Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения (1996 - 2006) (190,00 руб.)

0   0
Авторыпод ред. Т.М. Гавристовой
ИздательствоЯрГУ
Страниц116
ID206763
АннотацияВ сборник включены тексты докладов и сообщений участников Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета
ISBN5-8397-0511-Х
Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения (1996 - 2006) : Сборник материалов Всероссийской научной конференции / под ред. Т.М. Гавристовой .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 116 с. — ISBN 5-8397-0511-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/206763 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Лаборатория африканистики и востоковедения Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения (1996 – 2006) 17 января 2007 года Ярославль 2006 Африканистика и востоковедение УДК 930:061.2/. <...> План 2006 года Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения (1996 – 2006) / под ред. <...> Ходнев Дискурсивные практики и восприятие ислама в Западной Европе и России в XIX веке без преувеличения большое событие: вышел из печати, после анонса, а затем долгого ожидания с начала 1990-х годов1 ском переводе «Ориентализм»2 в 1978 году серьезно пошатнул авторитет В 2006 году в российском гуманитарном знании произошло , в русСаида, вокруг которой идут вот уже около тридцати лет серьезные научные и иные дискуссии3 изданием своей книги4 , нашумевшая книга Эдварда В. <...> Саид доказывал в своей работе, что колониальная власть нуждалась в особых способах репрезентации, и поэтому она использовала в XIX – XX вв. «ориентализм»: западный дискурс о Востоке. <...> 3  Африканистика и востоковедение ная наука на службе колониальной власти, по мнению весьма даровитого интеллектуала-памфлетиста, создавала лишь искаженные образы, далекие от реальной действительности и нареченные им «ориентализмом». <...> Саида, следует признать, что изучение дискурсивных практик представляет собой не просто некую игру интеллекта. <...> Правда, это вывод сделан относительно противоречий российской политики начала XXI века, и он не исключает опосредованного влияния контекста на принятие решений. <...> 4  А.С. Ходнев дит в понятие контекста международной политики. <...> Следовательно, дискурс ислама в западной или российской интеллектуальной <...>
Африканистика_и_востоковедение_в_Ярославском_государственном_университете_имени_П.Г._Демидова_Сборник_материалов_Всероссийской_научной_конференции,_посвященной_десятилетию_Лаборатории_африканистики_и_востоковедения_(1996_-_2006).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Лаборатория африканистики и востоковедения Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения (1996 – 2006) 17 января 2007 года Ярославль 2006
Стр.1
Африканистика и востоковедение УДК 930:061.2/.3 ББК Т3(6)я43 А 94 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2006 года Африканистика и востоковедение в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения (1996 – 2006) / под ред. Т.М. Гавристовой ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2006. – 116 с. ISBN 5-8397-0511-Х (978-5-8397-0511-1) В сборник включены тексты докладов и сообщений участников Всероссийской научной конференции, посвященной десятилетию Лаборатории африканистики и востоковедения кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета Материалы конференции публикуются в авторской редакции. Издание осуществляется при финансовой поддержке исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова УДК 930:061.2/.3 ББК Т3(6)я43 ISBN 5-8397-0511-Х (978-5-8397-0511-1) © Ярославский государственный университет, 2006  2 
Стр.2
А.С. Ходнев ВОСТОКОВЕДЕНИЕ А.С. Ходнев Дискурсивные практики и восприятие ислама в Западной Европе и России в XIX веке без преувеличения большое событие: вышел из печати, после анонса, а затем долгого ожидания с начала 1990-х годов1 ском переводе «Ориентализм»2 в 1978 году серьезно пошатнул авторитет В 2006 году в российском гуманитарном знании произошло , в русСаида, вокруг которой идут вот уже около тридцати лет серьезные научные и иные дискуссии3 изданием своей книги4 , нашумевшая книга Эдварда В. . Э.В. Саид первым американским всей западной науки о Востоке и его истории. Э.В. Саид обосновал концепцию критики колониальной политики, основанную на некоторых положениях постмодернизма (М.Фуко). Саид доказывал в своей работе, что колониальная власть нуждалась в особых способах репрезентации, и поэтому она использовала в XIX – XX вв. «ориентализм»: западный дискурс о Востоке. Востоковед1 Сведения о подготовке русского перевода книги появились в 1995 году. См.: Саид Э. Ориентализм. Послесловие к изданию 1995. // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 4. С. 33. 2 Саид Э.В. Ориентализм. Санкт-Петербург: Русский Мир, 2006. 637 с. 3 Споры вокруг «ориентализма» так далеко удалились от научных дискуссий, что Э. Саиду приписывали содействие в радикализации исламистских движений и исламского фундаментализма, намекая на то, что первая публикация его книги почти совпала по времени с Исламской революцией в Иране 1979 года. Саид Э. Ориентализм. Послесловие к изданию 1995. // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 4. С. 34). 4 Said E. W. Orientalism. N.Y.: Vintage Books, 1978.  3 
Стр.3
Африканистика и востоковедение ная наука на службе колониальной власти, по мнению весьма даровитого интеллектуала-памфлетиста, создавала лишь искаженные образы, далекие от реальной действительности и нареченные им «ориентализмом». Последнему термину, с легкой руки Э. Саида, была уготована примечательная судьба – им стали обозначать все вольные и невольные фальсификации представлений и знаний о Востоке. Остается открытым вопрос, что собой представляла российская востоковедная наука в XIX-XX вв., и имеет ли она те же цели и корни, что и западный «ориентализм»? Как бы мы не относились к исследованиям Э. Саида, следует признать, что изучение дискурсивных практик представляет собой не просто некую игру интеллекта. Дискурсивные практики особенно в области такой важной проблемы как история ислама, образы ислама, возникавшие в представлениях западной элиты, оказывали влияние на процессы принятия политических и иных решений, влиявших на судьбы целых народов. Дискурсивные практики составляли важную часть контекста. Изучение поведения государств в условиях международных кризисов привело многих исследователей к заключению, что не существует свободных от контекста поступков политической элиты, на мнение которой обычно опираются главы государств, принимающие решения. Известный публицист и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянов, один из немногих, кто поставил под сомнение какое-либо влияние идеологии на внешнюю политику: «Главное заключается в следующем: внешнеполитическая практика в значительной степени не является прямой производной от интеллектуального климата, сложившегося в обществе и элите»5 . Правда, это вывод сделан относительно противоречий российской политики начала XXI века, и он не исключает опосредованного влияния контекста на принятие решений. Следует признать, что помимо базовых систем и структур международных отношений, влияющих на действия государств в международной политике, обычно, упоминается много причин, факторов, "переменных" и "постоянных величин". Все это и вхо5 Лукьянов Ф. Внешняя политика России: Технократы против идеологии // Неприкосновенный запас. 2005. № 5 (43).  4 
Стр.4
А.С. Ходнев дит в понятие контекста международной политики. Согласно выводам канадского исследователя Г. Гоэрца, существует достаточно сильная степень зависимости между государством и средой вокруг него – контекстом6 , важной частью которого в свою очередь является история (дискурс). Одно из ярких определений, что представляет собой дискурс, . Следовательно, дискурс ислама в западной или российской интеллектуальной среде должен был стать проявлением, прежде всего, интереса/отсутствия интереса к самому предмету и к Востоку в целом, а также политикой/отсутствием политики в отношении исламских регионов. Наиболее влиятельными, на наш взгляд, в XIX веке были представления об исламе формировавшиеся в Германии, где была создана мощная философская традиция, воздействовавшая на всю интеллектуальную жизнь Европы, а также в России, соприкасавшейся непосредственно с миром ислама и, отчасти, представлявшей собой для европейцев часть самого Востока, а следовательно того Иного/Другого, изображения которого часто на западе отождествляли с Востоком. Считается, что немецкий философский дискурс XIX – начала дал М. Фуко в предисловии к своей книге: "Мне бы хотелось, чтобы книга не сводила собственный статус к статусу текста – с этим прекрасно справится педагогика или критика, – но чтобы ей хватило нахальства объявить себя дискурсом, иначе говоря, одновременно сражением и оружием, стратегией и ударом, борьбой и трофеем или боевой раной, стечением обстоятельств и отголоском минувшего, случайной встречей и повторяющейся картиной"7 XX века почти полностью игнорировал ислам. Духовные поиски немецких ученых на Востоке к тому же были связаны, в основном, с Индией. Книга Фридриха Шлегеля "Язык и мудрость индийцев", вышедшая в 1808 году, лекции Гегеля о религии, публиковавшиеся с 1829, а также записки Карла Маркса о Британской Индии, являлись главными вехами немецкого философского ин6 Goertz G. Contexts of International Politics. N.Y.: Cambridge univ. Press, 1994. P.1-3. 7 Фуко М. История Безумия в классическую эпоху. Санкт-Петербург, 1997. С. 22.  5 
Стр.5