Т.С. Акопова
Регион как субъект и объект
политических отношений
в современной России
Ярославль 2006
УДК 323
ББК Ф3(2)12
А-40
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. <...> К.Д. Ушинского
А 45
Акопова, Т.С. Регион как субъект и объект политических отношений в современной России : монография
/ Т.С. Акопова; Яросл. гос. ун-т. <...> Это создает угрозу российскому федерализму,
основным принципом которого объективно должна быть взаимодействие регионов федерации. <...> На этом пути, несомненно, необходимо укрепление не только
вертикали, но и, прежде всего, горизонтали власти и обеспечение
реального, прочного, постоянного и эффективного взаимодействия между Центром и регионами, а также внутрирегиональные
взаимодействия, создание правовой системы и механизма, обеспечивающего действия региональных властей в строго конституциональных рамках, становление действительно независимой судебной власти, способной обеспечить эффективное осуществление реформ местного самоуправления, согласование целей и
задач, интересов государства и регионов. <...> Возникновение понятия пространства социума в целом
предшествует возникновению понятий пространств отдельных
сфер социума, в том числе и понятия пространства политической
сферы общества. <...> Помимо понятия
пространства социума, которое по-прежнему остается в центре
внимания, не меньшее значение приобретают частные, видовые
понятия социального пространства, в том числе понятие политического пространства. <...> Возникает и развивается понятие субъектного политического пространства. <...> Бурдье является одним
из ведущих теоретиков и исследователей политического пространства в современной науке5. <...> Бурдье отмечает, что каждый
агент действует в зависимости от собственной системы предпочтений. <...> Бурдье приходит к принципиальному тезису:
«пространство формируется внутренними целями особого типа,
которые могут быть совершены неинтересными с точки зрения <...>
Регион_как_субъект_и_объект_политических_отношений_в_современной_России__монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Т.С. Акопова
Регион как субъект и объект
политических отношений
в современной России
Ярославль 2006
Стр.1
УДК 323
ББК Ф3(2)12
А-40
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2006 года
Рецензенты:
В.Е. Жучков, канд. социол. наук, начальник ИПО
департамента градостроительства и архитектуры
Ярославской области; кафедра политологии и социологии
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Акопова, Т.С. Регион как субъект и объект политичеА
45
ских отношений в современной России : монография
/ Т.С. Акопова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ,
2006. – 176 с.
ISBN 5-8397-0482-2
В монографии рассматриваются проблемы, связанные
с функционированием региональных систем в политическом
процессе современной России.
В работе предпринята попытка осмысления пространственного
подхода к процессу регионализации и политической
практике территориального устройства современной
России
УДК 316
ББК С 550.35я73
© Ярославский
государственный
университет, 2006
ISBN 5-8397-0482-2
2
© Т.С. Акопова, 2006
Стр.2
Введение
Политические и социально-экономические изменения в российском
политическом пространстве последнего десятилетия
XX века свидетельствуют о том, что в России завершается процесс
становления трехуровневого политического пространства.
Процесс регионализации, начавшийся в этот период, протекает
как сложный и противоречивый. Основными чертами его стали
объединения в системе управления, власти и бизнеса, коррупция,
протекционизм, стремление к формализации замкнутого политического
пространства, ее особые статусные претензии. Результатом
регионализации стал асимметричный и кризисный характер
развития регионов. Это создает угрозу российскому федерализму,
основным принципом которого объективно должна быть взаимодействие
регионов федерации.
В 1990-е годы усилилась неоднородность политического
пространства России, что явилось следствием действия как внутренних,
так и внешних факторов. Распались связи с ближним зарубежьем,
которые уступили месту евроцентризму, углубился
раздел между западными и восточными регионами России; произошел
спад регионального обмена, что, в свою очередь, вызвало
проблемы и противоречия в развитии отраслей производства
(транспорта, промышленности, сельского хозяйства).
Межклановая борьба за передел собственности и полномочий,
структурный кризис сопровождались становлением новой
регионализации, нового типа структуризации российского политического
пространства.
В этих условиях углубляются противоречия между регионами
и Центром, между регионами, а также внутрирегиональные
противоречия.
Политическая практика зарубежных стран показывает, что
путь их разрешения – в развитии федерализма и демократии.
Задача, стоящая перед российскими реформаторами – найти
свой механизм решения проблем как прошлого, так и настоящего
3
Стр.3
развития на основе мирового и собственного исторического опыта.
На этом пути, несомненно, необходимо укрепление не только
вертикали, но и, прежде всего, горизонтали власти и обеспечение
реального, прочного, постоянного и эффективного взаимодействия
между Центром и регионами, а также внутрирегиональные
взаимодействия, создание правовой системы и механизма, обеспечивающего
действия региональных властей в строго конституциональных
рамках, становление действительно независимой судебной
власти, способной обеспечить эффективное осуществление
реформ местного самоуправления, согласование целей и
задач, интересов государства и регионов.
Формирование сбалансированного развития современной
России может осуществляться такими путями, как преодоление
остатков экстенсивного развития, баланс действия центростремительных
и центробежных сил.
Необходимо наделение федеральной власти и субъектов федерации
правом приостанавливать действие законов и нормативных
актов ее субъектов, которые противоречат федеральным законам,
нарушают единство и целостность государства, ограничивают
права и интересы субъектов федерации, закреплены в
конституционных актах РФ (расширение прав субъектов федерации
и учет интересов регионов).
Неразработанность проблем современного регионализма и
значимость процессов регионализации, продиктованная явлениями
структурирования нового политического пространства, делает
необходимым теоретический анализ, изучение условий, институтов,
субъектов, методов и результатов становления нового российского
федерализма.
В работе предпринята попытка осмысления пространственного
подхода к процессу регионализации и политической практике
территориального устройства современной России.
4
Стр.4
Глава 1.
Регион в политическом
пространстве
1.1. Проблемы определения понятия «регион».
Свойства регионального
политического пространства
П
роблема определения понятия «регион» в современной
политической науке становится все более актуальной.
Регион
определяется как самодостаточный социальный организм,
находящийся в единстве со средой, обладающий физикогеографическими,
культурно-цивилизационными, эколого-экономическими,
этнически-историческими, политико-административными
и правовыми свойствами.
Понятие «регион» широко использовалось в 1990-х годах,
отражая резкое повышение роли регионов, регионального фактора
в жизни России1
.
Теория политического пространства в своем современном
виде отличается явной обобщенностью и отвлеченностью.
Возникновение понятия пространства социума в целом
предшествует возникновению понятий пространств отдельных
сфер социума, в том числе и понятия пространства политической
сферы общества. Исследования П. Сорокина2
открывают первый
1 Лексин В.П., Андреева Е.Н. Региональная политика в контексте новой
российской ситуации и новой методологии ее изучения. М.: Прогресс
– Экопрос, 1993; Каганский В. Л. Реальности регионализации: основные
аспекты процесса // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития.
Вып. 1. М., 1994. С. 171-175; Федерализм: энциклопедический словарь.
М.: ИНФРЛ-М, 1997. С. 198; и др.
2 Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация. М., 1992. С. 297.
5
Стр.5