Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВарюшина
ИздательствоМ.: РГУФКСиТ
Страниц26
ID205129
АннотацияВпервые в педагогической литературе поставлен вопрос о необходимости формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания гуманитарных вузов.
Варюшина, М.В. Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов. : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Варюшина .— Москва : РГУФКСиТ, 2005 .— 26 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205129 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

W9 На правах рукописи В АРЮШИНА Марина Вячеславовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной трени ровки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва-2005 2 Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Владислав Иванович Столяров Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич кандидат педагогических наук, доцент Носкова Светлана Андреевна Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится "/j£" u+tusL2005 г. в ///30 час. на за седании диссертационного Совета К. <...> 311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Моск ва, Сиреневый бульвар, д. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК. <...> Суть данной концепции - пе реход от культуры войны и насилия к культуре мира как важнейшая задача, стоящая перед человечеством. <...> Тангян весь этот комплекс явлений называет педаго гикой культуры мира. <...> Период обучения в вузе, по сути дела, последняя возможность в рамках государственной системы образования сформи ровать у молодежи не только знания, но и систему ценностных ориентации. <...> Актуальность темы исследования определяется и необходимостью совер шенствования системы спортивного воспитания студентов на основе ее гуманизации,что предусматривает не только воспитание гуманистического отношения сту дентов к спорту, но также использование спорта для формирования общей гума нистической культуры личности. <...> Основ ное внимание <...>
Формирование_культуры_мира_в_процессе_спортивного_воспитания_студентов_гуманитарных_вузов..pdf
W9 На правах рукописи В АРЮШИНА Марина Вячеславовна ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Москва-2005
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре философии, социологии и теории олимпийского воспитания Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Владислав Иванович Столяров Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич кандидат педагогических наук, доцент Носкова Светлана Андреевна Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта Защита диссертации состоится "/j£" u+tusL2005 г. в ///30 час. на заседании диссертационного Совета К.311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГУФК. Автореферат разослан " " 2005 г. Ученый секретарь диссертационного Совета Чеботарева И.В. ЦОБ по ФКиС РГАФК Т000004989
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Уже более десяти лет проводится инициированная ЮНЕСКО работа по комплексной междисциплинарной Программе "На пути к культуре мира". Ее основой является концепция, которую в 1989 г. выдвинул Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор. Суть данной концепции - переход от культуры войны и насилия к культуре мира как важнейшая задача, стоящая перед человечеством. В настоящее время на первый план выдвигаются педагогические проблемы формирования и развития культуры мира: определение путей, форм, средств и методов ее формирования и развития, а также институтов, сфер общества и тех действующих лиц, которые, в первую очередь, призваны и способны содействовать тому, чтобы эта культура глубоко укоренилась в сердцах и умах людей. Член-корреспондент РАО С. Тангян весь этот комплекс явлений называет педагогикой культуры мира. К числу лиц, которым должно быть уделено особое внимание в связи с задачей формирования и развития культуры мира относится студенческая молодежь, т.е. юноши и девушки в возрасте 18-25 лет. Период обучения в вузе, по сути дела, последняя возможность в рамках государственной системы образования сформировать у молодежи не только знания, но и систему ценностных ориентации. Кроме того, лица, имеющие высшее образование, бесспорно, относятся к числу тех лиц, которые могут и должны содействовать становлению и распространению культуры мира. Особенно это касается выпускников гуманитарных вузов. Актуальность темы исследования определяется и необходимостью совершенствования системы спортивного воспитания студентов на основе ее гуманизации,что предусматривает не только воспитание гуманистического отношения студентов к спорту, но также использование спорта для формирования общей гуманистической культуры личности. Важное место в ней должна занимать культура мира. Этим также определяется необходимость анализа проблем формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов. Степень разработанности проблемы. Различным аспектам физкультурноспортивной работы со студентами (в том числе гуманитарных вузов) посвящены многие научные работы, в том числе монографии, сборники, диссертации. Основное внимание авторов обращено на проблемы физического воспитания, формирования физической культуры студентов. Значительно реже обсуждаются проблемы спортивного воспитания студентов (P.Blair, 1993; В.И.Ильинич, 1995; В.К.Бальсевич, 2002; Л.И.Лубышева, 2002; Л-А.Рапопорт, 2002; В.Г. Шилько, 2003; В.Ю. Шнейдер, 2003 иОТУ;);-И-В-этих.работах не затрагивается вопрос об ис' *•«•' i ^!"' '•"><' " •••.-. 1—.-. • 7 пользовании спортивного врсгп^шния];доя сформирования у студентов культуры L• * .*•"*•• п.
Стр.3
4 мира. Он не обсуждается даже в работах (M.Saloub, 1993; И.В.Баринова, 1994; Ю.А.Прокопчук, 1998; Т.Г.Ольхова, 2000; В. Григорьев, 2002; В.Овчинников, 2003; В.И.Баюров, 2004; Ю.В.Любимова, 2004), анализирующих такие вопросы спортивного воспитания студентов, которые наиболее близки по содержанию к проблеме формирования у студентов культуры мира (например, о спортивной социализации студентов, о системе олимпийского образования в вузе и т.д.). Концепция культуры мира обсуждалась на многих конференциях, в том числе международных. Ей посвящено несколько монографий и сборников статей. Однако во всех этих научных материалах затрагиваются лишь некоторые вопросы организации педагогической деятельности по формированию культуры мира у учащейся молодежи, включая студентов. Отсутствует анализ структуры, основных форм и уровней развития культуры мира как элемента культуры личности студента, что затрудняет процедуру ее диагностики. Мы не смогли найти ни одной работы, в которой хотя бы ставился вопрос о формировании культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов. Таким образом, анализ выявляет противоречие между назревшей теоретической и практической потребностями в разработке проблемы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов и отсутствием научного педагогического анализа этой важной проблемы. Осознание данного противоречия послужило основой для выбора цели, задач, объекта и предмета исследования. Цель исследования - повышение социально-педагогического значения спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов на основе разработки и практической реализации теоретико-методических основ формирования культуры мира в этом воспитательном процессе. Объект исследования - спортивное воспитание студентов гуманитарных вузов и педагогическая деятельность по формированию у них культуры мира. Предмет исследования - содержание и методика формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов. Гипотеза исследования сформулирована с учетом того, что основная цель спортивного воспитания студентов, в том числе студентов гуманитарных вузов, — воспитание у них гуманистически ориентированной спортивной культуры, для формирования которой необходим комплекс адекватных форм и методов (Е.В. Стопникова, 1992; Т.Г. Ольхова, 2000). Принято во внимание также, что важное место в системе ценностей этой культуры, как показал предварительный анализ, занимают ценности культуры мира в их специфической форме. На основе этого сформулировано предположение о том, что: а) формирование культуры мира должно входить в число основных педагогических задач спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов и б) решение этой задачи предусматривает созда
Стр.4
5 ние таких педагогических условий, при которых студенты получают знания о культуре мира, о месте ценностей этой культуры в системе ценностей спортивной культуры, и в ходе спортивного воспитания используются организационные формы спортивной деятельности, адекватные ценностям культуры мира. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие основные задачи: 1. уточнить понятие культуры мира и выяснить систему ценностей, связанных с этим элементом культуры; 2. разработать структурную модель культуры мира как элемента культуры личности студента и определить педагогические условия процедуры диагностики этой культуры; 3. обосновать возможность и необходимость формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов; 4. определить основные задачи, формы и методы формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов; 5. разработать программу формирования культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов; 6. в ходе педэксперимента проверить эффективность данной программы. Теоретико-методологической основой исследования являются: — психолого-педагогические концепции развития личности, гуманистического подхода к трактовке социализации и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн и др.); — концепция культуры, связывающая ее с ценностным отношением социального субъекта (Л.А. Зеленое, М.С. Каган, Э.А. Орлова, Г. Риккерт и др.); — основные положения концепции культуры мира (Д. Адаме, Й. Галтунг, И. Ильинский, Г. Кюнг, В. Ломейко, Ф. Майор, Е. Сидоров, Я. Симонидес, B.C. Степан, К. Сутер, С. Тангян, А. Чубарьян, Е.В. Швачко и др.); — основные положения теории спорта и его гуманизации (В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, С.Д. Неверкович, МЛ. Сараф, В.И. Столяров и др.). Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс научных методов: теоретический анализ и обобщение литературных данных; выявление существующих концепций и подходов к решению сформулированной проблемы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; социологические методы; методы математической статистики. Организация исследования. Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2004 гг. и осуществлялось в несколько этапов.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.