Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
Вступление
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 3 (42) 2012
Редакционная коллегия
научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) НГПУ
доктор философских наук, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент РФО
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан в
2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и
массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2012
Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово ....................................................................................... 3
Раздел I. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Береснева Í. È., Береснев Â. Ä., Смирнова Å. À. (Ïåðìü).
Эволюция философских знаний в картине мира ................................ 4
Никитенко В. Н. (Биробиджан). Полисемия понятия и феномена
«îáðàçîâàíèÿ» ........................................................................................... 14
Жернова Н. А., Жернов Е. Е. (Кемерово). Эпистемологическая
интерпретация роли знания в процессе модернизации .................. 19
Чернышов М. Ю. (Иркутск). Гносеологические аспекты
познания и проблемы формирования мышления ............................. 27
Шадрина В. И. (Чита). Роль философии в современном
образовании ............................................................................................... 32
Тыщенко В. П. (Новосибирск). Протофилософия самообразования –
моноактивного или полиактивного или реактивного? ................... 39
Раздел II. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОПРОСОВ
ПОДРОСТКОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Головко Т. И. (Барнаул). Ретроспективный анализ опыта
коррекции возрастного кризиса подростков средствами
народной педагогики .............................................................................. 46
Ганина С. А. (Орехово-Зуево). Философско-антропологический
статус детства в пространстве современной культуры ................. 54
Левина Л. В., Дмитриева Н. В. (Новосибирск). Интегративный
подход к организации психологической коррекции
отклоняющегося поведения личности ................................................ 59
Карасартова М. М. (Караганда, Республика Казахстан).
Традиционные и новационные концепции права в образовании
и правовой культуре ................................................................................ 65
Худякова Л. Д. (Новосибирск). Проблема массовой наркотизации
молодого поколения России: социально-философский анализ ..... 71
1
Í.
Â.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
.
А. А. Корольков
П
Жафяров
О
.
В. И. Паршиков
В. Майер
Á.
А. Н. Нысанбаев
Лепин
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Â.
С. Целищев
Â.
Ст¸пин
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Пфаненштиль И. А. (Красноярск) Образование против
наркомании и коррупции в современной «постхолодной войне» ..... 78
Тихомирова Е. Е. (Новосибирск). Актуализация этических
концептов как основа воспитания толерантности .......................... 84
Ушакова Ñ. À., Сивохина Ë. Í. (Íîâîñèáèðñê).
Методологический аспект развития понятий творчества
и креативности в образовательном процессе ................................... 90
Калашникова Л. А. (Новосибирск). Организация
воспитательно-образовательного процесса в системе
формирования социальной зрелости личности ................................ 96
Раздел III. ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цигулева О. В. (Новосибирск). Специфика развития
негосударственного высшего образования в России в XVIII –
начале XX ââ. ........................................................................................... 103
Гуськова М. В. (Москва). К вопросу понятийного аппарата
эвалюации в образовании ..................................................................... 109
Раздел IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Камашев С. В. (Новосибирск). Экологическая безопасность
в системе национальной безопасности России .............................. 119
Пономаренко Е. В. (Шымкент, Республика Казахстан). Методология
формирования экологически ответственной личности .... 123
Игнатов С. Б. (Тюмень). Современное образование:
трансформация в контексте устойчивого развития ...................... 130
Власюк Н. Н., Майер Б. О. (Новосибирск). Устойчивое
развитие и система образования ........................................................ 136
Доноева Ю. В. (Улан-Удэ). Особенности личностных установок
на здоровый образ жизни в подростковом периоде ...................... 144
Новиков Д. С. (Волгоград). Культура педагога в условиях
модернизации России ........................................................................... 149
Раздел V. РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Погожева Е. Ю. (Новосибирск). Особенности развития
коммуникативной компетенции студентов-билингвов ................ 155
Черных С. И. (Новосибирск). Компьютеризация образовательного
пространства Ðîññèè: социальные аспекты .................................... 161
Ван Гуохун (Шеньян, КНР) Развитие и совершенствование
социокультурных компетенций при обучении русскому языку .... 166
Барахович И. И. (Красноярск). Интенциональный характер
профессиональных коммуникаций .................................................... 171
Ефремова Î. À., Барахтенова Ë. À., Пименов À. Ò.
(Новосибирск), Киринюк А. А. (Москва). Маркетинговые
исследования рынка образования как элемент системы
эвалюации, императивы профилирования и управления ............ 179
Лыгденова В. В., Дашинамжилов О. Б. (Новосибирск).
Традиционные ценности в российской организационной
êóëüòóðå: этнографический подход .................................................. 186
Сигнаевская О. Р., Скорытина О. А. (Екатеринбург). Философскоантропологические
аспекты глобализации в контексте
образования ............................................................................................. 195
Ашилова М. С. (Алматы, Республика Казахстан). Особенности
казахстанской образовательной системы ....................................... 202
Халудорова Л. Е. (Улан-Удэ). Аттрактивная эколого-образовательная
среда как условие развития региона ................................. 208
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Эпштейн М. М. (Санкт-Петербург). Новая книга по философии
образования ............................................................................................. 215
Наливайко Н. В., Косенко Т. С. (Новосибирск). Трансформация
институциональных форм российского образования .................... 222
Правила оформления статей для авторов ............................................... 254
2
Журнал включен в
Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
ВАК для
публикации основных
научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук.
Журнал размещен в
Научной электронной
библиотеке и
включен в базу
данных «Российский
индекс научного
цитирования»
(ÐÈÍÖ)
Редакторы
В. И. Смирнова
À. Ã. Махова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
19.06.2012
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24.0 ë.
Ó÷.-èçä. 24.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 278.
Издательство
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
типографии
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 3 (42) 2012
Editorial Board
Scientific journal
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director of the
Research Institute of
Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
Scientific Secretary
of the journal, Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy of
Education
Institute of Philosophy
and Law of the Siberian
Branch of the Russian
Academy of Sciences
The journal
is based in 2001
Leaves 6 yearly
The journal is
registered by Federal
service on supervision
in sphere
of communication,
information
technologies and mass
communications
PI ¹ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research
Institute of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2012
All rights reserved
252
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Physical and Mathematical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor,
Academician of the Russian Academy of Education
Doctor of Pedagogical Sciences,
Doctor of Philosophical Sciences, Science
Pro-Rector of Novosibirsk State Pedagogical University
Director of the Institute of Philosophy and political
sciences, the academician (Republic of Kazakhstan)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair
on Education of the State Duma Committee
Academician of the Russian Academy of Sciences,
President of the Russian Philosophical Society
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician
of the Academy of Pedagogical and Social Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Director
of the Institute of Philosophy and Law of the Siberian
Branch of the Russian Academy of Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
CONTENT
Opening address ................................................................................................ 3
Part I. THE EPISTEMOLOGICAL ASPECT
OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION
Beresneva N. I., Beresnev V. D., Smirnova E. A. (Perm).
Evolution of philosophical knowledge in the world-picture ......................... 4
Nikitenko V. N. (Birobidzhan). The polysemy of the concept
and phenomenon of «education» .................................................................... 14
Zhernova N. A., Zhernov E. E. (Kemerovo). An epistemic interpretation
of the role of knowledge in the modernization process ............................. 19
Chernyshov M. Yu. (Irkutsk). The gnoseological aspects of cognition
and the problems of thinking formation ........................................................ 27
Shadrina V. I. (Chita). The role of philosophy in modern education........... 32
Tyshchenko V. P. (Novosibirsk). A protophilosophy of self-education:
monoactive, polyactiveor reactive? ................................................................ 39
Part II. PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE ISSUES
OF TEENAGE EDUCATING
Golovko T. I. (Barnaul). A retrospective analysis of the attempts
of correction of the age-specific crisis of teenages by means
of the folk pedagogies....................................................................................... 46
Ganina S. A. (Orekhovo-Zuevo). The philosophical-anthropological
status of childhood in the space of modern culture .................................... 54
Levina L. V., Dmitrieva N. V. (Novosibirsk). An integrative
approach to the organization of psychological correction
of the deviating behavior of the person ......................................................... 59
Karasartova M. M. (Karaganda, Republic of Kazakhstan). The traditional
and novel conceptions of the law in education and legal culture ............. 65
Khudyakova L. D. (Novosibirsk). The problem of mass drug addiction
of the young generation in Russia: a social-philosophical analysis .......... 71
A. D. Gerasyov
N. V. Nalivayko
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
P. V. Lepin
B. O. Mayer
V. I. Parshikov
A. N. Nasanbaev
V. I. Panarin
N. Pelcova
N. S. Rybakov
O. N. Sm
T. S. Kosenko
V. S. Stepin
olin
Ya. S. Turbovskoi
V. V. Tselishchev
E. V. Ushakova
A. Hogenova
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
Стр.3