На правах рукописи
Абрамова Светлана Александровна
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА С ШЕСТОМ
НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Работа выполнена в центре развития и информационно-аналитического
обеспечения спорта Всероссийского научно-исследовательского института
физической культуры и спорта
Научный
доктор педагогических наук, профессор
руководитель:
Шустин Борис Николаевич
Официальные
доктор педагогических наук, профессор,
оппоненты:
Неверкович Сергей Дмитриевич
кандидат педагогических наук, доцент
Мироненко Игорь Николаевич
Ведущая
Смоленская государственная академия физической
организация:
культуры, спорта и туризма
Защита диссертации состоится «29» декабря 2005 г. в 14— часов на заседании
диссертационного
совета <...> Одной из важных проблем подготовки юных спортсменов
в видах спорта со сложной координацией двигательных действий является
своевременное и качественное овладение сложными двигательными навыками,
исключающее необходимость дальнейшего переучивания. <...> Решение вопроса о
повышении качественного аспекта тренировочного процесса необходимо
осуществлять за счет целенаправленного использования в обучении и
дальнейшей
подготовке
тех
внутренних
резервов,
которые
позволят
минимизировать физическую нагрузку на организм юного спортсмена, не
снизив при этом эффективность тренировочного процесса. <...> Вместе с тем,
роли мыслительных процессов при формировании двигательного навыка в
методических рекомендациях уделяется недостаточное внимание. <...> В этой связи
важной
научной
целенаправленного
задачей
представляется
использования
выявление
возможности
в процессе обучения
мыслительной
активности самих <...>
Начальное_обучение_технике_прыжка_с_шестом_на_основе_целенаправленного_использования_мыслительной_активности_юных_спортсменок.pdf
На правах рукописи
Абрамова Светлана Александровна
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА С ШЕСТОМ
НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Стр.1
Работа выполнена в центре развития и информационно-аналитического
обеспечения спорта Всероссийского научно-исследовательского института
физической культуры и спорта
Научный
руководитель:
Официальные
оппоненты:
Ведущая
организация:
доктор педагогических наук, профессор
Шустин Борис Николаевич
доктор педагогических наук, профессор,
Неверкович Сергей Дмитриевич
кандидат педагогических наук, доцент
Мироненко Игорь Николаевич
Смоленская государственная академия физической
культуры, спорта и туризма
Защита диссертации состоится «29» декабря 2005 г. в 14— часов на заседании
диссертационного совета Д.311.002.02. при Всероссийском научноисследовательском
институте физической культуры и спорта по адресу: 105005,
г. Москва, Елизаветинский пер., д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийского научноисследовательского
института физической культуры и спорта.
Автореферат разослан 28 ноября 2005 г.
Т000005127
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Ученый секретарь
диссертационного совета
Тарасова Л.В.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Одной из важных проблем подготовки юных спортсменов
в видах спорта со сложной координацией двигательных действий является
своевременное и качественное овладение сложными двигательными навыками,
исключающее необходимость дальнейшего переучивания. Решение вопроса о
повышении качественного аспекта тренировочного процесса необходимо
осуществлять за счет целенаправленного использования в обучении и
дальнейшей подготовке тех внутренних резервов, которые позволят
минимизировать физическую нагрузку на организм юного спортсмена, не
снизив при этом эффективность тренировочного процесса.
В литературе по теории и методике детского и юношеского спорта
неоднократно подчеркивалась необходимость использования индивидуальных
форм подготовки, с учетом типоспецифических особенностей детей и
подростков (М.Я.Набатникова, 1983, 1989; В.П.Филин, 1987, 1990; П.В.Квашук,
2003; В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, В.Г.Бауэр, 2005 и др.). Среди факторов,
определяющих спортивную результативность на этапе начальной подготовки и
начальной спортивной специализации можно выделить морфологические,
энергетические, технико-тактические и личностно-психические. Вместе с тем,
роли мыслительных процессов при формировании двигательного навыка в
методических рекомендациях уделяется недостаточное внимание. В этой связи
важной научной задачей представляется
выявление
возможности
целенаправленного использования в процессе обучения мыслительной
активности самих спортсменов.
Цель исследования - повышение эффективности технической подготовки
юных прыгунов с шестом посредством стимулирования их мыслительной
активности.
Объект
исследования.
Учебно-тренировочный
легкоатлетов на этапе начальной подготовки.
,,:•.•:.,.-:.[бйвлиОТЕКА!-,-- . •
-
•••(.•••'••••ргуФК^ -
-••-•-•-•*«.•. •
процесс юных
Стр.3
4
Предмет исследования. Обучение технике прыжка с шестом на основе
целенаправленного
использования
мыслительной активности юных
спортсменов.
Научная гипотеза. Предполагается, что целенаправленное использование
мыслительной активности юных легкоатлетов в ходе начального обучения
; технике прыжка с шестом будет способствовать формированию осознаваемого
ментального образа разучиваемого упражнения, который определяет
последовательность,
пространственные и временные
характеристики
составляющих его двигательных актов, что в целом будет способствовать
повышению эффективности технической подготовки.
Задачи исследования.
- определить физиологические и психологические
особенности
формирования двигательного навыка прыжка с шестом у юных легкоатлеток на
этапе начальной подготовки;
- разработать критерии технической подготовленности юных прыгуний с
шестом;
- разработать и экспериментально обосновать методику обучения технике
прыжка с шестом на основе стимулирования мыслительной активности юных
спортсменок.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, педагогические
контрольные испытания (тесты), инструментальные методы, психологическое
тестирование, анкетирование, методы математическое статистики.
Организация исследования. Исследования проводились в период с
ноября 2001г. по февраль 2005г. В них принимали участие юные легкоатлетки
начального этапа подготовки, специализирующиеся в прыжках с шестом.
Экспериментальные исследования проводились на базе СДЮШОР №10 по
легкой атлетике г.Москвы.
На первом этапе (2001-2002 гг.) были выявлены основные направления
исследования; проведено изучение отечественных и зарубежных литературных
Стр.4
5
источников, посвященных педагогическому и психологическому аспектам
процесса формирования двигательного навыка, особенностям пубертатного
периода; а также анализ методических рекомендаций по организации процесса
обучения прыжку с шестом и критериям отбора юных спортсменов. Исходя из
цели и задач исследования, была разработана экспериментальная методика
обучения технике прыжка с шестом, а также составлены анкеты для опроса
юных спортсменок.
На втором этапе (сентябрь 2002 г. по февраль 2005 г.) был проведен
педагогический эксперимент с участием юных прыгуний с шестом,
находящихся на этапе начальной спортивной подготовки, по окончании
которого были проведены педагогические и психологические тестирования,
анкетирование спортсменок.
На заключительном этапе (февраль 2005 г. по апрель 2005 г.) были
подведены итоги педагогического эксперимента. Весь собранный материал был
обобщен и проанализирован.
Научная новизна.
- установлена взаимосвязь характеристик мыслительной активности
юных легкоатлеток, специализирующихся в прыжке с шестом, со степенью
овладения двигательным навыком;
- разработаны критерии технической подготовленности на основе
технической
коэффициента
эффективности,
включающего
оценку
двигательного потенциала спортсменок и степени технического мастерства;
- выявлена эффективность использования методики, основанной на
мыслительной активности, для формирования индивидуального стиля
деятельности и повышения уровня технической подготовленности юных
прыгуний с шестом.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в
обосновании рациональности целенаправленного использования мыслительной
активности юных легкоатлеток в целях повышения эффективности начального
обучения сложным спортивным двигательным действиям.
Стр.5