Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Понятийный справочник специалиста сферы государственной молодежной политики (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКалинина Зинаида Николаевна
АвторыРомашина Екатерина Юрьевна, Декина Елена Викторовна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц130
ID206403
АннотацияНастоящее пособие представляет собой понятийный справочник специалиста сферы государственной молодежной политики, составленный на основе нормативных документов сферы государственной молодежной политики. Пособие адресовано специалистам учреждений сферы государственной молодежной политики, специалистам по работе с молодежью, специалистам по социальной работе с молодежью, студентам направления подготовки «Организация работы с молодежью» и работающим с ними преподавателям и т. д.
ISBN978-5-87954-684-2
ББК66.3(2Рос).4
Калинина, З. Н. Понятийный справочник специалиста сферы государственной молодежной политики / Е. Ю. Ромашина, Е. В. Декина; З. Н. Калинина .— 2-е издание, исправленное и дополненное .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 130 с. — ISBN 978-5-87954-684-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/206403 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» ПОНЯТИЙНЫЙ СПРАВОЧНИК СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Учебно-методическое пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого) Понятийный справочник специалиста сферы государственной П23 молодежной политики: Учеб.-метод. пособие / Сост. <...> Опыт Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, Межрегионального центра развития кадрового потенциала по ЦФО по проведению курсов повышения квалификации, окружного семинара по теме «Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики как элемент развития кадрового потенциала работников сферы государственной молодежной политики» показывает, что в понятийном поле организации работы с молодежью имеются серьезные разночтения, поскольку понятийно-категориальный аппарат этой сферы деятельности только формируется. <...> В данном пособии большое внимание обращено на понятия, которые представлены в следующих нормативных документах: – Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи; – Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации; – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; – Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации; – Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»; – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. <...> Ведущий вид деятельности – деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития. <...> Виртуальный <...>
Понятийный_справочник_специалиста_сферы_государственной_молодежной_политики.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» ПОНЯТИЙНЫЙ СПРАВОЧНИК СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Учебно-методическое пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 66.3(2Рос).4 П23 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Л. И. Ростовцева (Тульский филиал РГЭТУ); кандидат исторических наук, доцент Т. Г. Нехаева (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Понятийный справочник специалиста сферы государственной П23 молодежной политики: Учеб.-метод. пособие / Сост.: З. Н. Калинина, Е. Ю. Ромашина, Е. В. Декина.– 2-е изд., испр. и доп.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. – 130 с. ISBN 978-5-87954-684-2 Настоящее пособие представляет собой понятийный справочник специалиста сферы государственной молодежной политики, составленный на основе нормативных документов сферы государственной молодежной политики. Пособие адресовано специалистам учреждений сферы государственной молодежной политики, специалистам по работе с молодежью, специалистам по социальной работе с молодежью, студентам направления подготовки «Организация работы с молодежью» и работающим с ними преподавателям и т. д. ББК 66.3(2Рос).4 ISBN 978-5-87954-684-2 © Составители З. Н. Калинина, Е. Ю. Ромашина, Е. В. Декина, 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
Содержание К читателю ........................................................................................................... 4 Понятийный справочник специалиста сферы государственной молодежной политики .............................................. 5 Приложения ....................................................................................................... 49 Список литературы ......................................................................................... 129 3
Стр.3
К ЧИТАТЕЛЮ Сфера государственной молодежной политики – динамично развивающаяся отрасль научного знания и практической деятельности. В современных условиях появляются нормативные документы, монографии, публикации, содержащие огромное количество новых профессиональных понятий. Опыт Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого, Межрегионального центра развития кадрового потенциала по ЦФО по проведению курсов повышения квалификации, окружного семинара по теме «Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики как элемент развития кадрового потенциала работников сферы государственной молодежной политики» показывает, что в понятийном поле организации работы с молодежью имеются серьезные разночтения, поскольку понятийно-категориальный аппарат этой сферы деятельности только формируется. В данном пособии большое внимание обращено на понятия, которые представлены в следующих нормативных документах: – Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи; – Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации; – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; – Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации; – Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»; – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Пособие разработано с целью создания единого смыслового пространства работников учреждений сферы государственной молодежной политики, специалистов по работе с молодежью, специалистов по социальной работе с молодежью. Пособие может быть использовано студентами направления подготовки «Организация работы с молодежью» при подготовке к учебным занятиям, зачетам, экзаменам, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, прохождении различных видов практик, составлении проектов. 4
Стр.4
ПОНЯТИЙНЫЙ СПРАВОЧНИК СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Автобиография – описание своей жизни. Адаптация – 1) приспособление организма к условиям среды; 2) приспособление к новой социальной среде путем изменения поведения. Аддиктивное поведение – поведение, при котором индивид утрачивает контроль над потреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, в результате чего возникают тяжелые последствия. Актив – наиболее деятельная часть организации, коллектива. Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную активность обучающихся. Акция – 1) действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели; 2) публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений. Альтруизм – 1) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей); 2) готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Анализ – 1) метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь; 2) всесторонний разбор, рассмотрение. Анкета – 1) опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполняет; 2) сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы; 3) методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Аннотация – 1) краткое изложение содержания книги, статьи; 2) краткое разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим описанием какого-либо сочинения, сжатая характеристика направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи. Аттракция – взаимное тяготение людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви; возникновение у одного человека чувства привлекательности при восприятии другого. 5
Стр.5
Барьер смысловой – взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беспризорность – особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся отсутствием постоянного места жительства (бездомностью); разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т. п.; отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и подобных учреждений); незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой). Беспризорность детская – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Библиография – 1) научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечня, указателей и информационных изданий; 2) перечень книг и статей по какому-нибудь вопросу. Биография – описание жизненного пути человека. Валеология – наука о здоровом образе жизни. Валидность – один из основных критериев качества теста, обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (измерительных операций, экспериментов), характеризуется тем, насколько метод помогает изучать проблему. Ведущий вид деятельности – деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития. Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность одними задачами, интересами и совместной деятельностью. Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения и преобразования. 6
Стр.6
Виды профессиональной деятельности организатора работы с молодежью – научно-исследовательская, организационно-управленческая, информационно-аналитическая, производственная и социально-технологическая, социально-проектная, организационно-массовая. Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Виртуальный мир – это знаковая информационная система, поддерживаемая информационно-коммуникационными технологиями, включающая сообщества людей – создателей и пользователей мира. Возраст – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возрастные особенности – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Волонтер – доброволец, вольнослужащий; тот, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т. е. безвозмездно. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Волонтерство – способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Воспитание – 1) целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитанника и окружающей социальной среды; 2) деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития и образования. Воспитательная система – 1) объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы; 2) целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Выборка – совокупность элементов объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Гениальность – высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных. 7
Стр.7
Государство – исторически сложившаяся форма организации жизни людей; особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специальных органов. Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Государственная молодежная политика реализуется в РФ в отношении молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – нормативный документ, который устанавливает общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации. Государственная семейная политика – целостная система принципов, оценок и мер организованного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Государственная поддержка молодежных и детских объединений – совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Грант – 1) единовременная субсидия, присуждаемая научному учреждению, творческому коллективу или отдельному исполнителю какого-нибудь труда; 2) вид субсидии; предоставляется организацией или частным лицом другой организации или частному лицу (как правило, в результате конкурсного отбора) для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования. Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои пра8
Стр.8
ва и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над властью и воздействия на власть и правовые нормы (А. Я. Данилюк). Гражданственность – общественно-политическое, правовое, социально-психологическое, нравственное качество гражданина, характеризующееся зрелым политическим сознанием, способностью разумного сочетания общественных и частных интересов, активным участием в жизни общества и государства, уважением и соблюдением законов, патриотизмом. Группа – общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению. Групповое принятие решений – осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и соматофизиологических признаков, характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами. Гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый. Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса, прения, обмен мнениями; одна из форм учебной дискуссии; формализованное обсуждение, построенное на основе фиксированных выступлений. Девиантное (отклоняющееся) поведение – 1) поведение индивида или группы, несоответствующее общепринятым социальным нормам и в силу этого нарушающее их; 2) специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним (Ю. А. Клейберг). Девиз – изречение, выражающее основную идею, цель. Делинквентное поведение – противоправное поведение личности, отклоняющееся от установленных законов, угрожающее благополучию других людей и социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних проявлениях. Деловая игра – форма активного социально-психологического обучения, моделирования содержания профессиональной деятельности. Деловое общение – общение, обеспечивающее успех какого-либо дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы реализовать значимые для них цели; сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Детские общественные организации – это самостоятельные объединения детей и подростков, призванные удовлетворять их разнообразные интересы и выражающие их общественно-политические устремления. 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ