Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Общая теория спортивных соревнований: проблемы и опыт их решения. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКрасников
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц54
ID205163
АннотацияЦель исследования - систематизировать опыт решения проблем, возникающих в связи с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, формировать целостную концепцию теории спортивных соревнований и разработать на этой основе программы и содержание учебного предмета "Основы теории спортивных соревнований" как одного из структурных разделов общей теории спорта.
Красников, А.А. Общая теория спортивных соревнований: проблемы и опыт их решения. : автореф. дис. … д-ра пед. наук / А.А. Красников .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205163 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

т/ На правах рукописи Красников Андрей Андреевич ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва - 2007 Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. <...> ] В связи с этим есть основание полагать, что исследование проблем, связанных с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, может способствовать как совершенствованию подготовки спортсменов, так и познанию логики развития и за кономерностей функционирования всей сферы спорта в системе социальных отноше ний. <...> В последние десятилетия XX века все большее количество исследований посвящается анализу системы соревнований и соревновательной деятельности. <...> Это обуслов лено. кроме прочего, недостаточной разработанностью понятийного аппарата, не все гда корректным использованием таких категорий как форма и содержание соревнова ний, фрагментарным анализом структуры соревновательной деятельности. <...> Спорт вошел в современную цивилизацию, рассматривается как своего рода модель, в определенной мере ojrja^ajoiir^^c^A^ciPyiQttlHe реальные связи, отношения и противоречия общества - конкур^щи^пдаёдй Л поражения, соперничество и со- 1 РГУФК ; 4 трудничество, стремление к совершенству, достижение высших показателей качества деятельности, удовлетворение творческих, престижных и других потребностей. <...> Сфера спорта обладает потенциальными возможно стями формирования мировоззрения, определенной 1ражданской позиции. <...> ] Изучению затронутых проблем посвящена общая теория спорта - обобщаю щая научная дисциплина, ориентированная на анализ всевозможных проявлений спорта как социального и культурного явления, выявление <...>
Общая_теория_спортивных_соревнований_проблемы_и_опыт_их_решения..pdf
т/ На правах рукописи Красников Андрей Андреевич ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теоретико-методических основ физической культуры и спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Научный консультант: Официальные оппоненты: Г0Ш II. Т000005071 ЦОБ по ФКиС РГАФК Ведущая организация: Защита состоится « доктор педагогических наук, профессор Матвееве Лев Павлович доктор педагогических наук, профессор Булгакова Нина Жаиовна доктор педагогических наук, профессор Курам шин Юрий Федорович доктор педагогических наук, профессор Суслов Феликс Павлович Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта на заседании диссертационного Совета Д.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар д.4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан « 2006 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор 2 Шалманов А.А.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования определяется той ключевой ролью, которую играют соревнования в структурировании системы компонентов, составляющих сферу спорта и современной ситуацией, характеризующейся активизацией дифференциации течений в спорте высших достижений. Соревнования являются одним из компонентов подготовки спортсменов, причем представляют собой основу, специфическое «ядро» спорта. [Матвеев Л.П., 1977 и др.] В связи с этим есть основание полагать, что исследование проблем, связанных с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, может способствовать как совершенствованию подготовки спортсменов, так и познанию логики развития и закономерностей функционирования всей сферы спорта в системе социальных отношений. В процессе развития наук о спорте внимание исследователей к особенностям спортивных соревнований постепенно возрастало. В последние десятилетия XX века все большее количество исследований посвящается анализу системы соревнований и соревновательной деятельности. Вместе с тем количество проблем, связанных с формированием теории спортивных соревнований, сше достаточно велико. Это обусловлено. кроме прочего, недостаточной разработанностью понятийного аппарата, не всегда корректным использованием таких категорий как форма и содержание соревнований, фрагментарным анализом структуры соревновательной деятельности. В современном обществе достаточно отчетливо выражена тенденция роста интереса к такому специфическому явлению как спорт. Наряду с искусством, наукой и техникой, спорт стал полноправным компонентом культурной сферы. [Матвеев Л.П., 1965; Рудик П.А., 1973; Демин В.А., 1975; Гисссн Л.Д., 1977; Пономарев Н.И., 1978; Родиченко B.C., 1978; Жемильски А., 1979; Пилоян Р.А., 1984; Визитей Н.Н., 1986; Столяров В.Д., 1988; Быховская И.М., 1993; Сараф М.Я. 1997; Ермак Н.Р., 1999; Волков И.П., 2000; Курамшин Ю.Ф., 2002 и др.] В настоящее время трудно представить жизнь без тех или иных проявлений спорта. Спорт вошел в современную цивилизацию, рассматривается как своего рода модель, в определенной мере ojrja^ajoiir^^c^A^ciPyiQttlHe реальные связи, отношения и противоречия общества - конкур^щи^пдаёдй Л поражения, соперничество и со1 РГУФК ;
Стр.3
4 трудничество, стремление к совершенству, достижение высших показателей качества деятельности, удовлетворение творческих, престижных и других потребностей. [Пьер де Кубертен; Матвеев Л.П., 1977; Пономарев Н.И., 1978; Платонов В.Н., С.И.Гуськов, 1994; Ермак Н.Р., 1997; Сараф М.Я., 2001; Курамшин Ю.Ф., 2002 и др.] Благодаря эмоциональной насыщенности спорта, это проявляется с необычайной яркостью, принимая порой гипертрофированные формы, не всегда приемлемые в культурном отношении. [Пьер де Кубертен; Жемильски Л., 1979; Столяров В.Д.. 1988; Сараф М.Я., 2001 и др.] В связи с этим возникает проблема различения явлений культуры и цивилизации в спорте, как идеальных и реальных уровней человеческого бытия. Престижность деятельности в сфере спорта все возрастает. По-видимому, это объясняется неистребимым и, вероятно, генетически обусловленным стремлением людей к выживанию, невозможному без самоутверждения и самосовершенствования. Достижения спортсменов на этом пути, их индивидуальный уровень физического и духовного развития приобретают значение эталонов человеческих возможностей. Спорт, предоставляя возможности для самовыражения, позволяет относительно быстро повысить социальный статус, получить не только моральное, но и материальное поощрение в одной из немногочисленных общественно-престижных сфер, доступных молодому поколению. Сфера спорта обладает потенциальными возможностями формирования мировоззрения, определенной 1ражданской позиции. [Матвеев Л.П., 1977 - 2003; Пономарев Н.И. 1978 - 1994; Воннебергер Г., 1979; Столяров В.И., 1979-2003 и др.] Изучению затронутых проблем посвящена общая теория спорта - обобщающая научная дисциплина, ориентированная на анализ всевозможных проявлений спорта как социального и культурного явления, выявление закономерностей создания материальных и духовных ценностей в этой специфической сфере. Дискуссии по поводу содержания и структуры общей теории спорта как учебного предмета еще не завершены, но уже ясно, что эта интегративная дисциплина должна быть ориентирована, прежде всего, на рассмотрение, как минимум, трех блоков проблем, представленных в учебной программе. [Матвеев Л.П., 1980] Первый блок содержит обобщенную характеристику сферы спорта, его места и значения в культуре общества, информацию о происхождении и тенденциях разви
Стр.4
5 тия спорта, анализ его современных форм и функций, их взаимосвязей и отношений в сфере спорта. Второй блок, в соответствии с логикой курса должен быть посвящен анализу проблем, возникающих в связи с участием в соревнованиях, соревновательной деятельностью спортсменов, поскольку именно соревновательная деятельность находится в центре специфики спорта. Третий блок составляют проблемы подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, воспитания его как субъекта спортивной деятельности и личности. Второй блок общей теории спорта, основу которого составляют проблемы, связанные с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, которым преимущественно посвящена данная работа, можно объединить под названием «общая теория спортивных соревнований». В соответствии с логикой предмета этот блок может рассматриваться в качестве центрального, освещающего исходную специфическую проблематику, поскольку именно соревновательная деятельность спортсменов, специфической формой которой является соревнование, представляет собой ядро спорта, его отличительный признак и именно ее требования во многом предопределяют особенности всех типов деятельности, составляющих сферу спорта. Исследование соответствует основным направлениям планов НИР Госкомспорга СССР на 1976 - 1980, 1981 - 1985, 1986- 1990 г.г., координационному плану научных разработок институтами физической культуры Российской Федерации (с 1991 г.) и согласуется со сводным планом научно-исследовательских работ на 2000 - 2009 г. по проблематике разработки модельно-целевого подхода к построению подготовки спортсменов высокого класса в ее больших циклах. Объектом исследования являлась информация о спортивных соревнованиях, содержащаяся как в официальных (материалах МОК, международных и региональных федераций по видам спорта, протоколах соревнований и т.п.), так и в конфиденциальных документах (тренировочных программах и личных дневниках спортсменов), в том числе о факторах и процессах, определяющих характеристики календарей и системы спортивных соревнований, об основных параметрах подготовки спортсменов и тенденциях в функционировании сферы спорта в целом. Предметом исследования является информация о спортивной соревновательной деятельности, ее сущности, закономерностях и эмпирических формах, ее резуль
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.