Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
Вместо вступления
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 4 (43) 2012
Редакционная коллегия
научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) НГПУ
доктор философских наук, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент РФО
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2012
Все права защищены
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
СОДЕРЖАНИЕ
Мегапроекты Сибирского отделения получили одобрение Председателя
Правительства ...................................................................................................................... 3
Раздел I. ОБРАЗОВАНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Ефремова Î. À., Барахтенова Ë. À., Пименов À. Ò. (Íîâîñèáèðñê),
Киринюк А. А. (Москва). Менеджмент в системе эвалюации. Технологии
и алгоритмы принятия управленческого решения ..................................................... 6
Вольхин К. А. (Новосибирск), Лейбов А. М. (Новосибирск). Проблемы
формирования графической компетентности в системе высшего
профессионального образования .................................................................................. 16
Троцкая А. И. (Новосибирск). Социально-философское обоснование понятия «социально-профессиональные
ценности» на основе компетентностного подхода ....... 23
Лукина И. Н. (Новосибирск). Технология развития критического мышления
как средство реализации профессиональной компетентности ............................ 29
Вальдт Т. А. (Абакан). Проблемы формирования правовой культуры как основы профессиональной
компетентности специалистов органов опеки и попечительства 34
Кобзарь К. П. (Новосибирск). Система специального образования в России как
объект системно-целевого анализа .............................................................................. 39
Павловский В. В. (Красноярск). Бюрократия и российская высшая школа:
общее и особенное ............................................................................................................ 46
Белокопытов Ю. Н. (Красноярск). Методологические координаты
в исследовании феномена команды ............................................................................. 52
Раздел II. ИННОВАЦИОННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Пфаненштиль И. А., Борисенко И. Г. (Красноярск). Роль
информационных технологий в преодолении трансформационных
процессов в российском образовании ......................................................................... 59
Ступин И. А. (Новосибирск). Дополненная реальность как эффективное
инновационное средство для повышения качества образования ......................... 67
Баева Л. В. (Астрахань). Роль высшего профессионального образования
в условиях информационной культуры ....................................................................... 74
Малков А. В. (Новосибирск). Трансформация моделей межличностного взаимодействия
в условиях информатизации системы профессионального образования ..... 82
Раздел III. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Леонов М. В. (Новосибирск). Технологическое образование в процессе
внедрения стандартов нового поколения ................................................................... 89
Лысюк А. А. (Новосибирск). Формирование педагогико-сервисологического
комплекса на основе применения высоких технологий в учебном процессе ....... 95
1
Í.
Â.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
.
А. А. Корольков
П
Жафяров
О
.
В. И. Паршиков
В. Майер
Á.
А. Н. Нысанбаев
Лепин
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Â.
С. Целищев
Â.
Ст¸пин
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Трофимов В. М. (Новосибирск). Свобода образовательной траектории
и необходимость сервисов .............................................................................................. 99
Петров В. В. (Новосибирск). Образовательные технологии в современной
Ðîññèè: смена акцента ................................................................................................... 108
Гладков À. Ê., Савватеев È. Â., Сартаков È. Â. (Íîâîñèáèðñê).
Применение законов развития технических систем для выполнения
творческих проектов ...................................................................................................... 112
Раздел IV. КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Крашенинников В. В. (Новосибирск), Подгурецки Ю. (Ополе, Польша).
Социальные коммуникации в образовании .............................................................. 123
Дабровска А. (Ополе, Польша), Подгурецки Ю. (Ополе, Польша).
Факторы успешности коммуникации в образовательном процессе ................. 130
Видеркер Л. И. (Новосибирск). Мотивация как фактор повышения
инновационной активности студентов ...................................................................... 137
Бирюкова Т. А. (Новосибирск). Развитие коммуникативной культуры
студентов как одно из условий развития их когнитивности ............................... 144
Раздел V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Некрасова И. И., Сартаков И. В. (Новосибирск). Взаимосвязь общего
и профессионального образования в процессе обучения студентов ................. 154
Каменев Р. В., Крашенинников В. В. (Новосибирск). Теоретикометодологическое
обоснование использования интерактивных средств
обучения в системе профессионального образования ......................................... 160
Кунц Л. И. (Новосибирск). Образ профессиональной деятельности
в контексте профессионального самосознания личности ................................... 167
Кошеутова О. Л. (Новосибирск). Довузовская подготовка как этап
профессионального самоопределения личности .................................................... 174
Кулипанова Н. В., Ушакова Е. В. (Барнаул). Философский анализ
профессиональных и образовательных стандартов с позиций полноты
человеческого бытия ...................................................................................................... 180
Раздел VI. КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ануфриева Д. Ю. (Новосибирск). Проблема развития личного опыта
педагога в философии .................................................................................................... 188
Солодкова А. А. (Новосибирск). О физической подготовке студентов
в системе высшего образования ................................................................................. 193
Абрамова М. А. (Новосибирск). Проблема сохранения и раскрытия
научно-исследовательского потенциала личности в вузе .................................... 198
Гилева М. А. (Новосибирск). Содержательный анализ подходов к изучению
проблем ресурсосбережения в современной педагогике .................................... 204
Баркова О. И. (Красноярск). Диалектическая основа подготовки
градостроительных кадров ........................................................................................... 212
Раздел VII. СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИФИКА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Толенгутов К. Ф. (Астана, Республика Казахстан), Баяхметов С. У.
(Петропавловск, Республика Казахстан). К вопросу философской сущности
личностно-профессионального саморазвития курсанта военного вуза ........... 216
Жаксылыков Р. Ф. (Астана, Республика Казахстан). Образовательная
система в подготовке офицеров высшей квалификации ...................................... 223
Скибицкий Э. Г. (Новосибирск), Ахметова Э. Ж. (Петропавловск, Республика
Казахстан). Методика и содержание опытно-экспериментальной
работы по педаго-гической подготовке преподавателей военных учебных
заведений ........................................................................................................................... 228
Смельчаков А. В. (Новосибирск). Модель подготовки офицеров
к профессионально-педагогической деятельности ................................................ 234
Жаксылыков Р. Ф. (Астана, Республика Казахстан). Совершенствование
военного образования в свете современных реалий ............................................. 241
Ахметова Э. Ж. (Петропаловск, Республика Казахстан). Сущность
и содержание модели подготовки преподавателей военных вузов .................. 248
Раздел VIII. ЮБИЛЯРАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Кожина О. П., Кожина А. В. (Красноярск). Философия совершенства
и философия свободы ..................................................................................................... 253
Раздел IX. ИНФОРМАЦИЯ
Меморандум секции «Философия образования» VI Российского философского
конгресса «ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ДИАЛОГ
МИРОВОЗЗРЕНИЙ» (Íèæíèé Íîâãîðîä, 30 июня 2012 ã.) ................................ 260
Информационное письмо о международной конференции «Новая философия
образования для глобализирующегося ìèðà» 26-28 ноября 2012 ã. .................... 262
Подписано в печать
17.08.2012
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 25.0 ë.
Ó÷.-èçä. 25.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 315.
Издательство
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
типографии
Издательства
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
2
Журнал включен в
Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
ВАК для
публикации основных
научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук.
Журнал размещен в
Научной электронной
библиотеке и
включен в базу
данных «Российский
индекс научного
цитирования»
(ÐÈÍÖ)
Редактор
À. Ã. Махова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Стр.2
Вместо вступления
МЕГАПРОЕКТЫ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛУЧИЛИ
ОДОБРЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА*
7 августа Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий
Анатольевич Медведев посетил новосибирский Академгородок.
Рабочая программа визита началась с посещения Института ядерной
физики СО РАН, где высокому гостю продемонстрировали терагерцевый
лазер на свободных электронах, за создание которого доктору физикоматематических
наук Н. А. Винокурову в 2010 году была присуждена Государственная
премия РФ.
Академик Г.Н. Кулипанов, заместитель директора ИЯФ, подробно рассказал
об интеграционных исследованиях, проводимых в рамках созданного
на базе сибирского ЛСЭ Центра фотохимических исследований СО
РАН. Например, использование мягкого терагерцевого излучения представляет
огромные возможности биологам, поскольку позволяет исследовать
сложные биологические молекулы без их разрушения.
В свою очередь, председатель СО РАН академик А. Л. Асеев напомнил
о применении терагерцевого излучения в области так называемого «радиовидения»,
позволяющего разглядеть предметы за непрозрачными преградами.
Источником излучения здесь также является лазер на свободных
электронах, а детекторами выступают микроболометрические матрицы,
произведенные в Институте физики полупроводников СО РАН.
Научно-координационный совет ФСБ, выездное заседание которого прошло
в Академгородке меньше месяца назад, очень высоко оценил результаты
работ в этом направлении.
Затем премьер-министру были представлены другие перспективные
разработки института. Чл.-кор. РАН П. В. Логачев доложил о работах
института для Федерального ядерного центра в Снежинске, которые имеют
исключительное значение для укрепления обороноспособности страны.
Д. А. Медведев познакомился с двумя малыми инновационными предприятиями,
созданными в Институте ядерной физики: «ИЯФ – передовые
пучковые технологии» и «ИЯФ – плазма». Заказчиками их разработок
выступают ведущие иностранные фирмы.
Особый интерес Председателя Правительства РФ вызвали мегапроекты,
задуманные в Сибирском отделении. Академик А. Н. Скринский доложил
о проекте создания электрон-позитронного коллайдера нового поколения
– супер-чарм-тау фабрики. А академик Г.Н. Жеребцов, специально
для этой цели прилетевший из Иркутска, – о проекте Национального
гелиогеофизического центра. Первый проект стоит 17 млрд рублей,
второй – 12, в основном из бюджета. Д.А. Медведев согласился с тем, что
осуществление мегапроектов – правильное направление, и правительство
будет учитывать его в своей работе. «Мегапроекты Сибирского отделения
получили понимание, одобрение и поддержку председателя правительства»,
– оценивает итог этой части визита председатель СО РАН
академик А. Л. Асеев.
*Редакция журнала «Философия образования» выражает благодарность редакции
газеты «Íàóêà в Ñèáèðè» (¹ 30–31 от 9 августа 2012 ã.) за предоставленную
возможность опубликовать данный материал.
С
3
Стр.3