На правах рукописи
Конюхова Галина Павловна
Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах
физической культуры на основе развития функций внимания,
мышления, памяти и воображения. <...> 13.00.08 - Теория и методика профессионального
образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва 2005
2
Работа выполнена на кафедре естественнонаучных дисциплин и
информационных технологий Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма. <...> В силу ограниченности
сроков обучения и возможностей человеческой памяти усвоение этих знаний невоз
можно свести к их запоминанию. <...> Кроме того, в последнее время отмеча
ется снижение когнитивных способностей абитуриентов, а затем - студентов, связанное
с проблемами экологического, экономического, социального характера. <...> Эти и другие
исследования обусловливают необходимость выделения новых направлений по
развитию способностей будущих специалистов, особенно в дисциплинах есте
ственнонаучного цикла, и, в частности, математике. <...> К настоящему времени выполнено большое число работ, посвященных
развитию когнитивных способностей, применительно к дошкольному и школь
ному
периодам обучения. <...> Однако они не затрагивают аспекта
применения развития когнитивных способностей в цикле естественнонаучных
дисциплин ВУЗов физической культуры. <...> Цель исследования - обоснование, разработка и внедрение в учебный
процесс методических подходов по повышению эффективности обучения выс
шей математике на основе развития когнитивных способностей студентов
ВУЗов физической культуры. <...> Объект исследования - процесс обучения студентов учебным предметам
естественнонаучного цикла. <...> Предметом исследования
является содержание и методика преподава
ния курса высшей математики в ВУЗе физической культуры. <...> Гипотеза исследования — повышение эффективности процесса обучения
математике в ВУЗах физической <...>
Совершенствование_процесса_обучения_студентов_математике_в_вузах_физической_культуры_на_основе_развития_функций_внимания,_мышления,_памяти_и_воображения.pdf
На правах рукописи
Конюхова Галина Павловна
Совершенствование процесса обучения студентов математике в вузах
физической культуры на основе развития функций внимания,
мышления, памяти и воображения.
13.00.08 - Теория и методика профессионального
образования
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва 2005
Стр.1
2
Работа выполнена на кафедре естественнонаучных дисциплин и
информационных технологий Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Научный руководитель: доктор педагогических наук,
профессор Григорий Иванович Попов
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Михаил Петрович Шестаков
доктор педагогических наук,
профессор Станислав Владимирович Малиновский
Ведущая организация: Московская государственная академия физической
культуры.
Защита диссертации состоится "
" июня 2005 г. в
час. на заседании
диссертационного Совета К.311.003.01. при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122
г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4, ауд.603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма.
Автореферат разослан "
"
Ученый секретарь
диссертационного Совета
кандидат педагогических наук,
доцент
2005г.
Т000004995
ЦОБ ПО ФКиС
/Z$*'
РГАФК
И.В. Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Характерное для нашего времени явление "информационного взрыва" требует
значительного увеличения освоения объема знаний. В силу ограниченности
сроков обучения и возможностей человеческой памяти усвоение этих знаний невозможно
свести к их запоминанию. Согласно результатам международного тестирования,
организованного Международной ассоциацией по оценке успешности
обучения (TIMSS-R), выпускники учебных заведений в нашей стране имеют
низкие показатели по умению анализировать данные, не умеют применять свои
знания в реальных жизненных ситуациях. Кроме того, в последнее время отмечается
снижение когнитивных способностей абитуриентов, а затем - студентов, связанное
с проблемами экологического, экономического, социального характера. Эти и другие
исследования обусловливают необходимость выделения новых направлений по
развитию способностей будущих специалистов, особенно в дисциплинах естественнонаучного
цикла, и, в частности, математике. Поэтому перспективными
являются такие методики обучения, которые позволяют мобилизовать и рационально
использовать «познавательные ресурсы» человека: внимание, память, умственную работоспособность
и тд.
Необходимо учитывать, что значительная часть юных спортсменов - учеников
школ в силу целого ряда объективных причин (регулярные тренировки,
спортивные сборы) не уделяли достаточного внимания изучению математики в
довузовский период, а потому испытывают значительные трудности в вузовском
учебном процессе.
К настоящему времени выполнено большое число работ, посвященных
развитию когнитивных способностей, применительно к дошкольному и школьному
периодам обучения. Появились и исследования по развитию памяти,
внимания и т.д. в студенческом возрасте. Однако они не затрагивают аспекта
применения развития когнитивных способностей в цикле естественнонаучных
дисциплин ВУЗов физической культуры.
Таким образом, актуолгьи
Стр.3
чения в условиях все возрастающего объема информации и развития математических
способностей учащихся, а с другой - недостаточной разработанностью
данной проблемы как на теоретическом, так и на практико-методическом уровне.
Цель
исследования - обоснование, разработка и внедрение в учебный
процесс методических подходов по повышению эффективности обучения высшей
математике на основе развития когнитивных способностей студентов
ВУЗов физической культуры.
Объект исследования - процесс обучения студентов учебным предметам
естественнонаучного цикла.
Предметом исследования является содержание и методика преподавания
курса высшей математики в ВУЗе физической культуры.
Гипотеза исследования — повышение эффективности процесса обучения
математике в ВУЗах физической культуры может быть достигнуто за счет внедрения
такой технологии обучения, которая в процесс освоения программного
материала курса включает в себя целенаправленное и систематическое развитие
психических функций (внимания, памяти, воображения, мышления) и формирования
понятий предметного тезауруса студентов.
Методологическую основу исследования составляют:
- ведущие принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности,
активности личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Н.Леонтьев,
Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн и др.);
- идеи субьектно-деятельностного подхода применительно к анализу
мыслительного процесса (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский);
- теория моделирования в знаково-символьной среде в целях развития интеллектуально-творческой
активности (Дж.Брунер, Г.Н.Салмина);
- принципы развивающего обучения (В.С.Выготский, В.В.Давыдов,
Н.Ф.Талызина, Л.В.Занков, П.Я.Гальперин).
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
- освоение студентами программного материала по математике произво
Стр.4
5
дится одновременно с развитием их внимания, памяти, мышления, в символьно-терминологической
среде предмета «математика»;
- целенаправленное развитие когнитивных способностей студентов позволяет
улучшить их математическую подготовку и повысить качество преподавания
математики.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что теория
и методика преподавания математики в системе профессионального образования
дополняется методическими подходами по развитию когнитивных способностей
в рамках понятий, определений и взаимосвязей данного учебного
предмета.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении
в учебный процесс методики преподавания курса высшей математики
для студентов ВУЗов физической культуры с использованием приемов развития
когнитивных способностей. Методика в практических приложениях:
- имеет интегрирующий характер - способствует формированию общечеловеческих,
общедеятельностных умений (операций анализа, синтеза, рефлексии,
планирования и т.д.), необходимых для овладения другими предметами
учебной программы, и в целом — для процесса познания;
- может строиться на материале различных дисциплин учебной программы;
-
позволяет создавать для учащихся развивающую среду, в которой каждый
студент работает в соответствии с индивидуальными способностями и интересами,
создает благоприятные условия, для того, чтобы каждый обучаемый
мог продвигаться дальше в процессе познания;
- позволяет развить познавательные и математические способности студентов,
повысить качество преподавания математики.
Для достижения поставленной в работе цели и подтверждения выдвинутой
гипотезы были определены следующие задачи:
- разработать методические подходы к комплексной организации занятий
по математике, включающей освоение учебного материала и развитие когни
Стр.5