Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Предвозрождение и Возрождение: изучение теоретического и историко-культурного наследия : методические указания к занятиям в специальном семинаре (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. О.В. Трофимова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID206751
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом. Они включают рекомендации, методически важные для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Методические рекомендации, тематика докладов, сообщений, планы, библиографические сведения могут использоваться преподавателями и студентами также и при изучении курса «Теория и история мировой культуры», написании курсовых и дипломных работ. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020700 - История (дисциплина «История средних веков», блок ОПД. ДС) очной и очно-заочной форм обучения, специализирующихся по истории древнего мира и истории средних веков.
Кем рекомендованоРекомендовано Редакционно-издательским советом университета
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности История
УДК 930.85
ББКТ3(0)4я73
Предвозрождение и Возрождение: изучение теоретического и историко-культурного наследия : методические указания к занятиям в специальном семинаре : методические указания к занятиям в специальном семинаре / Сост. О.В. Трофимова .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206751 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г.Демидова Кафедра всеобщей истории Предвозрождение и Возрождение: изучение теоретического и историко-культурного наследия Методические указания к занятиям в специальном семинаре Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2006 УДК 930.85 ББК Т3(0)4я73 П 71 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова Составитель: канд. ист. наук О.В. Трофимова П 71 Предвозрождение и Возрождение: изучение теоретического и историко-культурного наследия : методические указания к занятиям в специальном семинаре / Сост. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020700 – История (дисциплина «История средних веков», блок ОПД, ДС) очной и очно-заочной форм обучения, специализирующихся по истории древнего мира и истории средних веков. <...> Специальный семинар вводится в программу обучения в классическом университете на третьем курсе (в пятом семестре) и взаимосвязан со специализацией. <...> Он систематично и последовательно учил ме3 тодике обращения с историческими источниками, справедливо считая, что важны филологический анализ текстов, установление подлинности документа и изучение именно подлинников. <...> Используя опыт своих предшественников, в том числе опыт издания источников в коллекции Monumenta Germaniae Historica (MG) (первый том вышел в 1826 г. С 1875 г. этим изданием руководил ученик фон Ранке Георг Вайтц), ученый разработал исследовательские приемы, которые через его семинары стали достоянием нескольких поколений историков (см. <...> Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней. <...> Ранке, его метода чтения лекций и использования источников, интересные для нынешних исследователей, содержится в курсе лекций видного медиевиста Е.А. Косминского (см. <...> Для участников настоящего семинара будет полезно обращение к работе Л. <...> Эпоха Возрождения <...>
Предвозрождение_и_Возрождение_изучение_теоретического_и_историко-культурного_наследия__методические_указания_к_занятиям_в_специальном_семинаре.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова Кафедра всеобщей истории Предвозрождение и Возрождение: изучение теоретического и историко-культурного наследия Методические указания к занятиям в специальном семинаре Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2006
Стр.1
УДК 930.85 ББК Т3(0)4я73 П 71 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2006 года Рецензент кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составитель: канд. ист. наук О.В. Трофимова Предвозрождение и Возрождение: изучение теореП 71 тического и историко-культурного наследия : методические указания к занятиям в специальном семинаре / Сост. О.В. Трофимова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 40 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом. Они включают рекомендации, методически важные для овладения навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Методические рекомендации, тематика докладов, сообщений, планы, библиографические сведения могут использоваться преподавателями и студентами также и при изучении курса «Теория и история мировой культуры», написании курсовых и дипломных работ. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020700 – История (дисциплина «История средних веков», блок ОПД, ДС) очной и очно-заочной форм обучения, специализирующихся по истории древнего мира и истории средних веков. УДК 930.85 ББК Т3(0)4я73 © Ярославский государственный университет, 2006 © О.В. Трофимова, 2006 2
Стр.2
Цель и задачи специального семинара Цель занятий в специальном семинаре – развить у студентов вкус к научному исследованию. Специальный семинар вводится в программу обучения в классическом университете на третьем курсе (в пятом семестре) и взаимосвязан со специализацией. Классический университет предполагает обучение в академических традициях и, прежде всего, наряду с фундаментальной базовой подготовкой в теории – овладение студентами методикой научного поиска. Работы, выполненные в специальном семинаре, могут способствовать не только накоплению определенных аналитических навыков и умений в области проведения научного исследования, но и послужить основой для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы. Занятия в специальном семинаре в дальнейшем могут стать для молодого исследователя либо аналитического работника необходимой базой написания диссертации, любого другого вида работы, требующего реального применения методики поиска, анализа, обобщения, а также умения публичного выступления и защиты своих тезисов или выводов. Об этом свидетельствуют как учебные, так и научные семинары, проводившиеся в университетах Западной Европы и России и приобретшие общеевропейскую либо общероссийскую известность. Для специалистов, занимающихся изучением истории античности и западноевропейского средневековья, в XIX веке большое значение имели семинары Леопольда фон Ранке (21.XII.1795 – 23.V.1886). Талантливый ученый получил образование в области классической филологии и богословия в Лейпцигском университете, а также самостоятельно работая в архивах Италии. Его труды: «История романских и германских народов с 1494 по 1535 г.», «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII вв.», «Немецкая история в эпоху Реформации» считаются до настоящего времени классическими (см.: Der Brockhaus in einem band. Leipzig, 2000. S. 733). Леопольд фон Ранке заведовал кафедрой в Берлинском университете и с 1834 г. проводил семинары, ставшие широко известными в Европе. Он систематично и последовательно учил ме3
Стр.3
тодике обращения с историческими источниками, справедливо считая, что важны филологический анализ текстов, установление подлинности документа и изучение именно подлинников. Источник должен быть подвергнут внешней и внутренней критике, сопоставлен с другими источниками, что позволит установить степень его достоверности. Известный историограф советского периода О.Л. Вайнштейн отмечал, что для Л. Ранке характерно было органическое соединение романтической концепции истории с новейшими методами критики текстов, с высокой исследовательской техникой. Используя опыт своих предшественников, в том числе опыт издания источников в коллекции Monumenta Germaniae Historica (MG) (первый том вышел в 1826 г. С 1875 г. этим изданием руководил ученик фон Ранке Георг Вайтц), ученый разработал исследовательские приемы, которые через его семинары стали достоянием нескольких поколений историков (см.: Вайнштейн О.Л. Историография средних веков в связи с развитием исторической мысли от начала средних веков до наших дней. М.; Л., 1940. С. 165). К сожалению, историографические работы О.Л. Вайнштейна не переизданы. Они содержат богатый фактический и библиографический материал, отражают доминирование над творчеством ученого господствовавшей тогда идеологии и давно превратились в самостоятельный исторический источник по истории медиевистики в советский период. Характеристика творчества Л. Ранке, его метода чтения лекций и использования источников, интересные для нынешних исследователей, содержится в курсе лекций видного медиевиста Е.А. Косминского (см.: Немецкая историография первой половины XIX в. Л. Ранке // Косминский Е.А. Историография средних веков. V в. – середина XIX в. Лекции / Под ред. С.Д Сказкина, Е.В. Гутновой, Я.А. Левицкого, Ю.М. Сапрыкина. М.: Изд-во МГУ; 1963. С. 332 – 350. О разработке Л. Ранке историко-критического метода в историографии и значимости работы для историка с источниками и фактами рекомендуется ознакомиться с учебным пособием для классических университетов: Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М.: Дрофа, 2004. С. 164 – 165). Для участников настоящего семинара будет полезно обращение к работе Л. Ранке «Римские папы, их церковь и государство в XVI и 4
Стр.4
XVII вв.» (научная библиотека Яргосуниверситета им. П.Г. Демидова), поскольку он считается большим мастером исторического портрета (Косминский Е.А., с. 337). Эпоха Возрождения и творчество многих интеллектуалов и художников были взаимосвязаны с меценатством римской курии, темой, практически не изученной в современной отечественной литературе. В этих семинарах участвовали многие видные в дальнейшем историки, например Ганс Дельбрюк (специалист по истории военного искусства). Зачинатель отечественной медиевистики Т.Н. Грановский (1813 – 1855) также испытал влияние методов научного исследования Леопольда фон Ранке (см.: Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья / Сост. С.А. Асиновская. М.: Наука, 1986. С. 320). Во время заграничной командировки в 1836 – 1839 гг. Т.Н. Грановский, готовясь стать профессором Московского университета по кафедре всеобщей истории, слушал курсы лекций и занимался в университетах и библиотеках Берлина, Праги, Вены, в Берлинском университете, в частности у Л. Ранке, Ф. Савиньи, Ф. Раумера, он писал о большом впечатлении, произведенном на него лекциями Л. Ранке (там же, с. 320). Впоследствии занятия, проводимые самим Т.Н. Грановским, необычайно привлекали внимание студентов, в том числе знанием и комментированием источников и исследовательской литературы. В настоящем семинаре при подготовке к вступительному занятию при характеристике эпохи Возрождения и Реформации, особенностей развития Италии данного периода докладчику можно ознакомиться как с текстами лекций Т.Н. Грановского, воспроизведенными по записям студентов, так и статьей С.А. Асиновской «Грановский как историк» с подробной библиографией (там же, с. 337 – 362). Рекомендуется ознакомление студентов с суждениями Т.Н. Грановского о творчестве Джованни Боккаччо (Боккаччо и идеалы средневекового образа жизни), Данте Алигьери (Данте как конечное в развитии средневековой науки, теория государства у Данте). См.: Лекции Т.Н. Грановского по истории позднего средневековья (записи слушателей с авторской правкой). Предисловие С.А. Асиновской. М.: Наука, 1971. С. 94 – 95. Современные отечественные исследователи подчеркивают, что к концу XIX века были достигнуты большие успехи в изучении западноевропейского средневековья и раннего нового времени. На 5
Стр.5