Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

История России (начало XX века): Методические указания (90,00 руб.)

0   0
Авторысост. Т.Н. Волкова
ИздательствоЯрГУ
Страниц41
ID206756
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса истории России (начало XX века). Они включают рекомендации по организации самостоятельной подготовки к различным видам индивидуальной и аудиторной работы по указанной дисциплине, содержат тематику занятий, основные источники, а также учебную и исследовательскую литературу. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История России", блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности История
УДК94/47
ББКТ 3(2)я73
История России (начало XX века): Методические указания : Методические указания / сост. Т.Н. Волкова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206756 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра новейшей отечественной истории История России (начало XX века) Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2006 1 УДК 94/47 ББК Т 3(2)я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса истории России (начало ХХ века). <...> УДК 94/47 ББК Т 3(2)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Т.И. Волкова, 2006 2 Цели и задачи курса “История Росии“ (начало ХХ века) Цель курса "История России" в начале ХХ столетия – изучение особенностей российской цивилизации в указанный период времени и истоков ее кризиса, проявившихся в событиях Февральской революции 1917 г. Достижение этой цели возможно путем прослушивания курса лекций (аудиторно), работы на семинарах (аудиторно) и самостоятельного изучения и проработки необходимых источников, учебной и исследовательской литературы. <...> Задача курса – изучение модернизационного процесса в России в начале ХХ в., ее политического строя: структуры, традиций, ценностей, причин социокультурного раскола как основы сложившегося революционного кризиса в стране. <...> Методические рекомендации по самостоятельной работе Настоящие методические указания способствуют приобретению конкретных навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов и умению устного выступления на семинарских занятиях. <...> 3 Наряду с прослушиванием лекций, читаемых преподавателем, который определяет и выделяет наиболее значимые темы и проблемы, ориентирует аудиторию в существующих источниках и литературе, студент должен самостоятельно ознакомиться с рекомендованными учебниками, хрестоматиями, справочниками и энциклопедиями <...>
История_России_(начало_XX_века)__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра новейшей отечественной истории История России (начало XX века) Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2006 1
Стр.1
УДК 94/47 ББК Т 3(2)я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензент кафедра новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составитель канд. ист. наук Т.И. Волкова И 90 История России (начало XX века): метод. указания / сост. Т.И. Волкова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 39 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса истории России (начало ХХ века). Они включают рекомендации по организации самостоятельной подготовки к различным видам индивидуальной и аудиторной работы по указанной дисциплине, содержат тематику занятий, основные источники, а также учебную и исследовательскую литературу. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина “История России“, блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 94/47 ББК Т 3(2)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Т.И. Волкова, 2006 2
Стр.2
Цели и задачи курса “История Росии“ (начало ХХ века) Цель курса "История России" в начале ХХ столетия – изучение особенностей российской цивилизации в указанный период времени и истоков ее кризиса, проявившихся в событиях Февральской революции 1917 г. Достижение этой цели возможно путем прослушивания курса лекций (аудиторно), работы на семинарах (аудиторно) и самостоятельного изучения и проработки необходимых источников, учебной и исследовательской литературы. Задача курса – изучение модернизационного процесса в России в начале ХХ в., ее политического строя: структуры, традиций, ценностей, причин социокультурного раскола как основы сложившегося революционного кризиса в стране. Понимание и знание этих тенденций необходимо для подготовки профессиональных историков и преподавателей. Курс "История России" в начале ХХ в. относится к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых на исторических факультетах вузов. Он логически взаимосвязан с предшествующими курсами средневековой и новой истории России, а также с курсом истории зарубежных стран данного периода (при изучении теоретико-методологического материала по важнейшим проблемам сближения и интеграционных тенденций социальноэкономического развития России и Европы, а также по внешнеполитическим аспектам). В ходе изучения данного курса и совокупных дисциплин формируются знания и навыки, необходимые студентам при прохождении ими дисциплин специализации. Методические рекомендации по самостоятельной работе Настоящие методические указания способствуют приобретению конкретных навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов и умению устного выступления на семинарских занятиях. 3
Стр.3
Наряду с прослушиванием лекций, читаемых преподавателем, который определяет и выделяет наиболее значимые темы и проблемы, ориентирует аудиторию в существующих источниках и литературе, студент должен самостоятельно ознакомиться с рекомендованными учебниками, хрестоматиями, справочниками и энциклопедиями. Поэтому вопросы семинарских занятий составлены таким образом, что часть из них включает концептуальнотеоретические положения и подходы, получившие освещение в ходе изложения материала, а другие, содержащие в основном историко-фактологческие сюжеты, предлагаются исключительно на самостоятельное изучение. Большим подспорьем при подготовке той или иной темы послужат рекомендованные к ней (теме) источники, а также приведенные в общем списке источников и литературы хрестоматии. Именно они содержат сгруппированные по проблемам документы и материалы, позволяющие в наиболее концентрированной и доступной форме составить представление и разобраться в таких основополагающих положениях курса, как буржуазная эволюция российского общества, столкновение ценностей модернизации и традиционализма, суть революционных идей в России: их общее и особенное, формы политической коммуникации общества с властью и т.д. Опубликованные источники дают возможность ознакомиться с конкретным материалом о росте национальных проблем в Российской империи, о развитии самосознания крестьян и крестьянского движения, о проведении конституционных реформ в России в 1905 – 1906 гг., выборах и деятельности Дум. Учебная и главным образом исследовательская литература, приведенная в методических указаниях, представлена работами как новейшего периода времени, содержащими новые концептуально-теоретические подходы в освещении исторических явлений, так и трудами, вышедшими в 1980-е, в начале 1990-х гг. Подобное обстоятельство объясняется тем, что определенный корпус исследований советского периода времени и историографии содержит весьма фундированный фактологический материал, строится на солидной источниковй базе и поэтому их информация вполне может быть использована при изучении конкретной темы. Что же касается оценочных подходов, интерпретации источников и критического осмысления исследовательской литературы (как совет4
Стр.4
ской, так и новейшей), то автор методических указаний оставляет за студентами право самостоятельного выбора тех или иных методологических подходов и историографических направлений, которые в любом случае должны быть научно аргументированы. При изучении материала студенты могут привлекать и другие источники и литературу, не включенные в данные методические указания. В целом при подготовке как к семинарским занятиям, так и к экзамену, которым завершается указанная дисциплина, студенты должны обратиться к совокупности всей учебной и научной литературы, текстам лекций, своим конспектам и рабочим тетрадям, ибо объем информации, содержащийся в настоящем курсе истории России, требует своего систематизирования и скрупулезной проработки. Методологически подходы к изучению истории России нового времени В основе изучения курса истории России лежат следующие методологические положения. Отечественная история является неотъемлемой частью всеобщей истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. В изучении курса, на наш взгляд, необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Понятие общественно-экономической формации ориентируется на то, что история – это целостность, организованная вокруг социально-экономических отношений, которая помогает проследить этапы ее становления и функционирования. Формационная теория включает метод восхождения от абстрактного к конкретному, понятие исторического и логического, идеи направленности и периодизации истории. На основе формационного подхода изучается функционирование капитализма. Его можно назвать социологическим в широком смысле. 5
Стр.5