НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
УДК 008
ББК 71.4(2)
У91
Печатается по решению научного совета НИИ прикладной культурологии
при ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Редколлегия:
П. И. Балабанов – доктор философских наук, профессор,
член-кор. Российской академии естественных наук,
член-кор. Российской академии естествознания,
акад. Петровской академии наук и искусств,
главный редактор;
И. Ф. Петров – доктор философских наук, профессор,
член-кор. Российской академии естественных наук,
акад. Петровской академии наук и искусств,
зам. главного редактора;
Н. Т. Ултургашева – доктор культурологии,
член-кор. Петровской академии наук и искусств,
Е. М. Бородина – кандидат культурологии,
член-кор. Петровской академии наук и искусств;
И. А. Сечина – кандидат философских наук,
ученый секретарь НИИ прикладной культурологии
Т. В. Сафарова – кандидат филологических наук, старший
научный сотрудник НИИ прикладной культурологии
Ответственный за выпуск – научный сотрудник НИИ
прикладной культурологии Н. А. Дорошенко
У91 Ученые записки НИИ прикладной культурологии [Текст]: науч. журнал /
Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово:
Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. – Т. 1(5). – 204 с.
ISBN 978-5-8154-0147-1.
УДК 008
ББК 71.4(2)
ISBN 978-5-8154-0147-1
2
978-5-8154-0147-1
�� Кемеровский г
ский государственный унив
культуры и искусств, 2008
енный университет
Стр.2
НИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
I. СТАТЬИ
Культурология и краеведение
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД АУТЕНТИФИКАЦИИ КУЛЬТУРЫ
А. Н. Городищева
Современная культура во многом
сложилась под воздействием новейших
технических средств массовых коммуникаций
– телевидения, видеотехники,
компьютерной техники. Возникли условия
появления новых культурных феноменов,
которые напрямую связаны с информационными
технологиями. Но для
того чтобы эти феномены вписались в
систему культуры, необходимы разработка
и распространение особого способа
понимания и объяснения культуры.
Системное осмысление результатов
взаимосвязи культуры, цивилизации и
техники, знания, полученные культурологией,
кибернетикой, теорией систем,
науковедением, открывают возможность
в поиске выбора наиболее подходящей
альтернативы традиционным
способам построения культуры, оценке
эффективности каждой альтернативы и
необходимых для ее реализации ресурсов.
Как ни странно это прозвучит, но
глобализация может стать тем методом,
с помощью которого культура будет
трансформироваться, сохраняя свою
целостность.
Современный взгляд на культуру
сформировался в античности, практически
определив все дальнейшее ее развитие.
Согласно этой традиции, культура
определялась с позиций ценностной
философии, а мир представлялся
как целостная, стабильная система, со
своими законами развития, которые не
менялись столетиями. Но появилась
уникальная, информационно-компьютерная
техника, которая, встраиваясь в
мир, разрушила традиционные взгляды
на мир. Мир стал меняться, время и
пространство сжались, и он все больше
стал осознаваться единым целым. И общество
вступило в новую стадию своего
развития.
Уже не ведутся споры о названиях
стадий общества, а идет планомерное
изучение информационного общества.
По сути, информационные процессы заставили
по-новому обозначить проблемы
оснований культуры, цивилизации
и т. д. «Подлинную силу и первостепенное
значение, – указывает В. А. Кутырев,
– формальная рациональность
приобретает с переходом человечества
к информационному обществу, применением
компьютерных технологий. Они
не преобразуют природу, меняя ее облик
и организацию, а создают субстанционально
новые, никогда не существовавшие
на Земле вещи и вещества,
да фактически и существа. Возникает
арт-бытие, сверхсложные нелинейные
системы, функционирование которых
не зависит от человеческих ценностей и
потребностей. Оно само выдвигает свои
цели, лишь оформляя их в виде наших
потребностей, либо подавляя ценностное
сознание вообще» [1]. Методы, использовавшиеся
в естествознании, философии,
социологии в прошлом, уже
не могут быть использованы при изучении
современных феноменов культуры
3
Стр.3