Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Комплектование пар в спортивных бальных танцах ( на примере детей 12-15 лет). (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЖаворонкова
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц24
ID205145
АннотацияЦель исследования - обоснование методики комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет.
Жаворонкова, И.А. Комплектование пар в спортивных бальных танцах ( на примере детей 12-15 лет). : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.А. Жаворонкова .— Москва : РГУФКСиТ, 2007 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205145 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

W№ На правах рукописи ЖАВОРОНКОВА Ирина Анатольевна КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПАР В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ) 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007 Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспи тания ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Собянин Федор Иванович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Железняк Юрий Дмитриевич кандидат педагогических наук, доцент Сингина Надежда Фёдоровна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» Защита диссертации состоится 3 апреля 2007 г. в 14-30 часов на заседании диссертационного совета К 311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский госу дарственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: <...> Большую роль играют совместные действия партнеров в спортивных бальных танцах. <...> При достижении 12-15 лет в танцевальных парах часто возникав ют осложнения во взаимодействиях и взаимоотношениях партнеров. <...> В этом возрасте i r'-i" обостряется необходимость обоснованного комплектования танцевальных пар, преж* де всего, потому, что подростковый период отличается значительными изменениями в физическом и психическом развитии детей, их переоценкой взаимоотношений с-рк£ ружающими, новыми интересами и побуждениями. <...> В то же время данный возраст ддй комплектования пар является критическим, поскольку комплектование пар в более позднем возрасте затрудняет в дальнейшем достижение высоких результатов в спор тивных бальных танцах. <...> Поэтому при работе с детьми данного возраста тренеру сле дует знать особенности сплоченности занимающихся и особенно тщательно подхо дить к комплектованию подростков для занятий спортивными <...>
Комплектование_пар_в_спортивных_бальных_танцах_(_на_примере_детей_12-15_лет)..pdf
W№ На правах рукописи ЖАВОРОНКОВА Ирина Анатольевна КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПАР В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ) 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теоретических основ физического воспитания ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент Собянин Федор Иванович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Железняк Юрий Дмитриевич кандидат педагогических наук, доцент Сингина Надежда Фёдоровна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» Защита диссертации состоится 3 апреля 2007 г. в 14-30 часов на заседании диссертационного совета К 311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Автореферат разослан « » февраля 2007 г. I1III1M1I... Т000005077 ЦОБ по ФКиС РГАФК Ученый секретарь диссертационного совета Чеботарёва И.В.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Гармоничное взаимодействие людей в совместной деятельности в различных видах спорта имеет решающее значение в достижении высоких результатов на соревнованиях. Большую роль играют совместные действия партнеров в спортивных бальных танцах. -.' В этом виде спорта систематические занятия дети начинают со старшего дошкольного возраста. При достижении 12-15 лет в танцевальных парах часто возникав ют осложнения во взаимодействиях и взаимоотношениях партнеров. В этом возрасте i r'-i " обостряется необходимость обоснованного комплектования танцевальных пар, преж* де всего, потому, что подростковый период отличается значительными изменениями в физическом и психическом развитии детей, их переоценкой взаимоотношений с-рк£ ружающими, новыми интересами и побуждениями. В то же время данный возраст ддй комплектования пар является критическим, поскольку комплектование пар в более позднем возрасте затрудняет в дальнейшем достижение высоких результатов в спортивных бальных танцах. Поэтому при работе с детьми данного возраста тренеру следует знать особенности сплоченности занимающихся и особенно тщательно подходить к комплектованию подростков для занятий спортивными бальными танцами.. \ Проблема сплоченности в совместной деятельности людей исследуется зарубежными и отечественными учеными с конца 40-х годов прошлого столетия [L. Festinger, 1950; D. Cartwright, 1960; М. Deutch, 1960; Б.Ф Ломов, 1975; Л.И. Уманский, 1975; А.И. Лутошкин, 1988]. В настоящее время большинство авторов сходятся во мнении о том, что сплоченность людей представляет собой их единство, интеграцию в процессе совместной деятельности по достижению конкретной цели [Н.В. Бахарева, 1975; Л.Т. Почебут, В.А. Чикер, 1997]. В то же время сама сплоченность образуется благодаря совместимости и срабатываемости людей в деятельности [К.К Платонов, 1975; Г.М.Андреева, 1980; А.В. Петровский, 1990]. Разрабатываются виды сплоченности, различные позиции рассмотрения сплоченности, ее структура, критерии, влияние важнейших факторов на ее формирование и некоторые другие вопросы, связанные с совместной деятельностью социальных групп [А.И. Донцов; 1975; А.С. Чернышев, 1975; Р.Х.Шакуров, 1990;JlIjriQ4e6yT, В.А. Чикер, 1997]. В теории и методике фйзйнесйой культуры доследование проблемы комплектования социальных групп и их сш10чет«эсти-пррводится,' главным образом, в области спорта. Эти исследования выполняются, преждеизсехх^в различных спортивных играх
Стр.3
4 - в баскетболе, волейболе, футболе, хоккее, водном поло, теннисе [И.Р. Андрушишин, 1993; Н.В. Поздняк, 1997; А.Е. Брагинский, 2001; Е.Ю. Девяткина, 2005 и др.]. Кроме того, имеются исследования в некоторых циклических видах спорта (например, в плавании, гребле) и видах, где соревновательная деятельность имеет смешанный характер (в акробатике) [Ю.Г. Утехина, 1993; Е.В. Ратушина, 1998; М.А.Савченко, 2002; и др.], изучаются общетеоретические и методические основы сплоченности спортивного коллектива [Ю.В. Сысоев, 2001]. Эти работы затрагивают, помимо исследования вопросов развития сплоченности, различных аспектов игрового взаимопонимания, сыгранности, лидерства, совместимости спортсменов, их индивидуальных психических особенностей, взаимодействия личности и коллектива - проблемы отбора и комплектования спортивных команд. Реже встречаются исследования сплоченности спортивных пар. Можно выделить исследования по формированию спортивных пар в акробатике [М.А.Савченко, 2002; Е.В. Ратушина, 1998], теннисе [Т.В. Корнеева,1985]. Интерес представляет исследование по фигурному катанию [Р.А. Синицын, 1991]. В области общей теории танца следует отметить работы В.Г. Алабина, Т.С. Бабаджана, Т.В. Барышниковой, СИ. Бекиной, Л.В. Богомоловой, А.Я. Вагановой, Т.С. Лисицкой, Б.Б. Мануйлова, Л.Н. Надирова, В.Н. Нилова, Н.Н. Серебрянникова, У. Сорелла, А.С. Фомина, Н. Шитса и др. Впрочем, эти исследования, в основном, осуществлялись вне связи с занятиями спортом и не преследовали цель изучения вопросов комплектования пар в спортивных бальных танцах. Однако, исследований, посвященных изучению проблемы комплектования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет, не проводилось. Таким образом, образовалось противоречие, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, существует настоятельная потребность в научном обосновании методики комплектования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет, с другой стороны, в спортивной практике такая методика отсутствует. Актуальность настоящего исследования состоит в том, чтобы решить проблему теоретического и опытно-экспериментального обоснования методики комплектования пар среди подростков для успешных занятий спортивными танцами. В соответствии с этим сформулирована тема исследования «Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет)». Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по спортивным бальным танцам с детьми 12-15 лет.
Стр.4
5 Предмет исследования - методика комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами детей 12-15 лет. Рабочая гипотеза: предполагалось, что изучение индивидуальнопсихологических особенностей танцоров, совместимости и срабатываемости квалифицированных пар в спортивных бальных танцах, позволит выявить критерии их сплоченности и на этой основе даст возможность разработать методику комплектования пар детей 12-15 лет для занятий бальными танцами. Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет. Задачи исследования: - Установить на основе анализа специальной литературы степень разработанности проблемы комплектования танцевальных пар в бальных танцах. - Выявить индивидуально-психологические особенности срабатываемых пар в спортивных бальных танцах. — Обосновать критерии и методику комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей партнеров, их совместимости и срабатываемости. — Экспериментально проверить эффективность разработанной методики комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами. Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория человеческой деятельности [Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С Каган]; теория и классификация возрастного развития детей школьного возраста [Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин]; теория тендера [И.С. Кон, А.В. Кирилина]; научные разработки в общей, социальной, возрастной психологии и психологии спорта по проблемам сплоченности людей, срабатываемости и совместимости [Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Г.Д. Бабушкин]; концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе [А.В. Петровский]; учение о совместной деятельности [А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.С. Чернышёв]; положения теории и методики спортивной подготовки [Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин]. Для решения поставленных задач применялись методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, опрос (в виде беседы), педагогическое наблюдение, антропометрия (измерение длины тела), определение уровня
Стр.5