На правах рукописи
Федоровская Ольга Михайловна
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РАЗНОГО ВИДА
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания,
спортивной тренировки, оздоровительной и
адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2007
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре теории и методики адаптивной физической
культуры Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Т000005106
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
кандидат педагогических наук
Бабенкова Евгения Алексеевна
доктор педагогических наук, профессор
Барчукова Галина Васильевна
кандидат педагогических наук
Зюзина Тамара Николаевна
Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение
Институт развития дошкольного образования РАО
Защита состоится «./.%..»../l/?fr4-Hh&
заседании диссертационного
совета
2007 г. в «./р.-УЙ.» часов на
К.311.003.01 при Российском
государственном университете физической культуры, спорта и туризма по
адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.п.н., доцент
»
2007 г.
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Здоровье детей Российской Федерации отнесено к
приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В
рамках реализации программы «Образование и здоровье» (1998) особую
значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления
детей в системе дошкольного образования.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического,
психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются
основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной
работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья,
совершенствованию физического развития дошкольника.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны
с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил,
определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним
влияниям. И.Д.Маханева (2000), С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова (2002) указывают
на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности,
поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого
ряда заболеваний.
В системе средств естественной профилактики ведущее место
принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение
биологической потребности ребенка в двигательной активности. В работах
И.И.Мастюковой (1997), С.Н.Попова (1999, 2005), С.С.Бычковой (2001),
Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной (2001) указывается, что дозированные
физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий
организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и
улучшению показателей физической подготовленности.
В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурнооздоровительной,
лечебно-трЪфилавдя^ской и 1 реабилитационной работы с
j и** !•' t ?>../..-;:.' i -.J ; i^, ^ /.| ;
использованием новейшей медщщнекрй техники (галокамеры, гидромассажные
Стр.3
4
ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).
Как свидетельствуют многочисленные данные литературы В.К.Велитченко
(2000), Т.В.Антонова, Л.АЛарамонова (1997), М.Н.Кузнецова (2002),
СН.Дышаль (2001), А.С.Галанов (2001), М.В.Антропова (2004), М.М.Безруких
(2004) проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует
комплексного подхода к введению новых методов физкультурнооздоровительной
работы и оценки их эффективности.
Физическое развитие и физическое воспитание тесно взаимосвязаны и
направлены на совершенствование функций формирующегося организма
ребенка, полноценное развитие основных движений.
Таким образом, анализ, имеющихся данных литературы, позволяет придти
к выводу, что проблема научного исследования определяется противоречием
между необходимостью в разработке программы оздоровительной физической
культуры, обоснованием форм ее организации, методических подходов к
содержательному наполнению и отсутствием методических разработок
рационального сочетания занятий физической культурой с оздоровительными
мероприятиями.
Объект исследования - процесс реабилитации детей, имеющих нарушения
опорно-двигательного аппарата и заболевания дыхательной системы
средствами оздоровительной физической культуры.
Предмет исследования - дифференцированный подход к внедрению
программы оздоровительной физической культуры в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, ЧДБ и детей с ЛОР-заболеваниями.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что
организация
рациональная
сочетания
физических
упражнений
с
оздоровительными мероприятиями создает условия для реабилитации детей,
имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Цель исследования состояла в разработке оздоровительной технологии,
включающей двигательный режим в дошкольных образовательных
Стр.4
5
учреждениях разного вида, сочетающий различные формы занятий
физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.
В соответствии с особенностями дошкольного возраста и поставленной
их сочетание
целью решались следующие задачи:
1. Изучить содержание занятий оздоровительной физической культурой и
с оздоровительными процедурами в дошкольных
образовательных учреждениях разного вида.
2. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима,
который отвечал бы возможностям детей 5-7 лет и содержал бы различные
формы двигательной активности (оздоровительной физической культуры) и
оздоровительные мероприятия.
3. Оценить эффективность и влияние разработанного двигательного режима с
включением оздоровительных мероприятий на повышение резистентности к
болезням.
4. Оценить эффективность и влияние разработанного двигательного
режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение
показателей физического развития и физической подготовленности
дошкольников.
5. Оценить эффективность и влияние разработанного двигательного
режима с включением оздоровительных мероприятий на реабилитацию детей 57
лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) и
некоторые заболевания дыхательной системы.
Теоретическая и методологическая основа исследования определяется
использованием положений возрастной физиологии (А.Г. Хрипкова,
М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких), концепции сенситивных
периодов в развитии физических качеств (З.И. Кузнецова), теории адаптивной
физической культуры (СП. Евсеев), теории и методики комплексной
реабилитации (С.Н. Попов).
Методы исследования: соматометрия, анкетирование, тестирование,
наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка.
Стр.5