издание является продолжением учебного
пособия "Теория политики" (часть 1), которое
включало курс лекций, логические задания и про
Стр.3
структура” (Comparative Politics: A Theoretical Framework.
1-е изд., 1993; 3-е изд., 2000); “Плутократия и политика в НьюЙорке”;
“Современная европейская политика”.
Алмонд принадлежит к числу классиков современной политической
науки; он внес значительный вклад в развитие не только
собственно сравнительной политологии и политической теории,
но и всей дисциплины в целом. Алмонд – один из самых упоминаемых
авторов в современной политической науке и лидер по
этому показателю в сравнительной политологии. Он одним из
первых среди политологов занялся проблематикой систем. Отталкиваясь
от функционалистских теорий Толкотта Парсонса
(1902 – 1979), Эдварда Шилза (1910 – 1995), Мариона Леей (род.
1918) и др., он определял социальную систему как “взаимозависимое
взаимодействие” ролей и структур (институтов), выполняющих
свои функции таким образом, чтобы поддерживать всю
систему в равновесном состоянии. Система как аналитический
инструмент, заимствованный из биологии и механики, нуждается
в адаптации к потребностям политической науки, связанным со
спецификой мира политики. По мнению Алмонда, подобная
адаптация возможна путем установления исключительного отношения
политической системы (и политики в целом) к использованию
или угрозе использования легитимного насилия (физического
принуждения и суровых санкций), наделяющих любые
институты и процессы собственно политическими аспектами.
Алмонд развил классификацию системных входов (inputs) в виде
требований (demands) и поддержки (supports), предложенную Дэвидом
Истоном (род. 1917), выделив четыре типа требований:
1) требования товаров и услуг (в виде, например, возможностей
для образования и отдыха, дорожной и транспортной инфраструктур
и т.п.); 2) требования относительно правил, регулирующих
поведение как людей, так и больших структур (рынков и
др.); 3) требования относительно участия в политической системе
в виде избирательного права, свободы собраний и т.п. ; 4) “символические
входы”, например требования относительно демонстрации
величия и могущества государства в моменты кризисов и
т.п. ; и четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые
для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка
в виде уплаченных налогов или предоставленных граж4
Стр.4
данами услуг вроде воинской повинности; 2) согласие исполнять
законы и прочие правила; 3) политическое участие, например
поддержание политического общения, участие в выборах и т.п.;
4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим
символам и ритуалам. Что касается системных выходов
(outputs), то Алмонд предложил четыре класса действий (transactions),
в целом соответствующих четырем типам поддержки:
1) извлечения (extractions), которые принимают формы всевозможных
сборов, налогов и т.п., а также индивидуальной службы
системе; 2) всевозможные правила, регулирующие поведение
людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг,
статусов и др.; 4) “символические выходы”, включающие утверждение
ценностей, демонстрацию политических символов и др. В
политической (как и в любой другой) системе происходит преобразование
требований и поддержки в системные выходы. Система
стабильна, т.е. находится в состоянии равновесия, при легитимном
или предсказуемом соответствии системных выходов
входам требований и поддержки. Следует отметить, что системные
входы поступают не только извне системы, т.е. из окружающих
ее сред – общества, других политических систем, но и изнутри
– от политических элит. Если функции преобразования
свойственны всем политическим системам, то неизменно специфичными
являются структуры, институты и роли, задействованные
в осуществлении данных функций. Функциональная специфика
структур, институтов и ролей, свойственных конкретным
системам, делает возможным эффективное сравнение политических
систем. Алмонд предложил следующую классификацию
функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований;
2) агрегация (объединение) интересов в конкретные планы
действия; 3) преобразование планов действия в авторитетные
правила (официальные политические курсы); 4) применение общих
правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных
ситуациях; 6) распространение информации о происходящем
в самой политической системе и передача информации в социальную
и международную среды. Введение в анализ политических
систем категории системных возможностей (capabilities)
позволяет оценить влияние окружающих сред на систему, а также
влияние системы на данные среды; это также делает возможным
5
Стр.5