Дидактический инструментарий данного пособия включает:
цель – изучение процесса генезиса и оформления основ российской
государственности;
задачи
– анализ исторических событий (исторических фактов и их интерпретации), направленный на выявление причинно-следственных связей
в процессе укрепления и развития государственности;
– знакомство обучающихся с научно-исследовательской и учебнометодической литературой по Отечественной истории, предполагающее расширение эрудиции, обогащения тезауруса;
– освоение понятийного аппарата (ключевых понятий), связанного
с формированием у обучающихся методических и методологических
позиций по данному курсу;
– осмысление ключевых проблем развития отечественного государства в исторической ретроспективе, что позволяет извлечь уроки и
выводы из прошлого, использовать накопленный положительный социальный опыт на современном этапе;
– осуществление методической подготовки студентов к процедуре
тестирования. <...> Данное учебно-методическое пособие, составленное на основе Государственного образовательного стандарта ВПО МО РФ, включает:
– изложение лекционного материала с выделением ключевых понятий, основного фактологического материала и его анализа;
– методические ориентиры, направленные на выявление логических закономерностей исторически конкретных периодов;
– новейшую литературу – монографии и статьи из периодических
изданий;
– контролирующие материалы – вопросы для самоконтроля, направленные на развитие ЗУН – знаний о событиях конкретного исторического периода, умений выстраивать логические причинноследственные связи, навыков владения фактологией; вопросы для экзамена. <...> Обоснование правомерности позиций
о генезисе государственности, выраженных
в норманнской и русской школах
«Осевой точкой» истории оформления государственности на Руси
стал 862 г. – призыв ильменских словен к варягам и начало княжения
Рюрика в Новгороде, ставшем <...>
Отечественная_история.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
__________________________________________________________________________
Л.В. СТЕПАНЕНКО
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ
Учебно-методическое пособие
НОВОСИБИРСК
2010
Стр.1
ББК 63.3(2)я73
С 794
Рецензенты:
Крамаренко Р.А., канд. философ. наук, доц.,
Колоткин М.Н., д-р истор. наук, проф.
Степаненко Л.В.
С 794 Отечественная история : учеб.-метод. пособие / Л.В. Степаненко.
– Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 68 с.
ISBN 978-5-7782-1362-3
Адресовано студентам технических специальностей очной формы
обучения.
Работа подготовлена на кафедре истории и политологии
и утверждена Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия
ББК 63.3(2)я73
ISBN 978-5-7782-1362-3
© Степаненко Л.В., 2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методология и методика изучения исторического процесса ............................. 4
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС .......................................................................................... 7
Образование древнерусского государства: генезис, предпосылки, процессы
........................................................................................................................ 7
Политическая раздробленность: конец ХI – ХII вв. .......................................... 11
Возвышение Москвы и объединение русских земель вокруг Москвы:
ХIII – XVI вв. ......................................................................................................... 15
Правление Ивана IV Грозного ............................................................................. 20
Смута в московском государстве (1598 – 1613 гг.)............................................ 24
Правление первых представителей династии Романовых ................................ 27
ХVIII в.: преемственность преобразований Петра Великого ........................... 30
Правление Александра I: от либеральных начинаний к установлению
«полицейского режима» ....................................................................................... 36
Время правления Николая I: усиление абсолютизма ........................................ 39
Реформы Александра II и контрреформы Александра III ................................. 42
Время правления Николая II: Россия на рубеже XIX – XX вв. ........................ 44
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне ............................ 52
Послевоенное восстановление СССР ................................................................. 56
Вторая половина ХХ в. ......................................................................................... 58
Социальные процессы 1990-х гг. ......................................................................... 60
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ................................................................. 64
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ .................................................................................. 64
Стр.3