МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
Варданян А.Н. <...> .
Основные задачи курса заключаются в овладении:
- знаниями теоретических основ педагогики физической культуры и спорта;
- практическими умениями обучения и воспитания детей в процессе
физкультурно-спортивной деятельности;
- практическим
мышлением,
творческим
подходом
к
решению
профессиональных задач. <...> Содержание данного курса способствует формированию педагогической
направленности личности студентов, нацеливает их на творческое
профессиональное самосовершенствование и овладение высоким уровнем
педагогического мастерства. <...> Отличительными чертами данного курса являются введение учащихся в
широкую научную проблематику становления личности в современных условиях
физкультурно-спортивной деятельности, а также решение прикладных задач по
обучению, воспитанию школьников и спортсменов. <...> Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских
и практических занятий, разнообразные формы контроля самостоятельной работы
студентов. <...> В процессе освоения курса проводится рубежный контроль в форме
микрозачетов. <...> В результате усвоения курса студент должен овладеть:
- теоретико-методологической базой педагогики физической культуры и
спорта: понятийным аппаратом, передовыми педагогическими концепциями
обучения и воспитания детей в физкультурно-спортивной деятельности;
- системой умений по комплексному решению профессиональнопедагогических задач и оценкой ее эффективности. <...> 4
Содержание курса
Основные положения дидактики и особенности обучения в физкультурно спортивной деятельности
Семинарское занятие №1
Вопросы: <...> Основные дидактические понятия, принципы обучения, структура процесса <...>
Педагогика_физической_культуры_и_спорта.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
Варданян А.Н.
ПЕДАГОГИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
для студентов для студентов 3 курса, обучающихся по специальности
032101.65 ФКиС
Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям
Москва-2012
Стр.1
Методические рекомендации утверждены
Экспертно-методическим советом
Гуманитарного института
ФГОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол № 7 от 30 мая 2011 г.
Составитель:
Варданян Асмик Нориковна
доцент кафедры педагогики
–
кандидат педагогических наук,
Рецензент:
Левченкова Татьяна Владимировна – кандидат педагогических наук, профессор
кафедры педагогики
Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям
дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» составлена в
соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего
профессионального образования второго поколения по специальности 032101.65
«Физическая культура и спорт»
2
Стр.2
Содержание:
Цели и задачи курса ..................................................................................................4
Содержание курса .....................................................................................................5
Основные положения дидактики и особенности обучения в физкультурноспортивной
деятельности .......................................................................................5
Теория воспитания и специфика воспитательного процесса в физкультурноспортивной
деятельности .......................................................................................5
Воспитание личности в физкультурном, спортивном коллективе .........................6
Общеобразовательная и спортивная школы как элементы современной системы
образования в России .............................................................................................6
Профессионально-педагогическая деятельность учителей физической культуры
и тренеров – преподавателей по виду спорта .........................................................7
Юный спортсмен, социальный институт, семья ....................................................7
Педагогическая коррекция девиантного поведения детей средствами физической
культуры и спорта ..................................................................................................8
Педагогические основы спортивной конфликтологии...........................................8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .........................................................................................9
3
Стр.3
Цели и задачи курса
Данный курс преследует цель: сформировать комплекс знаний, умений и
навыков по педагогически целесообразному взаимодействию спортивного
педагога с воспитанниками, как в учебно-тренировочном процессе
общеобразовательной школы, так и в учебно-тренировочном процессе спортивной
школы (клуба, объединения, секции и т.д.).
Основные задачи курса заключаются в овладении:
- знаниями теоретических основ педагогики физической культуры и спорта;
- практическими умениями обучения и воспитания детей в процессе
физкультурно-спортивной деятельности;
- практическим мышлением, творческим подходом к решению
профессиональных задач.
Содержание данного курса способствует формированию педагогической
направленности личности студентов, нацеливает их на творческое
профессиональное самосовершенствование и овладение высоким уровнем
педагогического мастерства.
Отличительными чертами данного курса являются введение учащихся в
широкую научную проблематику становления личности в современных условиях
физкультурно-спортивной деятельности, а также решение прикладных задач по
обучению, воспитанию школьников и спортсменов.
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских
и практических занятий, разнообразные формы контроля самостоятельной работы
студентов.
В процессе освоения курса проводится рубежный контроль в форме
микрозачетов.
В результате усвоения курса студент должен овладеть:
- теоретико-методологической базой педагогики физической культуры и
спорта: понятийным аппаратом, передовыми педагогическими концепциями
обучения и воспитания детей в физкультурно-спортивной деятельности;
- системой умений по комплексному решению профессиональнопедагогических
задач и оценкой ее эффективности.
4
Стр.4
Содержание курса
Основные положения дидактики и особенности обучения в физкультурноспортивной
деятельности
Семинарское занятие №1
Вопросы:
1. Основные дидактические понятия, принципы обучения, структура процесса
обучения в физкультурной и спортивной деятельности, его движущие силы.
2. Виды обучения, механизмы обучающего познания.
3. Методы обучения в физкультурной и спортивной деятельности.
4. Формы организации учебно-тренировочного процесса.
Практическое занятие №1
Вопросы:
1. Проблема соотношения обучения и развития детей в физкультурноспортивной
деятельности.
2. Требования к оценке знаний, умений, навыков и условия их предъявления в
соответствии со спецификой физкультурной и спортивной деятельности.
Практические занятия – 2 часа, семинары – 2 часа.
Теория воспитания и специфика воспитательного процесса в физкультурноспортивной
деятельности
Семинарское занятие №2
Вопросы:
1. Категории теории воспитания.
2. Принципы воспитания.
3. Основные характеристики процесса воспитания в физкультурной и
спортивной деятельности.
4. Этапы процесса воспитания в физкультурно-спортивной деятельности.
5. Классификация методов воспитания.
Практическое занятие №2
Вопросы:
1. Специфика применения методов и методических приемов в физкультурноспортивной
деятельности.
2. Диагностика уровня воспитанности спортсменов и требования к
планированию воспитательной работы с ними. Воспитание спортивного
характера.
5
Стр.5