П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Этнология
Хрестоматия
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальностям История,
Музеология, Социально-культурный сервис и туризм
Ярославль 2005
1
Этнология: Хрестоматия
УДК 391/395+572
ББК Т5я73
Э 91
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> Данное пособие имеет целью оказание помощи при изучении
предмета "Этнология" (блок ОПД) и самостоятельной работе студентов, обучающихся по специальностям История, Музеология,
Социально-культурный сервис и туризм очной и очно-заочной
форм обучения. <...> А.К. Байбурин
Жилище в обрядах и представлениях восточных славян 78 <...> И. А. Кремлева
Похоронно-поминальная обрядность у старообрядцев
Северного Приуралья.................................................................... 198
4
От составителей
От составителей
В
От составителей
настоящее время в этнологической науке систематизирован обширный эмпирический материал о народах
мира, России и сопредельных стран, а также накоплены значительные теоретические знания. <...> В понятие «похоронно-поминальная обрядность» обычно
включается целый комплекс обрядов, обычаев, запретов, магических действий, совершаемых последовательно с момента смерти
человека до его погребения или до того момента, когда «душа покойника переселится в потусторонний мир». <...> В этом цикле выделяется несколько этапов: во-первых, это
комплекс обрядовых действий, соблюдаемых с момента смерти до
момента выноса покойного к месту погребения; во-вторых, обрядовые действия, сопровождающие вынос тела к месту погребения
и собственно момент захоронения, и, наконец, обычаи и обряды,
6
От составителей
выполняемые после погребения. <...> Подобное членение было характерно для многих этнических традиций, в которых погребальный
обряд завершал цикл семейных обрядов. <...> Связь
человека с печью, с огнем как жизненным началом отчетливо проступает в похоронном <...>
Этнология_Хрестоматия.pdf
От составителей
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра музеологии и краеведения
Этнология
Хрестоматия
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальностям История,
Музеология, Социально-культурный сервис и туризм
Ярославль 2005
1
Стр.1
Этнология: Хрестоматия
УДК 391/395+572
ББК Т5я73
Э 91
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
кандидат исторических наук С.А. Шубина;
кафедра всеобщей истории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Составители О.А. Кострикина, И.Ю. Шустрова
Э 91
Этнология: Хрестоматия / Сост. О.А. Кострикина, И.Ю. Шустрова;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 208 с.
ISBN 5-8397-0419-9
В хрестоматию по этнологии включены отдельные тексты, которые
призваны расширить знания студентов по основным проблемам
изучаемого курса.
Данное пособие имеет целью оказание помощи при изучении
предмета "Этнология" (блок ОПД) и самостоятельной работе студентов,
обучающихся по специальностям История, Музеология,
Социально-культурный сервис и туризм очной и очно-заочной
форм обучения.
УДК 391/395+572
ББК Т5я73
ISBN 5-8397-0419-9
© Ярославский государственный университет, 2005
© Кострикина О.А., Шустрова И.Ю., 2005
2
Стр.2
От составителей
Содержание
От составителей ........................................................................... 5
Сказки и мифы Океании ......................................................... 14
В.М. Кудинов, М.В. Кудинова
Сумка кенгуру ............................................................................ 16
Бронислав Каспер Малиновский .......................................... 18
Б. Малиновский
Магия, наука и религия ........................................................... 20
Арнольд ван Геннеп .................................................................. 38
Арнольд ван Геннеп
Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. .. 39
Клод Леви-Стросс .................................................................... 58
К. Леви-Стросс
Печальные тропики .................................................................. 60
А.К. Байбурин
Жилище в обрядах и представлениях восточных славян 78
К.М. Тернбул
Человек в Африке ................................................................... 113
Л.В. Шапошникова
Тайна племени голубых гор .................................................. 119
3
Стр.3
Этнология: Хрестоматия
В.П. Фурника
От рождения до погребального костра:
тамильские этюды .......................................................................... 124
Б. Дэвидсон
Африканцы. Введение в историю культуры ..................... 138
И.Е. Синицына
Африканец при жизни и после смерти.
Дело С.М. Отиино. Кенийский прецедент ................................ 154
А.И. Азаров
Основные этапы социализации детей у народов СевероЗападной
Меланезии ...................................................................... 171
Н.Б. Кочакова
Путешествие в Иле-Ифе ........................................................ 184
И. А. Кремлева
Похоронно-поминальная обрядность у старообрядцев
Северного Приуралья .................................................................... 198
4
Стр.4
От составителей
От составителей
От составителей
ны значительные теоретические знания. Вместе с тем современная
отечественная этнология переживает довольно сложный период,
который отмечен концептуальным плюрализмом, методологическим
эклектизмом, критическим отношением к теоретическому
наследию советского периода и активной адаптацией зарубежных
теорий. Немаловажное значение имеет и тот факт, что в последние
десятилетия в мире значительно усложнились межэтнические отношения.
Всё вышеизложенное ставит перед учебным курсом по
этнологии ряд задач, в том числе: дать слушателям базовые представления
об этническом и этнокультурном многообразии мирового
сообщества с учетом новейших достижений науки, ознакомить
с основными теоретическими достижениями этнологии, социальной
и культурной антропологии, сбалансировать данные
относительно исторической и современной этнологии народов
мира, России и сопредельных стран, представить наиболее актуальные
проблемы, обсуждаемые учеными.
В результате у студента должно сформироваться представлеВ
ние
о предметной области, категориальном аппарате этнологии
и основных принципах классификации народов, о главнейших
школах и направлениях в этнологии и социально-культурной антропологии.
Он должен ориентироваться в расовом, этническом,
языковом и конфессиональном составе изучаемых народов, продемонстрировать
умение усваивать и анализировать научные тексты
различной степени сложности (этнографические описания,
историко-этнологические труды).
При подборе текстов мы руководствовались следующими соображениями:
обряды жизненного цикла (свадебный, родильно
5
настоящее время в этнологической науке систематизирован
обширный эмпирический материал о народах
мира, России и сопредельных стран, а также накопле
Стр.5