Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности: Учебное пособие (190,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлов
ИздательствоЯрГУ
Страниц124
ID206649
АннотацияВ пособии представлены материалы, отражающие применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной и научной деятельности, описаны наиболее актуальные информационные ресурсы и программные продукты, рекомендуемые студентамбиологам, экологам, химикам. Пособие ориентировано на сопровождение учебных дисциплин «Информатика» (блок ЕН). «Новые информационные технологии в учебном процессе» (блок ФАК). «Математические методы в биологии» (блок ЕН). «Математические методы в экологии» (блок ЕН). «Основы обработки научных данных» (блок ОПД), обеспечение эффективной обработки и интерпретации научных данных при выполнении курсовых и дипломных работ. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 011600 Биология. 013100 Экология и направлению 511100 Экология и природопользование очной формы обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендованодля студентов специальностей Биология, Экология и направления подготовки Экология и природопользование
ISBN5-8397-0304-4
УДК501.502
ББК381я73
Орлов, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности: Учебное пособие : Учебное пособие / В.Ю. Орлов .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 124 с. — ISBN 5-8397-0304-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/206649 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.В. Тихонов Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальностей Биология, Экология и направления подготовки Экология и природопользование Ярославль 2005 Орлов В.Ю., Русаков А.И., Тихонов С.В. <...> И., Тихонов, С.В. Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности: Учебное пособие О 66 / В.Ю. Орлов, А.И. Русаков, С.В. Тихонов; Яросл. гос. ун-т. <...> Пособие ориентировано на сопровождение учебных дисциплин «Информатика» (блок ЕН), «Новые информационные технологии в учебном процессе» (блок ФАК), «Математические методы в биологии» (блок ЕН), «Математические методы в экологии» (блок ЕН), «Основы обработки научных данных» (блок ОПД), обеспечение эффективной обработки и интерпретации научных данных при выполнении курсовых и дипломных работ. <...> В среде российских педагогов-практиков, развивающих компьютерные технологии в образовании, существует ряд мифов, которые порой мешают разработке электронных курсов, негативно влияют на общие тенденции развития НИТ в обучении в России и зачастую противоречат друг другу. <...> К таким мифам прежде всего относятся следующие: - что электронный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения; - что существующие учебные предметы делятся на пригодные и непригодные для применения НИТ; - что при одинаковых критериях обученности образовательный процесс с использованием одних только компьютерных технологий должен давать лучшие показатели, чем традиционное очное обучение. <...> Основные направления использования компьютерных технологий в учебном процессе можно обозначить следующим образом: - контролирующие системы; - "интеллектуальные" обучающие системы с элементами контроля знаний; - модельные системы для практической и индивидуальной работы; - базы данных (классические и ГИС). <...> Обучающие системы <...>
Компьютерные_технологии_в_образовательной_и_научной_деятельности_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова В.Ю. Орлов А.И. Русаков С.В. Тихонов Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальностей Биология, Экология и направления подготовки Экология и природопользование Ярославль 2005
Стр.1
Орлов В.Ю., Русаков А.И., Тихонов С.В. УДК 501.502 ББК 381я73 О 66 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2003 года Рецензенты: Доктор химических наук, профессор Е.М. Плисс; кафедра органической химии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Орлов, В.Ю., Русаков, А.И., Тихонов, С.В. Компьютерные технолоО 66 гии в образовательной и научной деятельности: Учебное пособие / В.Ю. Орлов, А.И. Русаков, С.В. Тихонов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 124 с. ISBN 5-8397-0304-4 В пособии представлены материалы, отражающие применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной и научной деятельности, описаны наиболее актуальные информационные ресурсы и программные продукты, рекомендуемые студентамбиологам, экологам, химикам. Пособие ориентировано на сопровождение учебных дисциплин «Информатика» (блок ЕН), «Новые информационные технологии в учебном процессе» (блок ФАК), «Математические методы в биологии» (блок ЕН), «Математические методы в экологии» (блок ЕН), «Основы обработки научных данных» (блок ОПД), обеспечение эффективной обработки и интерпретации научных данных при выполнении курсовых и дипломных работ. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 011600 Биология, 013100 Экология и направлению 511100 Экология и природопользование очной формы обучения. УДК 501.502 ББК 381я73 Пособие разработано и издано при финансовой поддержке и в рамках федеральной целевой программы «Интеграция», проект Б0090-2103. © Ярославский государственный университет, 2005 ISBN 5-8397-0304-4  2  © Орлов В.Ю., Русаков А.И., Тихонов С.В., 2005
Стр.2
Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности Введение личных областях человеческой деятельности, и в частности в образовании. Студент любого вуза для получения глубоких знаний должен использовать компьютер как в аудиторном образовательном процессе, так и в самостоятельной работе, при выполнении учебнонаучных исследований (в первую очередь курсовых и дипломных работ). Немаловажным разделом применения новых информационных технологий является и реализация блока учебных дисциплин педагогической направленности в классических и педагогических университетах. Отсюда встает задача систематизации приемов и методологии применения компьютерных технологий в образовательном и научном процессах. Масштабность и разноплановость этой проблемы ограничены рамками учебного пособия, и поэтому авторы акцентируют внимание на образовательной и научной деятельности биологической, экологической и химической направленности. В настоящее время является несомненной необходимость широкого применения компьютерных (новых информационных) технологий в раз 3 
Стр.3
Орлов В.Ю., Русаков А.И., Тихонов С.В. 1 Новые информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе 1.1. Особенности применения новых информационных технологий в учебном процессе Под новыми информационными технологиями (НИТ) обычно понимают электронные способы введения, обработки, хранения и представления различной информации. НИТ в учебном процессе у большинства до сих пор ассоциируются с преподаванием информатики. Однако последнее означает получение знаний о компьютерах, особенностях их функционирования и навыков работы с ними. Новые информационные технологии в учебном процессе – это применение электронных способов введения, обработки, хранения и представления различной информации для обучения, развития и получения навыков по различным естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. Использование различных НИТ строится на основе главных компонентов процесса обучения: - изложении предметного содержания; - взаимодействии с преподавателями; - выполнении контрольных и практических заданий. Каждая модель тем или иным образом воздействует на эти компоненты. Такие неинтерактивные технологии, как видео-, аудио-, TV, могут быть использованы преимущественно на первом этапе. Они носят иллюстративный характер и являются скорее развивающими, чем обучающими. В наше время термин НИТ относится в большей степени к современным компьютерным и телекоммуникационным технологиям, которые открывают новые возможности в процессе обучения, так как  4 
Стр.4
Компьютерные технологии в образовательной и научной деятельности затрагивают все компоненты последнего. Использование компьютерных технологий в учебном процессе требует особого подхода. Примером может служить неудача советской учебной компьютеризации 80-х годов. Это было связано с отсутствием информационных и учебных программных ресурсов, отрывом от мировых тенденций и с тем, что проблема была поставлена раньше, чем созрело ее осознание обществом. К числу дидактических принципов, на которых основаны компьютерные технологии передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести: - принцип активности; - принцип эффективности; - принцип самостоятельности; - принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; - принцип мотивации; - принцип связи теории с практикой. В среде российских педагогов-практиков, развивающих компьютерные технологии в образовании, существует ряд мифов, которые порой мешают разработке электронных курсов, негативно влияют на общие тенденции развития НИТ в обучении в России и зачастую противоречат друг другу. К таким мифам прежде всего относятся следующие: - что электронный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения; - что существующие учебные предметы делятся на пригодные и непригодные для применения НИТ; - что при одинаковых критериях обученности образовательный процесс с использованием одних только компьютерных технологий должен давать лучшие показатели, чем традиционное очное обучение. В результате создаются убогие "гипертекстовые учебники", "автоматизированные обучающие системы", системы "контроля знаний". Основная идея применения компьютера в образовательном процессе состоит в том, что он, в отличие от книги, изображения в виде таблицы и др., – принципиально новый инструмент. Для его исполь 5 
Стр.5