Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

История России (пореформенный период): Методические указания (90,00 руб.)

0   0
АвторыН.С. Велитченко. Ю.Б. Смирнова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID206755
АннотацияМетодические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История России", блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения в качестве руководства для самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Планы семинарских занятий рассчитаны на 32 академических часа и включают список источников и литературы.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности История
УДК94(47)
ББКТ3(2)я73
История России (пореформенный период): Методические указания : Методические указания / Н.С. Велитченко. Ю.Б. Смирнова .— 4-е изд., испр. и доп. — Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206755 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории История России (пореформенный период) Методические указания и планы семинарских занятий 4-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2006 1 УДК 94(47) ББК Т3(2)я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова Составители: Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова И 90 История России (пореформенный период): метод. указания / Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова. <...> УДК 94(47) ББК Т3(2)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова, 2006 2 Курс истории России пореформенного периода (вторая половина XIX в.) является одним из наиболее сложных в отечественной истории. <...> Он сконцентрировал в себе целый ряд важнейших в научно-теоретическом плане проблем, таких как проблемы промышленного переворота, места и роли иностранного капитала в национальной экономике, реформаторской инициативы правительства в кризисные периоды развития государства, начала становления гражданского общества в России, истоков и развития радикализма и политического терроризма в стране и многие другие. <...> Отмена крепостного права в России В процессе изучения настоящей темы студентам следует на конкретно-историческом материале рассмотреть процесс кризиса феодально-крепостнической системы в России и ответить на основной вопрос: “Почему ликвидация крепостного строя превратилась в конце 1850-х гг. в основную социально-экономическую проблему? <...> XIX в. сложились экономические, социальные, политические, нравственные предпосылки отмены крепостного права, и раскрыть содержание каждого из этих понятий. <...> Важно отметить, что подготовка отмены крепостного права и реализация реформы в первые годы проходили в условиях обострения идеологического противостояния и оживления трех основных направлений общественно-политической <...>
История_России_(пореформенный_период)__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра отечественной средневековой и новой истории История России (пореформенный период) Методические указания и планы семинарских занятий 4-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2006 1
Стр.1
УДК 94(47) ББК Т3(2)я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензент кафедра отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составители: Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова История России (пореформенный период): метод. укаИ 90 зания / Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова. – 4-е изд., испр. и доп. ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 40 с. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "История России", блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения в качестве руководства для самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Планы семинарских занятий рассчитаны на 32 академических часа и включают список источников и литературы. УДК 94(47) ББК Т3(2)я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова, 2006 2
Стр.2
Курс истории России пореформенного периода (вторая половина XIX в.) является одним из наиболее сложных в отечественной истории. Он сконцентрировал в себе целый ряд важнейших в научно-теоретическом плане проблем, таких как проблемы промышленного переворота, места и роли иностранного капитала в национальной экономике, реформаторской инициативы правительства в кризисные периоды развития государства, начала становления гражданского общества в России, истоков и развития радикализма и политического терроризма в стране и многие другие. Освоение сложного материала студентами может быть успешным при соблюдении двух непременных условий. Первое условие – тщательное изучение материалов исторических источников, поскольку только источники дают возможность составить наиболее полное и яркое представление об эпохе. Второе условие – творческое овладение теоретическими знаниями, изучение достижений отечественной и зарубежной исторической науки по всему спектру рассматриваемых проблем. Выполнение этих требований позволит студентам достичь главной образовательной цели курса – овладеть навыками самостоятельного анализа сложных исторических явлений и процессов, проследить неразрывную генетическую связь пореформенного периода с предшествующими историческими событиями и определить его влияние на ход последующего развития России. Тема 1. Отмена крепостного права в России В процессе изучения настоящей темы студентам следует на конкретно-историческом материале рассмотреть процесс кризиса феодально-крепостнической системы в России и ответить на основной вопрос: “Почему ликвидация крепостного строя превратилась в конце 1850-х гг. в основную социально-экономическую проблему?”. Для этого в ходе подготовки к практическим занятиям необходимо ознакомиться с рекомендуемыми источниками, сборниками документов, сделать анализ нужных публикаций, а на семинарах непосредственно обратиться к проработанным текстам. 3
Стр.3
При работе над материалами по данной теме студенты должны уяснить, что во второй половине 50-х гг. XIX в. сложились экономические, социальные, политические, нравственные предпосылки отмены крепостного права, и раскрыть содержание каждого из этих понятий. Важно отметить, что подготовка отмены крепостного права и реализация реформы в первые годы проходили в условиях обострения идеологического противостояния и оживления трех основных направлений общественно-политической мысли: консервативного, либерального и революционного исторического. При освещении этой проблемы необходимо назвать наиболее ярких представителей каждого из названных течений, объяснить их аргументацию собственных позиций, осветить деятельность нелегальных революционных организаций, выступавших от имени крестьян, ограбленных реформой. Следует обратить особое внимание на проблему реформаторской инициативы и роль Александра II в разрешении сложнейшего кризиса, носившего структурный характер. Необходимо показать эволюцию правительственной программы отмены крепостного права, ее постепенное сближение с программой либерального меньшинства, объяснить мотивы, заставившие правительство занять достаточно твердую и независимую позицию. Эта позиция заключалась в решении императора и его единомышленников (Я. Ростовцев, Н. и Д. Милютины, С. Ланской) освободить крестьян с земельным наделом за выкуп. Власти сумели понять, что в крестьянском сознании «земля» и «воля» связаны неразрывно. Освобождение крестьян без земли не принесло бы разрешения существовавших в стране социально-экономических проблем. Напротив, такое освобождение усилило бы протестные настроения крестьян и критически сказалось бы на государственном бюджете, главным источником пополнения которого были именно крестьянские хозяйства. При подготовке к практическим занятиям студентам следует сделать подробный анализ содержания самой крестьянской реформы. Прежде всего, необходимо разобраться в вопросе о земельных наделах, предоставленных крестьянам по реформе. Важно выяснить, как определялся размер минимального и максимального на4
Стр.4
делов, при каких обстоятельствах помещик мог сократить крестьянские наделы, что такое «отрезки». Одним из самых сложных вопросов в занятии 2 является вопрос о механизме выкупной операции. Как уже отмечалось, крестьяне получили землю за выкуп. Однако у них, как правило, не было необходимой суммы, и посредником между помещиками и крестьянами в осуществлении выкупа стало государство. Оно выдавало крестьянам ссуду в размере 75 – 80% выкупной суммы, которую они должны были погашать в течение 49 лет под 6% годовых. Эти ежегодные взносы назывались «выкупными платежами». В отечественной историографии существуют диаметрально противоположные оценки выкупной операции. Одни авторы называют ее блестяще проведенной финансовой операцией, которая позволила сократить время выкупа земли и превращения крестьян в собственников, а заодно обеспечила государственную казну стабильными поступлениями почти на полвека. Другие считают, что крестьянство было ограблено выкупными платежами, лежавшими тяжелым бременем на скудном крестьянском бюджете. Не случайно отмена выкупных платежей стала одним из главных требований не только крестьян, но и радикальных политических партий в ходе первой русской революции 1905 – 1907 гг. Студенты должны, опираясь на материалы исторических источников, сформулировать собственную точку зрения по этому дискуссионному вопросу. С процессом выкупа крестьянами земли связан еще один важный термин – «временнообязанный крестьянин». Этим термином вплоть до 1881 г. называли лично свободных крестьян, не выкупивших землю в собственность и продолжавших нести барщинные и оброчные повинности помещику за пользование наделом. Дело в том, что 20 – 25% выкупной суммы за надел должны были уплатить помещику сами крестьяне наличными деньгами. Однако необходимость платить постоянно растущие государственные налоги, выкупные платежи, оброк и при этом откладывать деньги на выкуп было чрезвычайно затруднительно. К 1881 г. 15% бывших помещичьих крестьян так и не стали собственниками, оставаясь в статусе временнообязанных. При рассмотрении вопросов об условиях реформы студенты должны овладеть также такими терминами, как «полюбовное соглашение», «градация повинностей», «уставная грамота», «миро5
Стр.5