Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Т.А. Федорова
Социально-политическая
история стран Востока
в ХХ веке
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности История
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 94(5)
ББК Т 3(5)я73
Ф 33
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
А.В. Гаврилов, кандидат исторических наук;
Центр проблем развития и модернизации ИМЭМЭ РАН
М 12
Федорова, Т.А. Социально-политическая история стран Востока : текст
лекций / Т.А. Федорова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 68 с.
История современного Востока представляет несомненный интерес для
научного исследования. Особенно актуальным является изучение политических
и социально-экономических процессов, протекающих в таких крупнейших государствах
Азии, как Индия, Иран, Турция, Китай и Япония. Предлагаемое
учебное издание поможет выявить ключевые моменты партийно-политического
и социально-экономического развития вышеназванных государств на базе рассмотрения
их истории во второй половине ХХ века.
Настоящее издание предназначено в качестве дополнительного пособия
для студентов, занимающихся по дисциплине «История стран Азии и Африки»,
(специальность 020700 «История», блок ОПД).
УДК 323
ББК Ф 3(5)я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© Т.А. Федорова, 2006
Учебное издание
Федорова Татьяна Александровна
Социально-политическая история стран Востока
в ХХ веке
Текст лекций
Редактор, корректор Л.Н. Селиванова
Компьютерная верстка И.Н. Ивановой
Подписано в печать 15.06.2006 г. Формат 60х84/16. Бумага тип.
Усл. печ. л. 3,95. Уч.-изд. л. 3,26. Тираж 100 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет.
150000 Ярославль, ул. Советская, 14.
2
Стр.2
Введение
циально-экономических процессов, протекающих в таких крупнейших
государствах Азии, как Индия, Иран, Турция, Китай и
Япония. История этих стран уникальна, каждая из них представляет
собственный путь «прорыва» в современный глобализующийся
мир.
И
Республика Индия, унаследовав от бывшей метрополии – Великобритании,
базовые элементы парламентской системы, дает
пример наиболее стабильного социально-политического и экономического
развития. Иран, покончивший с монархией в 1979 г.,
встал на путь исламского развития, избрав республиканскую форму
правления. Турция добилась независимости в нелегкой национально-освободительной
борьбе после Первой мировой войны. Но
вторая половина ХХ века для Турецкой Республики – это время
перехода к современной рыночной экономике и смягчения внутриполитического
режима. Турция – первое азиатское государство,
заявившее о своем стремлении войти в содружество европейских
стран. Китайская Народная Республика – крупнейшее государство,
сохранившее в своей основе коммунистическую идеологию, но
проводящее рыночные преобразования, фактически стимулирующее
развитие капиталистических отношений. Благодаря такой политике
Китай занимает одно из первых мест в мире по уровню экономического
могущества. Япония – наиболее динамично развивающееся
государство Востока. По уровню экономического и
политического развития она более напоминает западные индустриальные
страны. Для Японии важнейшим условием стабильного
развития является ее внешнеполитический курс.
Предлагаемые тексты лекций помогут выявить ключевые моменты
партийно-политического и социально-экономического развития
вышеназванных государств на базе рассмотрения их истории
во второй половине ХХ века.
3
стория современного Востока представляет несомненный
интерес для исторического исследования. Особенно
актуальным является изучение политических и со
Стр.3
Рекомендуемая литература
(учебники)
1. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век : учебник
для пед. вузов : в 3 ч. / под ред. А.М. Родригеса. – М., 2002.
2. Васильев, Л.С. История Востока: в 2 т. Т. 2 / Л.С. Васильев. –
М.: Высшая школа, 1998.
3. Иванов, М.С. Новейшая история Ирана / М.С. Иванов. – М.,
1965.
4. История Индии / под ред. К.А. Антоновой, Г.М. БонгардЛевина,
Г.Г. Котовского. – М., 1973.
5. История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. – М.: Изд-во
МГУ, 2004.
6. Гасратян, М.А. Очерки истории Турции / М.А. Гасратян,
С.Ф. Орешкова, Ю.А. Петросян. – М., 1983.
7. Кузнецов, Ю.Д. История Японии / Ю.Д. Кузнецов, Г.Б. Навлицкая,
И.М. Сырицкий. – М., 1988.
8. Новейшая история Индии. – М., 1959.
9. Новейшая история Турции. – М., 1968.
10. Новичев, А.Д. Турция: краткая история / А.Д. Новичев. –
М., 1965.
11. Очерки новейшей истории Ирана /
А.З. Арабаджян. – М., 1976.
отв. ред.
4
Стр.4
Лекция I. Республика Индия
(1950 – 2004 гг.)
1. Республика Индия
в период проведения «курса Неру».
Формирование оппозиции политике
Индийского национального конгресса
(1950 – 1963 гг.)
26 января 1950 г. Индия стала независимой республикой. Согласно
Конституции, разработанной в период существования Доминиона
Индийский союз (1947 – 1949 гг.), во главе государства встал
президент, однако реальную власть получило правительство во главе
с премьер-министром, которое было подотчетно парламенту и
формировалось наиболее многочисленной фракцией его нижней палаты
– Лок Сабхи. Первым премьер-министром Республики Индия
стал лидер самой многочисленной и авторитетной партии Индийский
национальный конгресс (ИНК) Джавахарлал Неру (1889 –
1964). Он предложил стране проект преобразований, получивший
по его имени название «курса Неру». «Курс Неру» – это доктрина
социально-экономического развития государства, ставившая целью
добиться экономической независимости страны и вывести ее население
из нищеты. В то же время начальный период существования
суверенного индийского государства был посвящен формированию
и эволюции его политического механизма. Основные положения
«курса Неру» сводились к пяти основным принципам:
1. Ускоренное экономическое развитие на основе планирования;
2.
Индустриализация как одна из центральных проблем национальной
реконструкции, реализуемой с помощью планирования;
3. Ведущая роль государственного сектора в экономике, государственный
капитализм, контроль над частным капиталом;
5
Стр.5