П.Г. Демидова
Кафедра отечественной средневековой и новой истории
История России
с древнейших времен
до середины XIX века
Методические указания
и планы семинаров
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности История
Ярославль 2006
1
УДК 94(47)
ББК Т 3(2)я73
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> П.Г. Демидова
Составители: канд. ист. наук А.В. Борисова, И.А. Федорчук
И 90
История России с древнейших времен до середины XIX века:
Метод. указания и планы семинаров / Сост. <...> УДК 94(47)
ББК Т 3(2)я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© А.В. Борисова, И.А. Федорчук, 2006
2
Методические рекомендации
студентам
Семинары по истории России для студентов второго курса
включают материал с древнейших времен до середины XIX века. <...> Семинарские занятия теснейшим образом связаны с лекционным
курсом. <...> Главной целью практического курса является формирование
навыков работы с историческим источником, что предполагает
знание групп источников, их специфики, умение осуществлять
внешнюю и внутреннюю критику источника. <...> Основным видом источников в курсе истории Отечества служат письменные документы, поэтому на семинарские занятия выносятся важнейшие группы: нарративные и законодательные памятники. <...> Подготовка к семинару предполагает тщательное изучение указанных источников,
анализ содержащихся в них сведений по конкретным проблемам и
ответы на предложенные вопросы. <...> Семинарские занятия имеют и такую цель, как формирование
навыков работы с исследовательской литературой. <...> Программа курса составлена таким образом, чтобы выявить
основные вехи в формировании и развитии российской государственности; определить факторы, влияющие на политические и социально-экономические процессы России, что дает возможность
понять специфику развития страны, показать особенности развития Русского государства и общества. <...> Это время становления и развития <...>
История_России_с_древнейших_времен_до_середины_XIX_века__Методические_указания_и_планы_семинаров.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра отечественной средневековой и новой истории
История России
с древнейших времен
до середины XIX века
Методические указания
и планы семинаров
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности История
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 94(47)
ББК Т 3(2)я73
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2006 года
Рецензент – кафедра отечественной средневековой и новой истории
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составители: канд. ист. наук А.В. Борисова, И.А. Федорчук
История России с древнейших времен до середины XIX века:
И 90
Метод. указания и планы семинаров / Сост. А.В. Борисова,
И.А. Федорчук; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 48 с.
Методические указания имеют главной целью оказание помощи
при подготовке и работе на семинарах.
Предназначены для студентов второго курса, обучающихся по
специальности 020700 История (дисциплина «История России»,
блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК 94(47)
ББК Т 3(2)я73
© Ярославский государственный университет, 2006
© А.В. Борисова, И.А. Федорчук, 2006
2
Стр.2
Методические рекомендации
студентам
Семинары по истории России для студентов второго курса
включают материал с древнейших времен до середины XIX века.
Семинарские занятия теснейшим образом связаны с лекционным
курсом. Большинство проблем освещается преподавателем, поэтому
лекционный материал можно использовать и на семинаре. Однако
есть ряд вопросов, которые выносятся на самостоятельную
подготовку студентов.
Главной целью практического курса является формирование
навыков работы с историческим источником, что предполагает
знание групп источников, их специфики, умение осуществлять
внешнюю и внутреннюю критику источника. Основным видом источников
в курсе истории Отечества служат письменные документы,
поэтому на семинарские занятия выносятся важнейшие группы:
нарративные и законодательные памятники. Подготовка к семинару
предполагает тщательное изучение указанных источников,
анализ содержащихся в них сведений по конкретным проблемам и
ответы на предложенные вопросы.
Семинарские занятия имеют и такую цель, как формирование
навыков работы с исследовательской литературой. Для каждой темы
составляется довольно обширный список исторических работ,
которые, во-первых, помогают понять и изучить материал, а вовторых,
являются этапными с точки зрения развития исторической
науки, поэтому монографии обязательны для изучения. Статьи, как
правило, носят уточняющий и дополняющий характер и отражают
новые подходы к уже оформившимся проблемам. Большое количество
монографий и статей связано еще и с тем, что возможности
библиотек при современном состоянии и численности учащихся
иногда не позволяют в нужный момент получить конкретную кни3
Стр.3
гу, поэтому можно из обширного списка выбрать то, что соответствует
теме семинара и доступно.
Хорошим считается такой ответ на семинаре, в котором используются
сведения и даже прямые цитаты из источника, точка
зрения хотя бы двух исследователей и собственное мнение студента,
аргументированное и обоснованное, прежде всего, на основе
исторического документа.
Программа курса составлена таким образом, чтобы выявить
основные вехи в формировании и развитии российской государственности;
определить факторы, влияющие на политические и социально-экономические
процессы России, что дает возможность
понять специфику развития страны, показать особенности развития
Русского государства и общества. Вопросы по религии, культуре
и общественно-политическим движениям позволяют проследить
влияние государства на сферу духовной жизни русского общества
в разные периоды его существования.
4
Стр.4
Общие работы
1. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до начала
XVII века. М., 1952 – 1954. Кн. 1-2.
2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной
России. М., 1983.
3 .История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 2 –
5. М., 1992 – 2000.
4. История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. 1 – 5.
5. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989.
6. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 1 – 5. М., 1987.
7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей. М., 1990.
8. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1 –
7. М., 1995 – 1996.
9. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М., 1985.
10. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. М., 1988.
11. Платонов С.Ф. Сочинения: В 2 т. СПб., 1993. Т. 1.
12. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.
13. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917
года. СПб., 1993.
14. Источниковедение истории СССР: учебник / Под ред.
И.Д. Ковальченко. М., 1981.
15. История русского и советского искусства: Учеб. пособие
для вузов / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, В.А. Плугин и др.
/ Под ред. Д.В. Сарабьянова. 2-е изд. М., 1989.
16. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 7-е изд.
М., 1966.
17. Отечественная история: энциклопедия: В 5 т. Т. 1 – 3. М.,
1994 – 2000.
18. Ермолаев И.П. Прошлое России в лицах: IX – XVIII вв.
Биографический словарь. Казань, 1999.
5
Стр.5