Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
Вступление
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 2 (41) 2012
Редакционная коллегия
научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор, академик РАО
доктор педагогических наук, профессор
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
директор Института философии и политических
наук, академик НАН РК (Казахстан)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) НГПУ
доктор философских наук, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ
академик РАН, президент РФО
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор
доктор философских наук, профессор
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан в
2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и
массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2012
Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово .................................................................................................. 3
Раздел I. ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Дмитриева С. Н. (Якутск). Концептуальные основы реализации
принципа преемственности в образовательной ñôåðå.............................. 4
Григорьева А. А. (Якутск). Философские основы социализации
ëè÷íîñòè.............................................................................................................. 12
Лаврова В. П., Баишев А. А. (Якутск). Проблемы природосообразного
образования ..........................................................................................................18
Захарова А. И. (Якутск). Гуманитаризация образования
в историко-философском контексте ........................................................... 23
Раздел II. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Неустроев Н. Д. (Якутск). Педагогический аспект глобализации
и этническая ìåíòàëüíîñòü............................................................................ 30
Юдина И. А. (Якутск). История становления и развития системы
специального образования Якутии .............................................................. 36
Саввин А. С. (Якутск). Болонский процесс и национальная система
образования ........................................................................................................ 43
Сем¸нова А. Д. (Якутск). Совершенствование этнопедагогизации
учебно-воспитательного процесса ............................................................... 47
Ядрихинская Л. С. (Якутск). Сущность и принципы воспитания
культуры межнационального общения ....................................................... 53
Раздел III. КУЛЬТУРНЫЕ, ЦЕННОСТНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Виниченко В. А. (Якутск). Философия личности в условиях
межкультурной коммуникации .................................................................... 61
Андросова М. П. (Якутск). Диалог – основа становления личностных
ценностей: историко-философский аспект ............................................... 66
Товарищева Ф. Д. (Якутск). Проблемы нравственного воспитания
старшекласников в сельском социуме ....................................................... 71
1
Í.
Â.
Наливайко
À. Ä. Ãåðàñ¸â
À.
Æ.
.
А. А. Корольков
П
Жафяров
О
.
В. И. Паршиков
В. Майер
Á.
А. Н. Нысанбаев
Лепин
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Â.
С. Целищев
Â.
Ст¸пин
Я. С. Турбовской
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Н
.
Н
.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Васильева À. Í., Ноговицына Í. Ì., Сивцева Ê. Í. (ßêóòñê).
Современная этика взаимоотношений между родителями
и подростками ................................................................................................... 77
Ушницкая А. Е., Попова Н. Ф. (Якутск). От организационной
культуры к управлению школой ................................................................... 83
Иванова М. К., Максимова Л. И. (Якутск). Философский аспект
изучения сущности музыкальной культуры личности ........................... 90
Божедонова А. П., Дедюкина М. И. (Якутск). Развитие культуры
речевого общения детей дошкольного возраста на основе
традиций народа Саха ...................................................................................... 97
Раздел IV. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ:
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Неустроев Е. Е. (Якутск). Среднее профессиональное обучение
в новых социально-экономических условиях ......................................... 103
Андреева Л. Д., Быдыгиева М. С. (Якутск). Особенности
формирования управленческой культуры молодого учителя ............ 110
Алексеева И. С. (Якутск). Теоретические основы профессионального
становления молодых специалистов в условиях сельской школы .... 116
Абрамова Н. А. (Якутск). Профессионально-личностное становление
будущих педагогов дефектологического профиля ................................ 122
Павлова Е. П. (Якутск). Педагогическая деятельность учителя
начальных классов в условиях нового образовательного стандарта ..... 129
Жиркова З. С. (Якутск). Философские аспекты проектирования
системы развития сельских образовательных учреждений ............... 133
Раздел V. ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Софронеев В. А. (Якутск). Актуальность теории А. С. Макаренко
для современной образовательной системы ........................................... 141
Неустроев А. Н. (Якутск). Наследие А. С. Макаренко в контексте
двух концепций мировой истории педагогики ....................................... 144
Раздел VI. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – ФИЛОСОФИЯ
ЧЕЛОВЕКА. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Птицына О. Н. (Якутск). Философские аспекты самоорганизации
учебной деятельности ................................................................................... 147
Степанова Л. В. (Якутск). Формирование личностных качеств
учащейся молодежи в процессе дополнительного образования ....... 154
Романов Í. Í., Романов Í. Â. (ßêóòñê). Человек технологический .... 161
Баишева М. И. (Якутск). Смыслообразующий подход к развитию
личности в духовно-нравственной сфере ................................................. 164
Раздел VII. ТВОРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Романова М. Н. (Якутск). Исследовательская деятельность учителя
как научное творчество ................................................................................ 171
Залуцкая С. Ю., Панина С. В. (Якутск). Творческое саморазвитие
как компонент профессиональной деятельности преподавателя вуза . 176
Спиридонова Г. И., Охлопкова Д. К. (Якутск). Авторские
образовательные программы в процессе обучения школьников
в условиях инновационной среды .............................................................. 182
Барахсанова Å. À., Мордовская À. Â., Панина Ñ. Â. (ßêóòñê).
Научно-методическое сопровождение основной образовательной
программы для аспирантов посредством кейс-технологии ................ 187
Никитина Е. В. (Якутск). Моделирование процесса формирования
творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода ... 192
Раздел VIII. ФИЗИЧЕСКОЕ И СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ф¸доров Д. С. (Якутск). Военно-патриотическая направленность
физического воспитания и спорта народных масс Якутии
в 1941–1945 ãã. ................................................................................................. 200
Находкин В. В. (Якутск). Модель психолого-педагогического
сопровождения процесса подготовки юных спортсменов .................. 207
Правила оформления статей для авторов ........................................................ 219
Журнал включен в
Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
ВАК для
публикации основных
научных
результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук;
Журнал размещен в
Научной электронной
библиотеке и
включен в базу
данных «Российский
индекс научного
цитирования»
(ÐÈÍÖ)
Редактор
À. Ã. Махова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной
верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
19.04.2012
Формат 70×108/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 24.0 ë.
Ó÷.-èçä. 24.5 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 67
Издательство
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
типографии
«Апостроф»
630102,
Новосибирск,
ул. Сакко и
Âàíöåòòè, 29
2
Стр.2
Вступление
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
В данном номере журнала «Философия образования» Вашему вниманию
предлагаются научные статьи преподавателей педагогического института,
крупнейшего и старейшего учебного подразделения Северо-Восточного
федерального университета имени М. К. Амосова (Якутск), открытого
еще в 1934 ã.
Миссия педагогического института – обеспечить высокое качество
системы профессиональной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных
педагогов для Северо-Востока России на основе инновационной
деятельности преподавателей, студентов и сотрудников в образовательной
среде, открывающей выпускникам путь к успеху. Педагогический
институт ведет целенаправленную работу по объединению усилий
педагогов, психологов и методистов Республики Саха (Якутия) по реализации
многоуровневого, непрерывного профессионального образования.
Высшая педагогическая школа Республики Саха (Якутия) сегодня представляет
собой вполне сложившуюся систему профессионального педагогического
образования. За прошедшие годы подготовлено по 10 специальностям
свыше 6,5 тыс. педагогов, по десяти специальностям – учителей,
работающих в различных образовательных учреждениях. Кроме того,
институт готовит специалистов по дополнительным образовательным
программам («Преподаватель высшей школы» и «Преподаватель»).
Спектр научных интересов наших преподавателей весьма широк: теоретико-методологическое
обоснование вопросов духовно-нравственного
воспитания молодежи, школьников и взрослого населения, организационнопедагогическое
обеспечение преемственности образовательных учреждений
разного типа и дошкольных образовательных учреждений (научный руководитель
– д-р пед. наук, проф. А. А. Григорьева); школоведение и менеджмент
качества управления образовательными системами на Северо-Востоке России
(íàó÷íûé руководитель – ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô., ÷ë.-êîðð. РАО Ä. À. Äàíèëîâ);
развитие малокомплектных кочевых и сельских школ Сибири и Дальнего
Востока (научный руководитель – д-р пед. наук Н. Д. Неустроев); воспитание
современной молодежи (научный руководитель – д-р пед. наук, проф.
Л. И. Аманбаева); развитие высшего профессионального педагогического
образования на Северо-Востоке России (научный руководитель – д-р пед.
наук, проф. А. В. Мордовская); современные социальные проблемы: педагогика
толерантности, коррекционная школа, насильственная преступность
в отношении женщин, профилактическая работа с подростками (научный
руководитель – д-р пед. наук, проф. А. Г. Корнилова); научное, научно-методическое
сопровождение исследовательской деятельности студентов, аспирантов
и проблемы информационного обеспечения образовательного пространства
и среды обучения в условиях инноваций и модернизации (научный
руководитель – ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. Å. À. Барахсанова) и äð.
Научный потенциал педагогического института Северо-Восточного Федерального
университета поддерживается новым поколением творческих и
инициативных преподавателей, на которых возлагаются большие надежды.
Доктор педагогических наук, профессор, директор
педагогического института Северо-Восточного
федерального университета имени М. К. Амосова
А. А. Григорьева
3
Стр.3