Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Ю. Шустрова
Традиционная культура русских
Верхнего Поволжья
в XIX – начале XX века
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Музеология
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 94(47)
ББК Т52(2=Р)я73
Ш 97
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензенты:
кандидат исторических наук Е.В. Синицына;
Ярославский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник
Шустрова, И.Ю. Традиционная культура русских Верхнего ПоШ
97
волжья в XIX – начале XX века : текст лекций / И.Ю. Шустрова;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 71 с.
ISBN 5 8397-0457-1
В тексте лекций по курсу «Традиционная культура русских
Верхнего Поволжья в XIX – начале XX века» отражены темы, связанные
с анализом источников. Материалы его могут быть использованы
при изучении курсов «История материальной культуры»,
«Атрибуция и экспертиза музейных предметов». Учебное издание
призвано расширить представление студентов по основным проблемам
изучаемого курса.
Текст лекций адресован студентам, обучающимся по специальности
021000 «Музеология» (дисциплина "Традиционная культура
русских Верхнего Поволжья в XIX – начале XX века, блок ДС), очной
формы обучения.
УДК 94(47)
ББК Т52(2=Р)я73
Издание подготовлено и осуществлено в соответствии
с планом деятельности научно-учебной лаборатории по истории и культуре
Ярославского края (исторический факультет ЯрГУ им. П.Г. Демидова)
© Ярославский
государственный
университет, 2006
ISBN 5 8397-0457-1
2
© И.Ю. Шустрова, 2006
Стр.2
Лекция 1. Вещественные источники
по традиционной культуре русских
Верхнего Поволжья
Информативную группу источников по традиционной культуре
русских Верхнего Поволжья составляют музейные коллекции.
Собрание Ярославского историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника является одним из наиболее заметных в
Верхневолжье. Оно насчитывает более 250 тысяч единиц хранения,
среди них немало предметов, которые, без сомнения, могут заинтересовать
исследователей традиционной материальной культуры. В
данной главе речь пойдет о вещественных источниках конца
XVIII – XX вв., хранящихся в собрании Ярославского историкоархитектурного
и художественного музея-заповедника, о наиболее
репрезентативных коллекциях музея и этапах их формирования.
Начало собирания материалов по этнографии региона относится
к 80-м гг. XIX в. 1884 г. был годом начала создания в Российской
империи губернских ученых архивных комиссий. В Ярославле
разрешение на открытие комиссии было получено в феврале
1887 г. Летом того же года здесь проходил VII Археологический
съезд, на котором местные краеведы предприняли последнюю безуспешную
попытку учредить «Ярославское общество любителей
археологии и этнографии».
Инициаторы его явились впоследствии создателями Ярославской
губернской ученой архивной комиссии (далее – ЯГУАК), а
программой комиссии стала программа несостоявшегося археолого-этнографического
общества. Деятельность комиссии свидетельствует
о том, что она поставила перед собой более широкие задачи,
чем разбор архивов и издание документов, и являлась, скорее, историко-краеведческим
обществом. В 1895 г. трудами членов
ЯГУАК в Ярославле создается Древлехранилище – исторический
музей. Задачами его было собирание всего, «что дает представление
о деталях и жизни минувших поколений». По свидетельству
современников, при пополнении музея предпочтение отдавалось
предметам с народным характером, а также предметам местного
происхождения.
3
Стр.3
Недостаток материальных средств на содержание музея не
служил препятствием для пополнения его фондов. В «Протоколах»
заседаний ЯГУАК постоянно упоминаются имена «жертвователей»,
среди которых наиболее активными были Александр Николаевич
Ливанов, Николай Федорович Дубровин, Павел Васильевич
Мосягин, Николай Авксентьевич Манисеин и др. Так, от
Н.Ф. Дубровина в 1904 – 1909 гг. поступили предметы, характеризующие
традиционный костюм (шугай – ЯМЗ-6678, женский головной
убор – ЯМЗ-6455), пряничные доски (ЯМЗ-275, 310, 316),
ковши-корцы (ЯМЗ-123, 163, 165), квасник (ЯМЗ-2899) и др.
П.В. Мосягин передал женские головные уборы (ЯМЗ-6414, 6434,
6437, 6436,6435, 6221), пряничные доски (ЯМЗ-319, 317, 274, 296)
и другие предметы. В коллекцию музея А.Н. Ливанов пожертвовал
головные женские уборы (ЯМЗ-6442, 6433).
Благодаря заботам Иллариона Александровича Тихомирова
коллекция Древлехранилища ЯГУАК пополнилась гончарными изделиями.
В 1902 г. он предложил комиссии «виду того интереса,
который представляет глиняная посуда кустарной выделки вследствие
пережитков глубокой древности как в ее формах, так и в способах
ее изготовления и украшения, отпустить хотя бы незначительную
сумму на приобретение… по экземпляру образцов местных
глиняных изделий…»*. Это предложение было «сочувственно»
встречено коллегами И.А. Тихомирова, который вскоре
совершил выезд в Сменцевскую волость Мышкинского уезда, где
работали «горшели». По данным земско-статистического обследования,
в 1897 г. гончарством занимались 126 человек, проживавших
в 15 селениях Сменцевской и 5 селениях Ново-Никольской
волости Мышкинского уезда. Глина, которую использовали гончары,
имела серо-зеленоватый цвет и залегала главным образом на
Лопатиной пустоши возле деревень Синицыно и Хохловка.
В целом собирательская деятельность Древлехранилища была
успешной. В «Отчете за 1900 – 1914 гг.» по музею ЯГУАК отмечалось,
что в фондах имеется «… одежд и головных уборов XVIII –
XIX вв. – 89, столов, лавок, стульев, кресел – 45, поставцов, шкафов,
коников резных, раскрашенных, расписных – 16, укладок, ларцов,
коробей, сундуков, ящиков железных, обитых, костяных с росписью
* В цитатах сохранена орфография и пунктуация оригиналов.
4
Стр.4
и без – 46, посуды – деревянной с резьбой, раскраской, плетеной,
берестяной, корешковой – 120, глиняной народно-кустарной –
101… (представлены изделия. – И.Ш.) домашнего обихода с резьбой
и раскраской – прялки, вальки, рубели, швейки, рукоятки, приколы,
ящики, солонки – 110, печаток для набойчатых тканей – 173,
для пряников формы – 32… образцов материи – 250». Часть предметов
из коллекции музея была опубликована А.А. Бобринским.
Оценивая состав собрания Древлехранилища, члены ЯГУАК
отмечали, что имеющиеся материалы могли бы быть использованы
для создания «комнаты-обстановки» помещика-дворянина «во дни
прадедов и дедов». В одном протоколе значилось следующее:
«…найдется обстановка – обиход … помещика или служащего
эпохи Отечественной войны и более близкого времени – Николаевского.
Можно создать картину обстановки купеческой семьи XVII
– XVIII вв. и начала XIX в. Наконец, полностью можно себе представить
деревенскую избу, начиная с образцов домотканных зипунов,
пестрядинных рубах с латками и подоплеками, набойчатых
крашеных сарафанов, прялок, светцов и прочего включительно,
кончая лубочными картинами». Итак, деятельность ЯГУАК была
отмечена успехами в собирании памятников традиционной материальной
культуры.
Собрание Древнехранилища впоследствии стало основой фондов
Ярославского историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника.
В 1919 г. в музей была передана часть предметов из коллекции
Н.Л. Шабельской, в 1920 г. – материалы из Государственного музейного
фонда. В настоящее время удалось выявить в фондах музея
около 100 предметов из коллекции Натальи Леонидовны Шабельской
(1841/1845 – 1904), известной собирательницы русской старины.
Н.Л. Шабельская (урожденная Кронеберг) начала собирать и
изучать образцы старинной русской вышивки, столь часто встречавшейся
в декоративном убранстве народного костюма, в 80-х гг.
XIX в. По словам В.В. Стасова, задача сохранения этой отрасли
женского русского народного творчества «была новая и прекрасная,
и для нее было тогда самое время, так как старинные русские
вышивки и кружева все более и более выходили из употребления
даже у самих крестьян ... все вышитое золотыми и серебряными
5
Стр.5