Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Феномен актера: профессия, философия, эстетика

1   0
Первый авторВасильев Юрий Андреевич
ИздательствоСПб.: Издательство СПбГАТИ
Страниц128
ID200592
АннотацияДоклады распределяются по группам: театральная педагогика и русское театральное искусство, история оперного искусства и педагогика музыкального театра, история и теория зарубежного театра Сборник позволит интересующимся вопросами истории и теории драматического театра, философии и практики актерского искусства и театральной педагогики изведать обширный спектр увлечений и пристрастий нового поколения ученых и театральных педагогов
Васильев, Ю. А. Феномен актера: профессия, философия, эстетика : материалы 6-й научной конференции аспирантов, май 2012 г. / Ю. А. Васильев .— Санкт-Петербург : Издательство СПбГАТИ, 2012 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/200592 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Попов © Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2012 © Издательство «Чистый лист», дизайн, макет, 2012 2 ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящий сборник вошли тексты докладов, представленных на шестой научной конференции аспирантов Санкт-Петербургской академии театрального искусства «Феномен актера: профессия, философия, эстетика», состоявшейся 16 мая 2012 года. <...> Тем более хочется приветствовать порыв аспирантов факультета актерского мастерства и режиссуры (драматического факультета) М. В. Смирнова, М. Л. Сандлер, <...> Интерес к конференции проявился не только в переполненной аудитории и в разнообразии подходов и взглядов на проблемы истории, теории и практики актерского искусства, но и в повышенном эмоциональном возбуждении, с которым воспринимались многие выступления. <...> Учитывая высокий интерес к выступлениям аспирантов на конференции «Феномен актера: профессия, философия, эстетика», внимание присутствовавших на конференции педагогов, аспирантов и студентов к первым профессиональным шагам молодых исследователей, отмечая, к тому же, основательный научный уровень докладов, — мы сочли полезным опубликовать без исключения все доклады, несмотря на их качественные различия. <...> Это позволит интересующимся вопросами истории и теории драматического театра, философии и практики актерского искусства и театральной педагогики изведать обширный спектр увлечений и пристрастий нового поколения ученых и театральных педагогов и, надеемся, принесет пользу как самим авторам докладов, так и читателям. <...> На сей раз мы распределяем доклады по группам: театральная педагогика и русское театральное искусство, история оперного искусства и педагогика музыкального театра, история и теория зарубежного театра — эти доклады составляют соответственно I, II и III разделы сборника. <...> Считаем приятным долгом выразить глубокую благодарность заведующей аспирантурой Олесе Валерьевне Струниной за организацию <...>
Феномен_актера_профессия,_философия,_эстетика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.125
Стр.126
Стр.127
Стр.128
Феномен_актера_профессия,_философия,_эстетика.pdf
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ФЕНОМЕН АКТЕРА: профессия, философия, эстетика материалы шестой научной конференции аспирантов 16 мая 2012 года ИЗДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Санкт-Петербург. 2012 1
Стр.1
Научные руководители конференции: заслуженный деятель искусств России, действительный член Петровской академии наук и искусств, кандидат искусствоведения, профессор Ю. А. Васильев действительный член Академии гуманитарных наук, кандидат философских наук, профессор Г. А. Праздников Куратор конференции: профессор А. П. Кулиш Ответственный редактор: профессор Ю. А. Васильев Рецензент: кандидат искусствоведения А. В. Попов © Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2012 © Издательство «Чистый лист», дизайн, макет, 2012 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящий сборник вошли тексты докладов, представленных на шестой научной конференции аспирантов Санкт-Петербургской академии театрального искусства «Феномен актера: профессия, философия, эстетика», состоявшейся 16 мая 2012 года. Аспирантские конференции сбили свой привычный ритм — они не проводятся, как прежде, один раз в два года, а вот уже в третий раз подряд аспиранты выступают в майские дни ежегодно. Нам дорого, что конференции последних лет вызывают интерес все большего числа молодых ученых и педагогов Академии — в основном представителей театроведческого и продюсерского факультетов. И на сей раз представители этих факультетов обогатили конференцию интересными выступлениями. Обычно (в прежние годы) заметных шевелений на других факультетах не наблюдалось, хотя и на них обучаются аспиранты и имеются научные руководители этих самых аспирантов. Тем более хочется приветствовать порыв аспирантов факультета актерского мастерства и режиссуры (драматического факультета) М. В. Смирнова, М. Л. Сандлер, Л. А. Шу би ной, Т. С. Ворохова, все же добравшихся до трибуны конференции. Мы вновь с интересом восприняли желание участвовать в работе конференции аспирантки Российского института истории искусств (РИИИ). На сей раз РИИИ представляла Т. Ю. Плахотина. Конференция собрала много заинтересованных слушателей — студентов, аспирантов, педагогов, научных сотрудников. Интерес к конференции проявился не только в переполненной аудитории и в разнообразии подходов и взглядов на проблемы истории, теории и практики актерского искусства, но и в повышенном эмоциональном возбуждении, с которым воспринимались многие выступления. Живость конференции придавали реплики с места, вопросы, непосредственные реакции слушателей на все без исключения доклады. После некоторых выступлений возникали дебаты между участниками конференции и слушателями, 3
Стр.3
да и между самими слушателями. Острота восприятия, поиск истины в тех или иных аспектах актерского творчества в прош лом и настоящем не утихали с первого до последнего момента творческой встречи. Учитывая высокий интерес к выступлениям аспирантов на конференции «Феномен актера: профессия, философия, эстетика», внимание присутствовавших на конференции педагогов, аспирантов и студентов к первым профессиональным шагам молодых исследователей, отмечая, к тому же, основательный научный уровень докладов, — мы сочли полезным опубликовать без исключения все доклады, несмотря на их качественные различия. Это позволит интересующимся вопросами истории и теории драматического театра, философии и практики актерского искусства и театральной педагогики изведать обширный спектр увлечений и пристрастий нового поколения ученых и театраль ных педагогов и, надеемся, принесет пользу как самим авторам докладов, так и читателям. Доклады нами не редактировались. Весь процесс подготовки к публикации своих докладов аспиранты провели под руководством научных руководителей. Мы лишь внимательно сверили цитаты, имеющиеся в докладах, и выверили сноски. На сей раз мы распределяем доклады по группам: театральная педагогика и русское театральное искусство, история оперного искусства и педагогика музыкального театра, история и теория зарубежного театра — эти доклады составляют соответственно I, II и III разделы сборника. В IV-м разделе содержатся статьи педагогов Академии, затрагивающие вопросы актерского искусства, и заметки по итогам конференции. Мы признательны педагогам Академии, профессорам Г. В. Титовой, В. И. Максимову, М. М. Молодцовой, доцентам А. В. Сергееву, А. Б. Ульяновой, Н. С. Скороход, ученому секретарю Академии Т. В. Загорской, заслуженному работнику культуры Республики Бурятия Е. В. На заровой за деятельное участие в работе конференции, за искреннее и доброжелательное отношение к ее участникам. Считаем приятным долгом выразить глубокую благодарность заведующей аспирантурой Олесе Валерьевне Струниной за организацию шестой научной конференции аспирантов «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» и за практическую помощь в издании настоящего сборника докладов, выступлений и комментариев к докладам. Ю. А. Васильев, Г. А. Праздников 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Васильев Ю. А. Не теряя нить диалога (Напутственное слово) . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Праздников Г. А. Театр — это театр (Вступительное слово) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 I Владислав Валерьевич Станкевичус. В. Э. Мейерхольд: К проблеме актерской техники в символистском театре (науч. рук. — з. д. и. России, докт. иск., проф. Галина Владимировна Титова). . . . . 9 Анастасия Александровна Мартынова. Андрей Костричкин — актер ФЭКС (науч. рук. — з. д. и. России, докт. иск., проф. Галина Владимировна Титова) . . . 12 Ольга Александровна Чепурова. Роль актера в театре Андрея Могучего (науч. рук. — з. д. и. России, докт. иск., проф. Юрий Михайлович Барбой) . . . . . . 16 Евгений Александрович Авраменко. Принципы мизансценирования в современном спектакле («Гедда Габлер» Камы Гинкаса и «Мой уникальный путь» Григория Дитятковского) (науч. рук. — канд. иск., доц. Лидия Владимировна Тильга) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Мария Ивановна Сизова. Персонаж — актер — роль в спектакле Владимира Панкова «Я — пулеметчик» по одноименной пьесе Юрия Клавдиева (науч. рук. — канд. иск., доц. Наталья Степановна Скороход) . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Наталья Геннадьевна Щербакова. Актер-персонаж: вариант Коляда-театра (науч. рук. — канд. иск., проф. Надежда Александровна Таршис) . . . . . . . . . . . . . . 29 Михаил Владимирович Смирнов. Проблема формирования и развития негосударственных театров в Санкт-Петербурге (науч. рук. — з. р. к. России, канд. иск., проф. Юрий Михайлович Красовский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Мария Леонидовна Сандлер. Слово жизненное и слово сценическое. Станиславский и Первая студия МХТ (науч. рук. — з. д. и. России, докт. иск., проф. Валерий Николаевич Галендеев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Людмила Александровна Шубина. Исследование сценической речи в театрах Урала. Результаты анкетирования (науч. рук. — з. д. и. России, канд. иск., проф. Юрий Андреевич Васильев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 125
Стр.125
II Евгения Евгеньевна Киселёва. Взаимосвязь либретто и актерского образа в opera seria (науч. рук. — докт. иск., проф. Надежда Александровна Маркарьян) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Татьяна Юрьевна Плахотина. Виктор Морель (1848–1923) — первый исполнитель партий Яго и Фальстафа в операх Джузеппе Верди. Феномен певца-актера (аспирантка РИИ, науч. рук. — канд. иск., проф. Елена Всеволодовна Третьякова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Надежда Сергеевна Иванова — Артист оперного театра глазами критиков 1940-х — 1950-х годов (на примере спектаклей по опере С. Прокофьева «Война и мир» 1946 и 1955 гг.) (науч. рук. — канд. иск., проф. Елена Всеволодовна Третьякова) . . . . . . . . . . . . . . . 61 Тимур Сергеевич Ворохов. Становление артиста эстрады в социокультурной ситуации национальной республики (на примере Башкирии 20–30-х годов ХХ века) (науч. рук. — докт. иск., проф. Игорь Алексеевич Богданов). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 III Лиана Леонтьевна Чамьян. Проблема актерской интерпретации: Мефистофель и Гамлет в исполнении Густафа Грюндгенса (науч. рук. — канд. иск., проф. Майя Михайловна Молодцова) . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Надежда Николаевна Шибаева. Две версии «Идиота» Ф. Достоевского в режиссуре А. Вайды «Настасья Филипповна» (1977) в Старом театре, Краков, и «Настасья» (1989) в театре Бенисан, Токио) (науч. рук. — канд. иск., доц. Полина Михайловна Степанова). . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Дмитрий Семенович Свистунович. Символизм на польской сцене. Премьера «Варшавянки» С. Выспяньского в Краковском городском театре (1898) (науч. рук. — канд. иск., доц. Полина Михайловна Степанова) . . . . 78 Ирина Анатольевна Ефимова. Гордон Крэг и Уильям Поул: концепция актера (науч. рук. — канд. иск., проф. Ирина Сергеевна Цимбал) . . . . . . . . . . . . . . 82 Татьяна Алексеевна Соломкина. Экспрессионистский актер в театре и кино (Пауль Вегенер, Фриц Кортнер) (науч. рук. — докт. иск., проф. Вадим Игоревич Максимов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Полина Владимировна Самсонова. Способ существования актера в традиционном японском театре ногаку (науч. рук. — канд. иск., доц. Полина Михайловна Степанова). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Елена Викторовна Годованная. Актер и Художник. Предлагаемые обстоятельства (науч. рук. — канд. иск., ст. преп. Анна Борисовна Ульянова) . . . 95 126
Стр.126
Гудков Максим Михайлович. Сэнфорд Майснер: Актер становится педагогом (науч. рук. — докт. иск., проф. Сергей Дмитриевич Черкасский) . . . . 101 IV Васильев Ю. А. Проблему надо уловить, развить, выразить (Заключительное слово) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107 Праздников Г. А. Впечатления и размышления о конференции (Заключительное слово) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Шор Ю. М. Феномен актера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Максимов В. И. Символизм и модерн в актерском искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . 116 ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Стр.127
ФЕНОМЕН АКТЕРА: профессия, философия, эстетика Материалы шестой научной конференции аспирантов 16 мая 2012 года Редактор и корректор Т. А. Осипова Компьютерная верстка: Е. А. Назарова Подписано в печать 15.11.2012. Формат 60 Ч 90/16. Гарнитура PetersburgC. Печ. л. 8. Тираж 100 экз. Ризограф СПбГАТИ. Заказ № Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., 34.
Стр.128