Ю.А. Головин
Политический менеджмент
Учебное пособие
Ярославль 2004
ББК Ф07я73
Г 61
УДК 321
Рецензенты:
кафедра политологии и социологии Ярославского государственного
технического университета;
доктор исторических наук, профессор С.Г. Осьмачко. <...> В пособии раскрыты основы теории политического менеджмента,
сущность и содержание основных направлений, форм и методов политического управления, особенности использования политических технологий в
современной России. <...> Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020200 Политология (дисциплина «Политический менеджмент», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения, также для аспирантов и специалистов, занимающихся политическим управлением. <...> Как полагает Г.В. Пушкарева, особенностью политического
менеджмента является то, что в его рамках субъект управления,
стремясь к достижению поставленных целей, не использует право
легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он
не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. <...> Политическое управление – особая форма управленческой деятельности по регулированию политического процесса, согласованию
разноплановых интересов разных социальных слоев и групп. <...> Человеческое измерение политического управления: к
истории постановки проблемы // Вестн. <...> В качестве субъектов политического управления сегодня политологи выделяют массы в их национальной, имущественной дифференцированности и социальной стратифицированности; государственные органы и системы самоуправления, не занимающиеся непосредственно политическим управлением, но участвующие в нем
политические партии и движения, союзы, СМИ, клубы; организации, официально не связанные с политикой, но влияющие на политическое управление – армию, церковь, предпринимательские
структуры. <...> Проблема человеческого измерения политического управления
позволяет по-новому подойти к задаче <...>
Политический_менеджмент_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Ю.А. Головин
Политический менеджмент
Учебное пособие
Ярославль 2004
Стр.1
ББК Ф07я73
Г 61
УДК 321
Рецензенты:
кафедра политологии и социологии Ярославского государственного
технического университета;
доктор исторических наук, профессор С.Г. Осьмачко.
Г 61
Головин Ю.А.
Политический менеджмент: Учеб. пособие / Ю.А. Головин;
Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 106 с.
ISBN 5-8397-0335-4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным
стандартом высшего профессионального образования по политологии с
учетом содержания национально-регионального (вузовского) компонента,
утвержденного в Ярославском государственном университете имени
П.Г. Демидова.
В пособии раскрыты основы теории политического менеджмента,
сущность и содержание основных направлений, форм и методов политического
управления, особенности использования политических технологий в
современной России.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
020200 Политология (дисциплина «Политический менеджмент»,
блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения, также для аспирантов
и специалистов, занимающихся политическим управлением.
Ил. 3. Библиогр. 57.
ББК Ф 07я73
Г 61
УДК 321
ISBN 5-8397-0335-4
© Ярославский
государственный
университет, 2004
© Ю.А. Головин, 2004
2
Стр.2
Введение
Проблематика политического управления сегодня все чаще выходит
на авансцену политических исследований. На нее замыкаются
многие вопросы политической модернизации общества, движения к
демократии.
Как полагает Г.В. Пушкарева, особенностью политического
менеджмента является то, что в его рамках субъект управления,
стремясь к достижению поставленных целей, не использует право
легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он
не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные
нормативные акты. Он использует специфические
приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и
поведении многих людей, которые отвечают его интересам и его
политическим целям.
Другие авторы исходят из того, что:
во-первых, управление в обществе – это деятельность людей по
организации подобной деятельности, как она воплощается в социальных
связях и отношениях, в институтах, в том числе и политических;
во-вторых,
решающее значение человеческого элемента в организационных
изменениях социума определяется тем, что смыслообразующим
фактором организационных структур выступают люди.
Именно пониманием ими сути поставленных целей обусловлено
их активное отношение к изменениям в обществе1
Политическое управление – особая форма управленческой дея.
тельности
по регулированию политического процесса, согласованию
разноплановых интересов разных социальных слоев и групп.
Объектом политического управления является общество. Особая
роль политического управления связана с постановкой цели политического
реформирования общества, с формированием целевых
установок, их иерархизацией, с определением приоритетов развития.
1 Усович Ю.В. Человеческое измерение политического управления: к
истории постановки проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Политические науки.
2000. № 2.
3
Стр.3
Целеполагание в политическом управлении становится все более
многофакторным и многоплановым по мере усложнения социальных
связей и взаимодействий. Возрастает стихийная компонента политической
динамики. Это объективная тенденция, подчеркивающая
изменение роли человека как субъекта политической деятельности.
От традиционных представлений об определяющем участии в
политическом управлении политических партий и лидеров важно
перейти к осознанию значимости действий индивида – активного
участника экономической, духовной, культурной жизни данного социума,
государства как актора политического управления. Анализ
политического управления не может быть полным, если не учитываются
особенности и характер субъектов управления.
В качестве субъектов политического управления сегодня политологи
выделяют массы в их национальной, имущественной дифференцированности
и социальной стратифицированности; государственные
органы и системы самоуправления, не занимающиеся непосредственно
политическим управлением, но участвующие в нем
политические партии и движения, союзы, СМИ, клубы; организации,
официально не связанные с политикой, но влияющие на политическое
управление – армию, церковь, предпринимательские
структуры. Все эти подсистемы могут быть спроецированы на деятельность
политического человека, поняты как ее воплощение, продукт
и результат.
Проблема человеческого измерения политического управления
позволяет по-новому подойти к задаче достижения консенсуса интересов
– центральной для политического управления. Она напрямую
связана с развитием социального партнерства, политического центризма,
идеологического и экономического плюрализма. Эти моменты
не слишком сочетаются с классическим кредо политического
управления, утверждающим принцип единства государства и общества
(государство управляет обществом, если общество открыто
для государства); иерархию государственных институтов, определяющих
критерии управления и "организации" развития; четкое
разделение субъекта и объекта управления. Но стабильность и постепенность
уходят из современного политического процесса. Динамическая
неравновесность политической ситуации становится повседневностью.
Сегодня политическое управление должно сосредоточиться
на политической компоненте деятельности человека, его
4
Стр.4
политической роли. Из общей совокупности политических ролей
можно выделить влияющие на политическую жизнь общества и
найти коллективный субъект управления. Этот субъект – связка: "лидер
– политическая элита". В данном случае политическая система
общества раскрывается по схеме: "лидерство – органы власти –
регламентация". В отличие от формализованных политических ролей,
регламентированных правилами, законами (депутат, чиновник,
судья), имеющих статус в теории и практике политического управления,
большинство граждан данного общества становятся исполнителями
неформальных полей, участвуя в политике в меру собственного
понимания своего места в ней. Непредсказуемость, сложность, нелинейность
современной общественной динамики ограничивают
традиционные статусные возможности формальных ролей. Именно
нестабильность современного политического процесса заставляет
граждан включиться в политику, стать субъектами политического
управления, использовать свои механизмы влияния на власть и властеотношения.
Реальное
содержание политического управления определяется
прежде всего людьми, зависит от человека как субъекта и объекта
власти и политического управления. Перспективы – за политическим
процессом, который ориентирован на человека и служит
ему, предполагает движение к гражданскому обществу 2
Основой данного учебного пособия является работа
Г.В. Пушкаревой «Политический менеджмент» , по мнению авто.
3
ра
наиболее системно определяющая специфику политического
управления в современной России. Вместе с тем учтено, что многие
проблемы, входящие в содержание курса политического менеджмента4
,
включены в учебные планы таких дисциплин, как политическая
социология, избирательные процессы и избирательные
технологии, политический маркетинг, теория и практика связей с
общественностью, основы современной информационной деятельности,
политическая реклама, политическое консультирование,
технология власти и др.
2 Усович Ю.В. Указ. соч. С. 25.
3 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб. пособие. М., 2002.
4 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования. Специальность 020200 Политология. М., 2000.
5
Стр.5