Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

История древнего мира. Ч. I. Древний Восток. Методические указания для студентов I курса (90,00 руб.)

0   0
АвторыВ.В. Дементьева, Е.Н. Великанова
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID206521
АннотацияСодержатся методические рекомендации по анализу документальных и нарративных письменных источников по древневосточной истории, по усвоению социально-экономических, политических, идеологических, культурных черт государств Древнего Востока. Предназначены для студентов I курса исторического факультета, обучающихся по специальности 020700 История, дисциплина "История древнего мира" (блок ОПД) очной и очно-заочной форм обучения.
УДК94(3)(07)
ББКТ3(о) 31я73
История древнего мира. Ч. I. Древний Восток. Методические указания для студентов I курса : Методические указания для студентов I курса / В.В. Дементьева, Е.Н. Великанова .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206521 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Древний Восток Методические указания для студентов I курса Ярославль 2004 1 ББК Т3(о) 31я73 И 90 УДК 94(3)(07) Составители: В.В. Дементьева, Е.Н. Великанова История древнего мира. <...> Содержатся методические рекомендации по анализу документальных и нарративных письменных источников по древневосточной истории, по усвоению социально-экономических, политических, идеологических, культурных черт государств Древнего Востока. <...> Следует также читать комментарии и примечания к переводам, обращаться к исследовательской литературе для выяснения интерпретаций содержания источников, различных точек зрения на проблемы древневосточной истории. <...> История Хеттского царства, Нововавилонского царства, Древнего Ирана, Урарту изучается только на семинарских занятиях, поэтому вопросы в соответствующих темах поставлены более широко, чем по истории тех стран, которые рассматриваются в лекционном курсе. <...> Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. <...> Обозначьте географические области (назовите районы) на Ближнем Востоке, где началось производство пищи. <...> Какие археологические данные свидетельствуют об обособлении гончарного ремесла? <...> Хозяйственный и общественный строй Древней Вавилонии Занятие 1 <...> Как в Древней Вавилонии относились к земледельческому труду? <...> При изучении форм земельной собственности и землевладения необходимо использовать переписку царя Хаммурапи, хозяйственные и юридические документы времени I вавилонской династии. <...> Размеры наделов на царской земле определите на основании эпистолярных и административных документов. <...> Обратите внимание на наделы воинов (редум и баирум). <...> Какой тип общины существовал в Старовавилонский период? <...> Определите уровень развития товарно-денежных отношений в Древней Вавилонии. <...> Из «Поучения гераклеопольского царя своему сыну царю Мерикара»: Пер. <...> Из «Поучения гераклеопольского царя своему сыну царю Мерикара»: Пер. <...> Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара: Пер. и ком <...>
История_древнего_мира._Ч._I._Древний_Восток._Методические_указания_для_студентов_I_курса.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории История древнего мира Ч. I. Древний Восток Методические указания для студентов I курса Ярославль 2004 1
Стр.1
ББК Т3(о) 31я73 И 90 УДК 94(3)(07) Составители: В.В. Дементьева, Е.Н. Великанова История древнего мира. Ч. I. Древний Восток. Метод. указания для студентов I курса / Сост. В.В. Дементьева, Е.Н. Великанова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль, 2004. – 44 с. Содержатся методические рекомендации по анализу документальных и нарративных письменных источников по древневосточной истории, по усвоению социально-экономических, политических, идеологических, культурных черт государств Древнего Востока. Предназначены для студентов I курса исторического факультета, обучающихся по специальности 020700 История, дисциплина "История древнего мира" (блок ОПД) очной и очно-заочной форм обучения. Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова © Ярославский государственный университет, 2004 © В.В. Дементьева, Е.Н. Великанова, 2004 2
Стр.2
Семинарские занятия по истории древнего мира в первом семестре предполагают прежде всего анализ письменных источников по истории древневосточных государств. Поэтому главным моментом в подготовке студентов к занятиям является тщательное изучение текстов источников, уяснение и осмысление их содержания. Следует их читать вдумчиво, делая необходимые выписки. При этом желательно для каждого вопроса отвести отдельные листы, помечая на них номера фрагментов источников, конспектируя их содержание, а также записывая свои предположения и выводы. В ходе семинаров и подготовки к ним должно осуществляться непосредственное ознакомление с различными видами и разновидностями письменных источников и с основами источниковедческой критики. Студенты-первокурсники обязаны научиться давать как общую характеристику источника, так и рассматривать имеющиеся в нем сведения под углом зрения какого-либо конкретного вопроса. Необходимо делать собственные наблюдения, сопоставления и заключения по содержанию источников. Нужно по возможности использовать разные переводы текста, так как перевод древневосточного источника уже является его толкованием. Следует также читать комментарии и примечания к переводам, обращаться к исследовательской литературе для выяснения интерпретаций содержания источников, различных точек зрения на проблемы древневосточной истории. История Хеттского царства, Нововавилонского царства, Древнего Ирана, Урарту изучается только на семинарских занятиях, поэтому вопросы в соответствующих темах поставлены более широко, чем по истории тех стран, которые рассматриваются в лекционном курсе. При всем разнообразии тем и вопросов семинарских занятий их объединяют сквозные крупные проблемы. К ним относятся специфика восточного рабства, собственность на землю в восточных государствах, социальное деление древневосточных обществ, роль в них общины, особенности такой политической организации, как деспотическая монархия, общее и особенное в становлении права и судопроизводства, семейно-брачные отношения на этапе патриархальной семьи. Изучая конкретный материал по теме каждого семинарского занятия, нужно попытаться связать его с указанными узловыми вопросами. 3
Стр.3
Основная учебная литература 1. История Древнего Востока. Материалы по историографии / Под ред. В.И. Кузищина, А.А. Вигасина. М., 1991. 198 с. 2. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. М., 2001. 3. История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002. 719 с. (В дальнейшем – Тексты и документы.) 4. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай / Под ред. проф. В.И. Кузищина. СПб., 2002. 303 с. 5. Источниковедение истории Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1984. 392 с. 6. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. М., 1981. Вып. 1. 118 с. (В дальнейшем – Практикум.) 7. Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. Вып 1. Древний Восток / Сост. Н.И. Пикус. М., 1963. 218 с. (В дальнейшем – Тематическая хрестоматия.) 8. Тураев Б.А. История Древнего Востока: В 2 т. Л., 1935. Т. 1. 337 с.; Т. 2. 341 с. 9. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Канцельсона, В.И. Кузищина: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. 328 с.; Ч. 2. 256 с. (В дальнейшем – Хрестоматия. М., 1980.) 10. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. М., 1963. 544 с. (В дальнейшем – Хрестоматия. М., 1963.) 11. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.В. Струве. М., 1950. 359 с. (В дальнейшем – Хрестоматия. М., 1950.) 12. Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов, 1973. 115 с. (В дальнейшем – Хрестоматия. Саратов, 1973.) 13. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Сост., ком. А.А. Вигасина. М., 1997. 400 с. (В дальнейшем – Хрестоматия. М., 1997.) 4
Стр.4
Тема 1. «Неолитическая революция» на Ближнем Востоке 1. Понятие «неолитическая революция». Процесс возникновения скотоводства и земледелия. Начало обособления ремесла. 2. Теории «неолитической революции». 3. Культура Джармо в горах Загрос. 4. Поселение Иерихон в долине Мертвого моря. 5. Поселение Чатал-Хююк в Анатолии. 6. Археологические культуры равнинной зоны Двуречья (Культура Умм Дабагии, Хассунская, Самаррская, Халафская). 7. Убейдская культура в Южной Месопотамии. Учебная литература 1. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации Ближнего Востока и Мезоамерики. М., 1992. 2. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989. Исследовательская литература Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956. Приступая к подготовке семинарского занятия, вспомните, что включает в себя понятие «Ближний Восток». Укажите хронологические рамки эпохи неолита для каждого из изучаемых регионов. Найдите на карте указанные археологические культуры. Раскройте содержание понятия «неолитическая революция». Когда она проходила на Ближнем Востоке? Была ли она разовым явлением? Обозначьте географические области (назовите районы) на Ближнем Востоке, где началось производство пищи. Был ли единый очаг, из которого «неолитическая революция» распространилась? (Нуклеарная теория Г. Чайлда.) Что такое доместикация, как ее понимают исследователи? Укажите различия в трактовках этого явления. По каким критериям определяют наличие производства пищи? Рассмотрите следующие теории происхождения доместикации: теория оазисов Г. Чайлда, теории Р. Брейдвуда, Л. Бинфорда, К. Флэннери. 5
Стр.5