Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русские консерваторы первой четверти XIX в.

0   0
Первый авторМинаков Аркадий Юрьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц30
ID203440
АннотацияПрограмма спецсеминара предполагает знакомство с биографиями и взглядами представителей всех течений раннего русского консерватизма.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го и 4-го курсов дневного и вечернего отделений.
Минаков, А. Ю. Русские консерваторы первой четверти XIX в. / А. Ю. Минаков .— : [Б.и.], 2010 .— 30 с. — 29 с. — URL: https://rucont.ru/efd/203440 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУССКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. <...> А. Ю. Минаков Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 25 марта 2010 г., протокол № 3 Рецензент д-р ист. наук, проф. <...> М. Д. Карпачев Программа подготовлена на кафедре истории России исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> 02 Введение Спецсеминар «Ранние русские консерваторы первой четверти XIX в.» предназначен для студентов исторического факультета Воронежского государственного университета, специализирующихся по кафедре истории России. <...> Программа спецсеминара предполагает знакомство с биографиями и взглядами представителей всех течений раннего русского консерватизма. <...> Консерватизм возник в конце XVIII в. как идейное течение, ставящее своей целью актуализацию позитивных традиций и ценностей прошлого, обеспечивающих эволюционное органическое развитие общества. <...> Одной из важнейших ценностей в консерватизме XVIII–XIX вв. выступает религия, которая, согласно воззрениям консерваторов, придает смысл истории и отдельной человеческой личности. <...> Подобное религиозное восприятие мира предполагает скептическое отношение консерватизма к Ratio, неприятие абсолютизации его возможностей. <...> Для консерватизма характерна трактовка человеческой природы как ограниченной и несовершенной («греховной»). <...> Консерватизм при этом противостоит идеологиям, в основе которых лежат ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм, культ рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм, приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод, приверженность <...>
Русские_консерваторы_первой_четверти_XIX_в..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУССКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. Ученое пособие Составитель А. Ю. Минаков Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2010
Стр.1
Введение Спецсеминар «Ранние русские консерваторы первой четверти XIX в.» предназначен для студентов исторического факультета Воронежского государственного университета, специализирующихся по кафедре истории России. Программа спецсеминара предполагает знакомство с биографиями и взглядами представителей всех течений раннего русского консерватизма. Консерватизм возник в конце XVIII в. как идейное течение, ставящее своей целью актуализацию позитивных традиций и ценностей прошлого, обеспечивающих эволюционное органическое развитие общества. Появление его было идейной реакцией на процессы модернизации (переход от традиционного общества к современному): рационализм и индивидуализм Нового времени, теорию Прогресса, эксцессы Великой французской революции. Одной из важнейших ценностей в консерватизме XVIII–XIX вв. выступает религия, которая, согласно воззрениям консерваторов, придает смысл истории и отдельной человеческой личности. Подобное религиозное восприятие мира предполагает скептическое отношение консерватизма к Ratio, неприятие абсолютизации его возможностей. Для консерватизма характерна трактовка человеческой природы как ограниченной и несовершенной («греховной»). Консерваторы признают естественное неравенство людей, из чего вытекало признание необходимости общественной иерархии, приводящее к апологии сословного строя и крепостного права. С точки зрения большинства консервативных доктрин приоритетное значение имеют интересы целого, надындивидуальных ценностей (Бог, монарх, государство, нация, общество и т. д.), а не отдельной личности. Соответственно, для консерватизма были характерны культ монархического принципа, сильного государства, церкви, религии и нравственности, семьи, школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры, т. е. тех общественных институтов и явлений, которые выступают основными проводниками и хранителями традиции. Сюда же можно добавить и такие типологические черты консерватизма, как понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод, прагматизм, здравый смысл. Консерватизм при этом противостоит идеологиям, в основе которых лежат ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм, культ рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм, приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод, приверженность теоретическим моделям, культ перемен, революция. В случае необходимости социальных перемен консерватизм требует при их осуществлении чрезвычайной осторожности и постепенности. При 3
Стр.3
Тема 1. Ранний русский консерватизм, условия его возникновения и специфика. Типология раннего русского консерватизма Исследования ГАЛКИН А. Консерватизм вчера и сегодня / А. Галкин // Власть. – 2000. – № 2. – С. 37–46. ГРОСУЛ В. Я. Зарождение русского политического консерватизма / В. Я. Гросул // Вестн. Рос. гуманитар. науч. фонда. – 1997. – № 1. – С. 21–33. ГУСЕВ В. А. Консервативная русская политическая мысль / В. А. Гусев. – Тверь. : Риф, 1997. – 148 с. ГУСЕВ В. А. Консервативные идеологии / В. А. Гусев // Социс : Социол. исслед. – 1994. – № 11. – С. 129–135. КОНСЕРВАТИЗМ в России : «круглый стол» // Социс : Социол. исслед. – 1993. – № 1. – С. 43–61. МАРТИН А. «Воспоминание» и «пророчество»: возникновение консервативной идеологии в России в эпоху наполеоновских войн и «Священного союза» / А. Мартин // Исторические метаморфозы консерватизма. – Пермь, 1998. – С. 85–102. МИНАКОВ А. Ю. К постановке вопроса о типологии раннего русского консерватизма / А. Ю. Минаков // Клио. – 2003. – № 3 (22). – С. 26–31. МИНАКОВ А. Ю. Предисловие / А. Ю. Минаков // Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. – Воронеж, 2005. – С. 7–18. МИНАКОВ А. Ю. Предисловие / А. Ю. Минаков, С. Г. Алленов // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. – Воронеж, 2001. – Вып. 1. – С. 3–8. МОДЕЛИ общественного переустройства России. ХХ век / отв. ред. В. В. Шелохаев. – М. : РОССПЭН, 2004. – 606 с. – (Разд. 3 : Консервативная модель / А. В. Репников). РЕПНИКОВ А. В. К вопросу о формировании российского консерватизма: (историографический аспект) / А. В. Репников // Российские университеты в XVIII–XX веках. – Воронеж, 2008. – Вып. 9. – С. 90–102. РОССИЙСКИЕ консерваторы / А. Н. Боханов [и др.]. – М. : Рус. мир, 1997. – 382 с. РУССКИЙ консерватизм XIX столетия: идеология и практика / под ред. В. Я. Гросула. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 439 с. 6
Стр.6
РУССКИЙ консерватизм: проблемы, подходы, мнения: «круглый стол» / публ. подгот. И. О. Христофоров // Отеч. история. – 2001. – № 3. – С. 103–133. СОЛОВЬЕВ Э. Г. У истоков российского консерватизма / Э. Г. Соловьев // Полис : Полит. исслед. – 1997. – № 3. – С. 137–147. Тема 2. Государственная деятельность Гаврила Романовича Державина в конце XVIII – начале XIX в. Выступления против либеральных начинаний Александровского царствования Источники ДЕРЖАВИН Г. Р. Записки, 1743–1812 : полн. текст / Г. Р. Державин. – М. : Мысль, 2000. – 334 с. ДЕРЖАВИН Г. Р. Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреев / Г. Р. Державин // Антисемитизм. – М., 2002. – С. 120–250. Исследования ГРОТ Я. К. Жизнь Державина / Я. К. Грот. – М. : Алгоритм : АртБизнес-Центр, 1997. – 685 с. ЗОРИН А. Кормя двуглавого орла…: литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX в. / А. Зорин. – [2-е изд.]. – М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 414 с. КЛИЕР Дж. Д. Россия собирает своих евреев: происхождение еврейского вопроса в России: 1772–1825 / Дж. Д. Клиер ; [пер. с англ. Н. Л. Лужецкой ; науч. ред. В. Е. Кельнер, О. Будницкий]. – М. : Мосты культуры, 2000. – 351 с. КОРШУНОВА Н. В. Общественно-политические взгляды Г. Р. Державина / Н. В. Коршунова // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Национальный вопрос в Европе в новое и новейшее время. Правый консерватизм в России и русском зарубежье в новое и новейшее время : сб. мат-лов науч. конф. – Воронеж, 2005. – С. 7–12. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти ХIХ века / А. В. Предтеченский. – М. ; Л. : Издво АН СССР, 1957. – 465 с. САФОНОВ М. М. Конституционный проект П. А. Зубова – Г. Р. Державина / М. М. Сафонов // Вспомогательные исторические дисциплины. – Л., 1978. – Т. 10. – С. 226–243. 7
Стр.7
САФОНОВ М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII и ХIХ вв. / М. М. Сафонов. – Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1988. – 247 с. СОЛЖЕНИЦЫН А. И. Двести лет вместе (1795–1995) : в 2 ч. / А. И. Солженицын. – М. : Рус. путь, 2001. – Ч. 1. – 508 с. Тема 3. Александр Семенович Шишков – родоначальник русского православного консерватизма Источники ШИШКОВ А. С. Служба Отечеству. Записки (1780–1814) / А. С. Шишков. – М. : Ихтиос, 2008. – 428 с. Исследования АЛЬТШУЛЛЕР М. Г. Александр Семенович Шишков / М. Г. Альтшуллер // Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. – Воронеж, 2005.– Гл. 1. – С. 19–92. АЛЬТШУЛЛЕР М. Г. Беседа любителей русского слова: у истоков русского славянофильства / М. Г. Альтшуллер. – 2-е изд., доп. – М. : Новое лит. обозрение, 2007. – 444 с. БОЛЕНКО К. Г. А. С. Шишков – ревнитель национального воспитания / К. Г. Боленко // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 97–102. ВИШЛЕНКОВА Е. А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века / Е. А. Вишленкова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 439 с. ЗОРИН А. Кормя двуглавого орла…: литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII – первой трети XIX в. / А. Зорин. – [2-е изд.]. – М. : Новое лит. обозрение, 2004. – 414 с. КОНДАКОВ Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801–1825) / Ю. Е. Кондаков. – СПб. : Нестор, 1998. – 223 с. МАРТИН А. «Воспоминание» и «пророчество»: возникновение консервативной идеологии в России в эпоху наполеоновских войн и «Священного союза» / А. Мартин // Исторические метаморфозы консерватизма. – Пермь, 1998. – С. 85–102. МАРТИН А. «Допотопный» консерватизм Александра Семеновича Шишкова / А. Мартин // Консерватизм: идеи и люди. – Пермь, 1998. – С. 54–66. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ