Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах физической культуры на основе развития функций внимания, мышления, памяти и воображения (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКонюхова
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205161
АннотацияЦель работы - обосновать, разработать и внедренить в учебный процесс методические подходы по повышению эффективности обучения высшей матемитике на осове развития когнитивных способностей студентов вузов физической культуры.
Конюхова, Г.П. Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах физической культуры на основе развития функций внимания, мышления, памяти и воображения : автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.П. Конюхова .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205161 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Конюхова Галина Павловна Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах физической культуры на основе развития функций внимания, мышления, памяти и воображения. <...> 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2005 2 Работа выполнена на кафедре естественнонаучных дисциплин и информационных технологий Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. <...> В силу ограниченности сроков обучения и возможностей человеческой памяти усвоение этих знаний невоз можно свести к их запоминанию. <...> Кроме того, в последнее время отмеча ется снижение когнитивных способностей абитуриентов, а затем - студентов, связанное с проблемами экологического, экономического, социального характера. <...> Эти и другие исследования обусловливают необходимость выделения новых направлений по развитию способностей будущих специалистов, особенно в дисциплинах есте ственнонаучного цикла, и, в частности, математике. <...> К настоящему времени выполнено большое число работ, посвященных развитию когнитивных способностей, применительно к дошкольному и школь ному периодам обучения. <...> Однако они не затрагивают аспекта применения развития когнитивных способностей в цикле естественнонаучных дисциплин ВУЗов физической культуры. <...> Цель исследования - обоснование, разработка и внедрение в учебный процесс методических подходов по повышению эффективности обучения выс шей математике на основе развития когнитивных способностей студентов ВУЗов физической культуры. <...> Объект исследования - процесс обучения студентов учебным предметам естественнонаучного цикла. <...> Предметом исследования является содержание и методика преподава ния курса высшей математики в ВУЗе физической культуры. <...> Гипотеза исследования — повышение эффективности процесса обучения математике в ВУЗах физической <...>
Совершенствование_процесса_обучения_студентов_математике_в_вузах_физической_культуры_на_основе_развития_функций_внимания,_мышления,_памяти_и_воображения.pdf
На правах рукописи Конюхова Галина Павловна Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах физической культуры на основе развития функций внимания, мышления, памяти и воображения. 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2005
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре естественнонаучных дисциплин и информационных технологий Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Григорий Иванович Попов Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Михаил Петрович Шестаков доктор педагогических наук, профессор Станислав Владимирович Малиновский Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры. Защита диссертации состоится " " июня 2005 г. в час. на заседании диссертационного Совета К.311.003.01. при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд.603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан " " Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат педагогических наук, доцент 2005г. Т000004995 ЦОБ ПО ФКиС /Z$*' РГАФК И.В. Чеботарева
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Характерное для нашего времени явление "информационного взрыва" требует значительного увеличения освоения объема знаний. В силу ограниченности сроков обучения и возможностей человеческой памяти усвоение этих знаний невозможно свести к их запоминанию. Согласно результатам международного тестирования, организованного Международной ассоциацией по оценке успешности обучения (TIMSS-R), выпускники учебных заведений в нашей стране имеют низкие показатели по умению анализировать данные, не умеют применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, в последнее время отмечается снижение когнитивных способностей абитуриентов, а затем - студентов, связанное с проблемами экологического, экономического, социального характера. Эти и другие исследования обусловливают необходимость выделения новых направлений по развитию способностей будущих специалистов, особенно в дисциплинах естественнонаучного цикла, и, в частности, математике. Поэтому перспективными являются такие методики обучения, которые позволяют мобилизовать и рационально использовать «познавательные ресурсы» человека: внимание, память, умственную работоспособность и тд. Необходимо учитывать, что значительная часть юных спортсменов - учеников школ в силу целого ряда объективных причин (регулярные тренировки, спортивные сборы) не уделяли достаточного внимания изучению математики в довузовский период, а потому испытывают значительные трудности в вузовском учебном процессе. К настоящему времени выполнено большое число работ, посвященных развитию когнитивных способностей, применительно к дошкольному и школьному периодам обучения. Появились и исследования по развитию памяти, внимания и т.д. в студенческом возрасте. Однако они не затрагивают аспекта применения развития когнитивных способностей в цикле естественнонаучных дисциплин ВУЗов физической культуры. Таким образом, актуолгьи
Стр.3
чения в условиях все возрастающего объема информации и развития математических способностей учащихся, а с другой - недостаточной разработанностью данной проблемы как на теоретическом, так и на практико-методическом уровне. Цель исследования - обоснование, разработка и внедрение в учебный процесс методических подходов по повышению эффективности обучения высшей математике на основе развития когнитивных способностей студентов ВУЗов физической культуры. Объект исследования - процесс обучения студентов учебным предметам естественнонаучного цикла. Предметом исследования является содержание и методика преподавания курса высшей математики в ВУЗе физической культуры. Гипотеза исследования — повышение эффективности процесса обучения математике в ВУЗах физической культуры может быть достигнуто за счет внедрения такой технологии обучения, которая в процесс освоения программного материала курса включает в себя целенаправленное и систематическое развитие психических функций (внимания, памяти, воображения, мышления) и формирования понятий предметного тезауруса студентов. Методологическую основу исследования составляют: - ведущие принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.); - идеи субьектно-деятельностного подхода применительно к анализу мыслительного процесса (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский); - теория моделирования в знаково-символьной среде в целях развития интеллектуально-творческой активности (Дж.Брунер, Г.Н.Салмина); - принципы развивающего обучения (В.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, Л.В.Занков, П.Я.Гальперин). Научная новизна исследования заключаются в следующем: - освоение студентами программного материала по математике произво
Стр.4
5 дится одновременно с развитием их внимания, памяти, мышления, в символьно-терминологической среде предмета «математика»; - целенаправленное развитие когнитивных способностей студентов позволяет улучшить их математическую подготовку и повысить качество преподавания математики. Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что теория и методика преподавания математики в системе профессионального образования дополняется методическими подходами по развитию когнитивных способностей в рамках понятий, определений и взаимосвязей данного учебного предмета. Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в учебный процесс методики преподавания курса высшей математики для студентов ВУЗов физической культуры с использованием приемов развития когнитивных способностей. Методика в практических приложениях: - имеет интегрирующий характер - способствует формированию общечеловеческих, общедеятельностных умений (операций анализа, синтеза, рефлексии, планирования и т.д.), необходимых для овладения другими предметами учебной программы, и в целом — для процесса познания; - может строиться на материале различных дисциплин учебной программы; - позволяет создавать для учащихся развивающую среду, в которой каждый студент работает в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, создает благоприятные условия, для того, чтобы каждый обучаемый мог продвигаться дальше в процессе познания; - позволяет развить познавательные и математические способности студентов, повысить качество преподавания математики. Для достижения поставленной в работе цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи: - разработать методические подходы к комплексной организации занятий по математике, включающей освоение учебного материала и развитие когни
Стр.5