П. Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
История и теория
мировой культуры
(XIX – ХХ века)
Методические указания
к семинарским занятиям
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2005
1
УДК 930.85
ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> УДК 930.85
ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73
© Ярославский государственный университет, 2005
© М.В. Кольцов, О.Д. Куликова, 2005
2
На семинарские занятия выносятся темы, связанные с историей
литературы XIX и XX веков во Франции, Германии, Англии, США,
Ирландии, Австрии, Италии, Испании и странах Латинской Америки. <...> Семинарские занятия составляют важную часть учебного процесса и призваны способствовать углубленному изучению наиболее
значимых теоретических проблем курса и приобретению студентами навыков научно-исследовательской работы, дискуссий и публичных выступлений. <...> Главным условием участия студентов в семинарском занятии является предварительная подготовка обозначенных в плане занятия вопросов по предлагаемым источникам и исследовательской литературе. <...> Романтизм в немецкой литературе
Первое семинарское занятие посвящено особенностям развития
романтизма в немецкой литературе в конце XVIII – первой половине XIX века. <...> Кроме того, стоит учитывать тот факт, что у немецкого
3
романтизма были серьезные предпосылки в литературе конца
XVIII века: движение «бури и натиска», раннее творчество <...> Традиционно в немецком литературном романтизме выделяется
три этапа: йенский, гейдельбергский и берлинский, причем название последнего носит условный характер. <...> Особенностям каждого из
этапов и основным вехам жизни и творчества их представителей
посвящены второй, третий и четвертый вопросы семинарского занятия. <...> Заключительный вопрос посвящен характеристике немецкой
романтической драмы, которая как нельзя лучше демонстрирует
один из основных эстетических принципов немецкого <...>
История_и_теория_мировой_культуры_(XIX-_XX_века)___Методические_указания_к_семинарским_занятиям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
История и теория
мировой культуры
(XIX – ХХ века)
Методические указания
к семинарским занятиям
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Музеология
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 930.85
ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73
И 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензент – кафедра всеобщей истории ЯрГУ
Составители: канд. ист. наук М.В. Кольцов,
канд. ист. наук О.Д. Куликова
История и теория мировой культуры (XIX – XX веИ
90
ка) : метод. указания к семинарским занятиям / Сост.
М.В. Кольцов, О.Д. Куликова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль
: ЯрГУ, 2005. – 39 с.
Цель данного издания – оказание помощи студентам
при подготовке к семинарским занятиям, а также в усвоении
ими основных теоретических проблем курса «История
и теория мировой культуры».
Методические указания предназначены для студентов
второго курса специальности 021000 Музеология (дисциплина
"История и теория мировой культуры (XIX – XX века)")
и содержат рекомендации по подготовке к семинарским
занятиям по курсу «История и теория мировой культуры»,
перечень тем и вопросов, подлежащих самостоятельному
изучению, списки источников и исследовательской
литературы.
УДК 930.85
ББК Т3(0)-7я73+Ч111я73
© Ярославский государственный университет, 2005
© М.В. Кольцов, О.Д. Куликова, 2005
2
Стр.2
На семинарские занятия выносятся темы, связанные с историей
литературы XIX и XX веков во Франции, Германии, Англии, США,
Ирландии, Австрии, Италии, Испании и странах Латинской Америки.
Семинарские
занятия составляют важную часть учебного процесса
и призваны способствовать углубленному изучению наиболее
значимых теоретических проблем курса и приобретению студентами
навыков научно-исследовательской работы, дискуссий и публичных
выступлений. Главным условием участия студентов в семинарском
занятии является предварительная подготовка обозначенных
в плане занятия вопросов по предлагаемым источникам и исследовательской
литературе. В списках источников и литературы по
каждой теме приведены те издания, которые имеются в библиотеках
г. Ярославля, а также в историческом кабинете факультета. Но
студенты вправе пользоваться не только приведенной в списках литературой,
но и любой другой, подходящей к теме семинарского занятия.
Сам семинар представляет собой обсуждение всей группой
поставленного вопроса. Семинар может также проходить в форме
заслушивания и обсуждения сообщений, заранее подготовленных
студентами (если это было предварительно оговорено преподавателем).
По результатам участия студентов в семинарских занятиях
преподаватель решает вопрос о допуске студентов к экзамену по
теоретическому курсу.
XIX век
Тема 1. Романтизм в немецкой литературе
Первое семинарское занятие посвящено особенностям развития
романтизма в немецкой литературе в конце XVIII – первой половине
XIX века. Отвечая на первый вопрос, необходимо учитывать условия
и общеисторическую среду германских земель рубежа
XVIII – XIX веков, а также то влияние, которое оказала на историческое
и культурное развитие всей Европы Великая французская
революция. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что у немецкого
3
Стр.3
романтизма были серьезные предпосылки в литературе конца
XVIII века: движение «бури и натиска», раннее творчество
И.В. Гете, а также философское учение И.Г. Фихте.
Традиционно в немецком литературном романтизме выделяется
три этапа: йенский, гейдельбергский и берлинский, причем название
последнего носит условный характер. Особенностям каждого из
этапов и основным вехам жизни и творчества их представителей
посвящены второй, третий и четвертый вопросы семинарского занятия.
Заключительный
вопрос посвящен характеристике немецкой
романтической драмы, которая как нельзя лучше демонстрирует
один из основных эстетических принципов немецкого романтизма –
так называемую романтическую иронию.
План
1. Общая характеристика немецкого литературного романтизма:
причины возникновения, периодизация, особенности.
2. Эстетическая программы йенского романтизма: братья Ф. и
А. Шлегели, Новалис.
3. Гейдельбергский этап и его основные представители:
К. Брентано, Л. Арним, братья Я. и В. Гримм.
4. Творчество поздних немецких романтиков (берлинский этап):
Э.Т.А. Гофман и Г. Гейне.
5. Особенности немецкой романтической драмы: Л. Тик,
Ф. Гельдерлин, Г. фон Клейст.
Источники
Гельдерлин Ф. Смерть Эмпедокла. М.; Л., 1931.
Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. М., 1984.
Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка
Цахес. Житейская мудрость кота Мурра. (Любое издание)
Зарубежная литература. XIX век. Романтизм: Хрестоматия
/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1976. С. 7 – 120.
Клейст Г. Драмы. Новеллы. М., 1969.
Клейст Г. Пьесы. М., 1962.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков
/ Под ред. А.С. Дмитриева. М., 1980.
4
Стр.4
Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Под
ред. Н.Я. Берковского. Л., 1934.
Эстетика немецких романтиков / Под ред. А.В. Михайлова. М.,
1987.
Немецкая романтическая повесть. Т. 1. М.; Л., 1935.
Литература
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.
Ботникова А.Б. Романтизм в Германии // История зарубежной
литературы XIX века / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. М.,
1982.
Дейч А.И. Судьбы поэтов: Гельдерлин, Клейст, Гейне. М., 1987.
Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.
История эстетической мысли: В 6 т. Т. 3. М., 1986. С. 56 – 82.
История немецкой литературы. Т. 3. М., 1966.
История зарубежной литературы XIX века: В 2 т. / Под ред.
Н.П. Михальской. Т. 1. М., 1991.
История зарубежной литературы. XIX век / Под ред. Н.А. Соловьевой.
М., 2000.
Карельский А. Драма немецкого романтизма. М., 1992.
Михайлов А.В. Эстетические идеи немецкого романтизма // Эстетика
немецких романтиков. М., 1986. С. 7 – 43.
Тема 2. Романтизм в английской литературе
Одной из характерных особенностей английского романтизма
является весьма раннее (уже с середины XVIII века) формирование
в литературе и искусстве романтических тенденций, известных под
общим названием предромантизм.
Первые два вопроса занятия посвящены обсуждению двух таких
характерных течений в раннем английском романтизме, как
«озерная школа» (лейкисты) и лондонские романтики.
Вальтер Скотт по праву считается создателем жанра исторического
романа. Будучи шотландцем по происхождению, но писавшим
на английском языке, В. Скотт в своем творчестве значительное
внимание уделял истории и культуре своей родины. Особое
внимание стоит обратить на сущность выдвинутой шотландским
5
Стр.5