Диалектический материализм видит источник обновления в борьбе
противоположностей, которая дает ключ к пониманию развития как самодвижения, становления материального мира [3]. <...> Социально-философский подход к анализу социальной активности
людей осуществлен Г. С. Арефьевой. <...> И. Ф. Петров
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Управление процессами духовной жизни общества предполагает их
всестороннее исследование. <...> Если исходить из комплексного критерия, включающего потребности,
тип деятельности, общественные отношения и субъектов деятельности
и отношений [8], то можно выделить следующие основные элементы духовной сферы: духовная деятельность, духовные потребности, духовные
отношения. <...> Известно, что основу духовной жизни составляет духовная деятельность. <...> По мнению Л. П. Буевой, «духовная деятельность представляет
собой процесс целенаправленного систематизированного отражения
действительности, ее результатами являются преобразования в сфере
общественного сознания. <...> Духовная деятельность есть «деятельность моего всеобщего сознания, как таковая
является моим теоретическим бытием как общественного существа» <...> Ж. С. Кветная
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – ОСНОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Феномен эстетического обладает своей спецификой в восприятии
мира человеком и является своеобразным основанием художественной
деятельности человека; ведь наличие глубокого эстетического чувства
или способности к эстетическому восприятию действительности есть
предпосылка к творчеству в любой области. <...> Т. А. Григорьянц
ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ
Рассматривая культуру как самостоятельную и специфическую онтологическую реальность, анализируя ее составляющие, мы можем прийти
к заключению, что телесность человека представляется одним из важнейших компонентов этой реальности, поскольку вне тела человека нет. <...> Продолжая развивать мысль о теле-пороге <...>
Культура_как_предмет_комплексного_исследования_[Текст]._Вып._7._сб._науч._трудов_ред._П.И._Балабанов.-_КемеровоКемГУКИ,_2005.-_308_с..pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет
культуры и искусств
Научно-исследовательский институт
прикладной культурологии
КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ
КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный ежегодник
Кемерово 2005
1
Стр.1
ББК 71.0
К90
Научный редактор
доктор филос. наук, профессор, чл.-корр.
Российской Академии естествознания
П. И. Балабанов
К90
Культура как предмет комплексного исследования: науч.
ежегодник / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово:
КемГУКИ, 2005. – 308 с.
ISBN 5-8154-0050-5
Исследуются проблемы человека, его культуротворческой деятельности
в самых различных аспектах – философском, социальном, историческом,
психологическом, религиозном, искусствоведческом, что свидетельствует о
становлении и развитии культурологической рефлексии в сообществе ученых
Западной Сибири, работы которых представлены в настоящем издании.
Адресован научным работникам, преподавателям, аспирантам, специалистам-культурологам.
ББК
71.0
ISBN 5-8154-0050-5
2
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2005
Стр.2
ДИВЕРГЕНТНЫЙ ПОИСК В КУЛЬТУРЕ
(ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ)
Введение культурологии в номенклатуру научных специальностей,
а также в качестве учебной дисциплины в образовательных учреждениях
фактически положило начало осмыслению, казалось бы, далеких по
предмету дисциплин с единых, а именно культурных оснований. В этом
случае начинают сливаться в одно течение две тенденции: стремление
толковать культуру как самое широкое и глубокое умственное изобретение
человека и желание найти связующие звенья общественной и индивидуальной
жизнедеятельности с позиции той же самой культуры как фундамента
человеческого бытия. Иными словами, налицо широкий дивергентный
культурный поиск, результаты которого порой иллюзорны, не впечатляющи
и трудно понимаемы в современной ситуации в связи с определенной
расщепленностью сознания отдельной личности, ибо расщепленным
оказывается само бытие человека ХХ–ХХI вв. Причины этому известны –
политические, социальные, экономические, экологические, медицинские и
др. Тем более ценными являются попытки авторов настоящего сборника
научных трудов, которые при исследовании конкретного вопроса явно или
неявно разделяют самые общие принципы и закономерности такой научной
дисциплины, как культурология.
Данная ситуация в истории науки не нова. Проблема интеграции и
дифференциации научного знания в современном толковании часто ставит
акцент на процессах интеграции. Реальный исторический анализ этого
не подтверждает. Это относится и к ситуации с культурологией. Выделение
культурологии в самостоятельную отрасль научного знания началось,
во-первых, в ХIХ веке в связи с деятельностью общественных фондов
и организаций, которые финансировали археологические и этнографические
исследования, т. е. осуществлялась организационная демаркация
будущей культурологии от наличного знания. Во-вторых, в ХХ веке
сформировались методы, выявляющие культурный контекст и смысл
3
Стр.3