№ 51 (6397)
19–25 декабря 2012 г.
www.lgz.ru
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
Выходит по средам
Поднебесное
ликование
Если есть сегодня сразу
много счастливых людей,
то это миллиард с лишним
жителей Поднебесной.
Присуждение
Нобелевской премии по
литературе Мо Яню стало
в Китае праздником даже
для тех, кто не особенно
вникает в проблемы
стилей и школ. Такую
радость и гордость
за соотечественника
китайцы не испытывали,
пожалуй, с дней
Пекинской олимпиады.
СТР. 6
Между трудом и
капиталом
Как объявила на
прошедшей в Москве
Международной
конференции по
вопросам достойного
труда вице-премьер
РФ Ольга Голодец, в
России зарегистрирован
рекордно низкий уровень
безработицы – 5,2%.
Но достаточно ли этого
показателя, для того
чтобы считать труд в
нашей стране достойным?
Об этом разговор с
председателем Федерации
независимых профсоюзов
России Михаилом
Шмаковым.
СТР. 3
Способна
ли религия
объяснить мир?
Об этом на страницах
«ЛГ» шёл разговор,
в котором читатели
размышляли над
острейшими проблемами
нашего времени: об
идеологии прагматизма,
лишающей жизнь
современного человека
её высшего смысла.
О религиозном
фундаментализме как
реакции на бездуховногламурный
образ жизни.
Сегодня мы завершаем
это обсуждение, оставляя
читателям, не успевшим
высказаться, возможность
вернуться к этой сложной
теме под рубрикой «Эхо
дискуссии».
СТР. 11
Можно уверенно констатировать, что судьба
– как профессиональная, так и личная –
композитора Родиона Щедрина оказалась на
редкость счастливой. Несколько лет назад
он передал 67 коробок своего семейного
архива в РГАЛИ (Российский государственный
архив литературы и искусства), где уже
находятся архивы Достоевского, Чехова,
Прокофьева, Шостаковича, Эйзенштейна.
Узнав о плачевном положении хранилища
национального достояния, композитор написал
письмо Владимиру Путину. И теперь,
после недавней речи президента о приоритете
отечественной культуры и в связи
с широко отмечаемым юбилеем Щедрина,
вручением ему ордена «За заслуги перед
Отечеством» IV степени, хочется надеяться
на благополучное решение данного вопроса.
Он автор 79 музыкальных произведений.
Но каждая его нота принадлежит авторитетному
немецкому издательству Schott, которому
более двухсот лет, в папке которого – права
на сочинения Бетховена, Вагнера, Шумана,
Пендерецкого, Р. Штрауса… У Щедрина эксЭПИТАФИЯ
*
Издание книг
и их реализация.
* Набор, вёрстка,
корректура и редактура
книг.
* Публикация прозы
и поэзии в журналах
«Российская литература»
и «Литературный альманах
«Спутник».
Всё это предлагает вам
издательство «Спутник+».
109428, г. Москва,
Рязанский проспект, д. 8А.
www.sputnikplus.ru
E-mail: sputnikplus2000@mail.ru
Тел.: (495) 730-47-74,
778-45-60, 730-48-71
На этой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 18 982 человека. Заходите!
Так провожают Человека
С
овсем недавно фото Ваншенкина тоже
было вынесено на 1-ю полосу. Но по
совершенно другому поводу: в «ЛГ»
№ 49 шла традиционная зимняя подборка
Константина Яковлевича. Он ушёл на фронт
17-летним мальчишкой-десятиклассником.
Он не дожил двух дней до своего 87-летия.
Песни на стихи Ваншенкина знают лучше,
чем свод его стихов. Это несправедливо, хотя
представить нас без «Я люблю тебя, жизнь»,
«Алёши» или «Как провожают пароходы»,
кажется, просто невозможно. Но мы потеряли
тончайшего лирика, философа, мастера поэтической
миниатюры, каких, что называется,
«больше не делают». А с начала 1960-х гг.
Ваншенкин писал и крепкую прозу, выпустил
несколько книг и сборников рассказов.
Он был скромен в забытом и почти презираемом
ныне значении этого слова.
Увенчанный множеством государственных
наград – в том числе Государственными
премиями СССР и РФ в области литературы
и искусства, орденом «За заслуги перед
Отечеством» – никогда не «выпячивал грудь»,
не кичился своими достижениями, оставаясь
до последнего вздоха художником, взыскательным
прежде всего по отношению к себе.
Один за другим уходили его фронтовые
и поэтические друзья и наставники.
Теперь пришла очередь прощаться с самим
Ваншенкиным. Мы никогда не забудем Вас,
Константин Яковлевич, и «Вальс расставания»
на Ваши дивные стихи звучит в наших
сердцах:
Слышишь, тревожные дуют ветра?
Нам расставаться настала пора.
Кружится, кружится пёстрый лесок,
Кружится, кружится старый вальсок.
Старый, забытый,
старый забытый вальсок.
Литгазетовцы
клюзивный контракт: за исполнение его
музыки в России он получает символические
суммы. Два десятка лет он с супругой живёт
в Мюнхене, поскольку для работы Германия
удобнее, но базисом всё равно остаётся
Россия: «Я русский человек, все мои корни
здесь. Даже окажись я где-нибудь на Огненной
земле – остался бы таковым».
Начиная с первого концерта для оркестра
«Озорные частушки» (1963), Щедрин
органично вплетает фольклорные элементы
в новейшее музыкальное звучание. В
2000-м появились «Лица русских сказок» с
образами «Дудки-самогудки», «Сестрицы
Алёнушки да братца Иванушки», «Царевнылягушки»,
а для грядущего открытия
Мариинки-2 композитор осуществляет
свою давнюю мечту – оперу «Левша» по
Н. Лескову, три четверти которой уже написаны.
Это будет его 80-е сочинение.
«По старинке» он пишет партитуру чёрным
пером, а не на компьютере. И из-под
этого пера вышло музыкальное осмысление
множества литературных источников
– от Пушкина, Л. Толстого, Чехова, Ершова,
Мериме, Набокова до Мандельштама,
Ахматовой, Грина, Твардовского, Бокова,
Катаняна, Вознесенского. Гротескный мир
гоголевских «Мёртвых душ» ожил в 1977 г. на
сцене Большого театра в режиссуре Бориса
Покровского, и опера встала в один ряд с
«Войной и миром» С. Прокофьева и «Леди
Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича.
Если 50 лет назад Щедрин находился в
русле музыкального авангарда, то спустя
полвека он признан классиком. В 1964-м
Святослав Рихтер просил назвать единственную
книгу для жизни на необитаемом
острове, Щедрин выбрал «Искусство фуги»
Баха. В одном интервью он печально заметил:
«Корабль искусства почти опрокинут.
Некоторые современные российские композиторы
даже нот не знают»… На фоне величия
культурного наследия России, включающего
и творчество Родиона Щедрина,
такие мысли юбиляра вносят нотку горечи
в торжество. Но Щедрин, по собственному
определению, реалист…
КЛАСС «ПРЕМИУМ»
«Золотой Дельвиг» – первые итоги
Л
итературная премия имени
Антона Дельвига, основавшего
«Литературную
газету» в 1829 году совместно с
Александром Пушкиным, была
учреждена редакцией «ЛГ» в
2004 году. Премия присуждалась
в конце календарного года, и в
первом новогоднем номере газеты
появлялась информация о лауреатах.
Осенью
этого года редакция
«Литературной газеты» изыскала
возможность переформатировать
эту премию во Всероссийскую
общенациональную премию «Золотой
Дельвиг». Соответственно
были увеличены и премиальные
суммы.
Газета трижды сообщала о
приёме произведений на соискание
премии. В этом году приём
осуществлялся в ускоренном
порядке: в течение двух месяцев
– до 1 декабря с.г. включительно.
Однако мы рассмотрели и те
книги, которые были представлены
в начале декабря. Рассмотрение
соискателей было ограничено
15 декабря 2012 г. с тем,
чтобы представить в газете длинный
список соискателей до Нового
года.
В результате счёт присланных
и номинированных на премию
книг пошёл на сотни. Книги высылались
издательствами, библиотеками,
краевыми и областными
органами, газетами, учреждениями
культуры практически из всех
регионов России, из республик
Российской Федерации. Также
в редакцию пришло немало выдвижений
из ближнего и дальнего
зарубежья. Так, например,
к нам поступили книги литераЩедриниана
Выдающийся
русский композитор отмечает 80-летие
«ЛГ»-РЕЙТИНГ
Евгений Сидоров.
Записки из-под полы.
– М.: Художественная
литература, 2012. –
336 с.: ил. – 3000 экз.
В книгу известно
го
критика и публициста,
профессо р а
Литинститута, доктора
культурологии, эксминистра
культ уры
Российской Федерации
(1992–1997), экс-посла
России в ЮНЕСКО
(1998–2002) Евгения Сидорова вошли избранные
литературно-критические работы, эссе, открытые
письма, дневниковые записи, интервью разных
лет, позволяющие проследить творческий и общественный
путь автора. Основная тема здесь – это
проблемы отечественной современной культуры,
её взаимоотношения с обществом, дальнейшее
развитие, а также пути современной литературы.
Издание сопровождено редкими фотографиями
из личного архива Е.Ю. Сидорова и будет интересно
всем, кого волнует судьба отечественной
словесности.
Вечерний свет:
Стихотворения. – СПб.:
Лениздат, Команда А,
2013. – 112 с. – 2000 экз.
Александр Кушнер.
Что ни поэт –
то последний. Потом
Вдруг выясняется,
что предпоследний,
Вал, как бы
прятавшийся за соседний…
Что поднимается
на волнолом
премии «Поэт» (2005), присуждаемой за наивысшие
достижения в современной русской
поэзии. Его имя известно многим любителям
поэзии, он фактически при жизни стал классиком.
В разные годы вышли десятки сборников
его стихов, сегодня он один из самых издаваемых
российских поэтов. Литературоведы считают
Кушнера продолжателем русской классической
традиции. И действительно, в его творчестве
живёт светлое и жизнеутверждающее
начало. В книгу вошли новые стихотворения,
написанные Александром Кушнером за последние
годы.
Поэзия – переливанье крови
Шекспировской и пушкинской в того,
Кто держит ветхий томик в изголовье
Унынья и упадка своего…
В.В. Бибихин.
Дневники Льва Толстого.
– Издательство Ивана
Лимбаха, 2012. – 480 с.
– 2000 экз.
Александр Кушнер – лауреат национальной
Впервые опубликован
курс лекций, прочитанный
В.В. Бибихиным на
философском факультете
МГУ. Ольга Седакова
во вступительном слове
пишет о том, что ни
в отечественной, ни
в мировой литературе
о Толстом ничего похожего не говорилось.
Существует справедливое предположение, что вся
русская мысль конца XIX–XX веков возникла из
Ф.М. Достоевского и вращалась вокруг него. То,
что в нашей словесности есть ещё один, не менее
мощный источник новой мысли – Лев Толстой,
до Бибихина было, как ни странно, неявным.
торов и письма-выдвижения из
Белоруссии, Израиля, Украины,
Азербайджана и Казахстана. Широк
и перечень издательств, чьи
книги претендуют на соискание
премии. Среди них и такие крупнейшие
издатели России, как
«ЭКСМО», «АСТ», «Астрель», и
небольшие издательства малых и
больших городов страны. Почта
приносила нам и курьёзы. Например,
одно из издательств выслало
на соискание премии чуть
ли не всю годовую продукцию
2012 и 2011 годов. В этом, конечно,
виноваты и мы: количество
номинированных книг от конкретного
издательства не было
оговорено в условиях премии. Но
всё же мы надеялись на здравый
смысл, который иногда отказывает
иным коллегам.
Так или иначе в результате работы
экспертной комиссии был
создан лонг-лист.
Предлагаем его вниманию соискателей
и читателей «ЛГ», которые
следят за итогами премиальной
гонки.
Длинный список см. на стр. 5
ИТАР-ТАСС
Стр.1