Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Философия науки

Философия науки №4 2009

0   0
Страниц207
ID202565
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2009 .— №4 .— 207 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202565 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Постфеноменология Дона Айди ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Ладов В.А. <...> Стросон об обосновании различения субъекта и предиката суждения Лобовиков В.О. <...> Кронекера и метафизика элеатов (Парменида и Мелисса) с точки зрения двузначной алгербы формальной этики Каргальцев В.Е., Москвитин А.А., Самохвалов К.Ф. <...> Поиск и извлечение знаний: порождение новых знаний на основе анализа текстов естественного языка Симанов А.Л., Сторожук А.Ю. <...> Проблема соотношения теоретической модели и практического эксперимента Киселев В.Г. Проблемы измерения в квантовой механике ___________________ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ №4 (43) 2009 Общие вопросы истории и философии науки ПОСТФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДОНА АЙДИ <...> Айди, известного в нашей стране как философа науки. <...> Айди Нельзя сказать, что философия Дона Айди (Don Ihde) не известна в нашей стране. <...> Однако упускаются из виду позиционирование инструментального реализма внутри феноменологической традиции и его дальнейшая отстройка от модерна, а по сути, трансформация феноменологии в условиях постмодерна. <...> Поэтому Постфеноменология Дона Айди 5 если оценивать роль технологии в обществе, то нельзя сказать, что она положительна или отрицательна. <...> Трансформация феноменологии Айди называет феноменологию своим «альбатросом» [21], намекая на то, что моряка, убившего альбатроса, заставляли носить его чучело у себя на шее в качестве наказания за то, что он навлек несчастье на корабль. <...> Здесь встает вопрос о соответствии образа Постфеноменология Дона Айди 7 сознания и реальности, и этот вопрос не может быть разрешен в философии модерна. <...> Однако если рассматривать трансформацию феноменологии через призму решения проблем Другого и интерсубъективности, то к стадии «нео» можно отнести французскую рецепцию феноменологии – работы Ж.П. Сартра и М. <...> С третьей стороны, трансформация феноменологии обусловлена ее собственными имманентными проблемами. <...> Итогом исследования становится вывод о том, что философия языка Дэвидсона представляет <...>
Философия_науки_№4_2009.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Философия_науки_№4_2009.pdf
СОДЕРЖАНИЕ _____________________ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ Березин С.Н. Постфеноменология Дона Айди ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Ладов В.А. Философия языка Д. Дэвидсона в контексте онтологической проблематики Суханова Е.Н. П. Стросон об обосновании различения субъекта и предиката суждения Лобовиков В.О. Финитизм Д. Гильберта, «наивный финитизм» Л. Кронекера и метафизика элеатов (Парменида и Мелисса) с точки зрения двузначной алгербы формальной этики Каргальцев В.Е., Москвитин А.А., Самохвалов К.Ф. Как Черный ящик превратить в измерительный прибор Пальчунов Д.Е. Поиск и извлечение знаний: порождение новых знаний на основе анализа текстов естественного языка Симанов А.Л., Сторожук А.Ю. Общая теория относительности: история и современные проблемы. Часть I ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ Трапезов О.В. Судьбы дарвинизма В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ИСТОРИЮ И ФИЛОСОФИЮ НАУКИ Паукштис А.Е. Проблема соотношения теоретической модели и практического эксперимента Киселев В.Г. Проблемы измерения в квантовой механике ___________________
Стр.1
№4 (43) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2009 Общие вопросы истории и философии науки ПОСТФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДОНА АЙДИ С.Н. Березин Анализируется постфеноменологическая философия Д. Айди, известного в нашей стране как философа науки. Рассматривается его видение истории феноменологии и предлагается собственный взгляд на эту периодизацию. Переход к постфеноменологии представлен как многомерный процесс, один из элементов которого не был учтен американским философом. Ключевые слова: философия науки, феноменология Философия Д. Айди Нельзя сказать, что философия Дона Айди (Don Ihde) не известна в нашей стране. Но известность эта довольно специфическая. К Айди относятся прежде всего как к представителю инструментального реализма, вышедшего из феноменологической традиции [1]. Считается, что «инструментальный реализм сконцентрирован на исследовании той роли, которую играет инструмент в возникновении научного знания, и анализирует результаты научного знания в качестве возникших и конституированных в инструментальном контексте» [2]. Феноменологический подход в инструментализме предполагает, что «интенциональное отношение человек – мир» рассматривается как «инструментально опосредованное, при котором инструмент конституирует не только научные объекты, но и объекты жизненного мира и, следовательно, опосредует самопонимание человека. Интенциональная корреляция человек – мир в инструментальном реализме представляет собой экзистенциальногерменевтическую корреляцию, так как ее ноэтический полюс соã Березин С.Н., 2009
Стр.2
4 С.Н. Березин держит в себе устремленность, открытость миру, выхождение субъекта “вовне”, к вещам, которые включают в себя технологию, артефакты» [3]. Однако упускаются из виду позиционирование инструментального реализма внутри феноменологической традиции и его дальнейшая отстройка от модерна, а по сути, трансформация феноменологии в условиях постмодерна. Философский интерес Айди сразу же был обращен к нескольким темам. Во-первых, его интересовала мультистабильность, под которой понимается многозначность эффектов восприятия. В результате интерпретация восприятия превращается в аналог деконструкции Деррида. Это феноменологическая деконструкция, показывающая невозможность одного-единственного восприятия. В книге «Экспериментальная феноменология» [4] Айди приводит множество примеров такой деконструктивной практики с геометрическими фигурами. Второй важной темой для Айди была роль инструментов в конституировании знания. Начиная с первых работ Айди рассматривает, как технологии влияют на процесс познания. Он пишет, что современная наука экспериментальна, она воплощается с помощью инструментов, а последние изменяют наше восприятие. Мы можем слышать и говорить дальше [5]. Более детально эта тема была рассмотрена в «Инструментальном реализме» [6]. Рефреном через эти две темы проходят две другие: экзистенциональный и герменевтический опыт. Эти темы подробно исследуются в книге «Технология и жизненный мир» [7]. Экзистенциональный и герменевтический опыт Айди рассматривает через призму технологической интенциональности. Интенциональность является элементом инвариантной структуры опыта человека при взаимодействии с миром. В технологической интенциональности Айди выделяет три элемента. Первый – это воплощенное (embodiment) отношение, или инструментальная интенциональность, которая редуцирует использование инструмента до функций нейтрального посредника в выполнении какой-либо работы [8]. Схематично это отношение можно изобразить так: (Я – технология) – мир. Вторым элементом инструментальной интенциональности является герменевтическое отношение. Это отношение указывает на связь человека с инструментом. Здесь как нельзя кстати подходит метод феноменологической деконструкции. С одной стороны, например, автомобиль позволяет передвигаться быстрее, но с другой стороны, он негативно влияет на окружающую среду [9]. Поэтому
Стр.3