Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Проблемы рациональности (290,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильев В. Ф.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц224
ID200132
АннотацияПоиски новой гуманитарной парадигмы привели зарубежных и отечественных философов к глубокой переоценке основ классической рациональности. Особенно остро стоит вопрос о границах рациональности как таковой, чему посвящена и данная монография.
Кому рекомендованоОна адресована как философам специалистам, так и всем тем, кого не оставляют равнодушными кризисные явления европейской культуры. Монография может быть использована также в вузовских курсах по проблемам философии науки.
ISBN978-5-8397-0435-0
УДК330
ББКЮ25
Васильев, В. Ф. Проблемы рациональности : [монография] / Яросл. гос. ун-т; В. Ф. Васильев .— Ярославль : ЯрГУ, 2006 .— 224 с. — ISBN 5-8397-0435-0 .— ISBN 978-5-8397-0435-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/200132 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.Ф. Васильев Проблемы рациональности Ярославль 2005 1 УДК 330 ББК Ю 25 В 19 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> План 2006года Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории Ярославской государственной медицинской академии А.К. Кудрин; кафедра философии Ярославского государственного технического университета Васильев, В.Ф. Проблемы рациональности : моноВ 19 графия / В.Ф. Васильев ; Яросл. гос. ун-т. <...> Особенно остро стоит вопрос о границах рациональности как таковой, чему посвящена и данная монография. <...> Эпштейн, – создаваемая средствами коммуникации и выступающая как более достоверная, точная, "реальная" реальность, чем та, которую мы воспринимаем в окружающей жизни. <...> В обществе постмодерна западная рациональность, похоже, переступила самое себя – тому немало признаков (о них еще пойдет речь в нашем исследовании), немало свидетельств того, что революция ratio пожирает самых успешных своих детей. <...> Гуссерль (в проектах постклассического рационализма) грезит об абсолютной измеримости всего и вся, что надежно охраняется постулатом «строгой идентичности значения»; этот постулат придает исторически определенное качество фундаментальному (для всякой рациональности) принципу тождества. <...> Деррида, позднего рационалиста (пионерски приступившего к иррациональному), завершают начатый круг. <...> Деррида борется с прошлым, осевшим в языке и речи. <...> *** Кардинальное: «жить настоящим» – действительно выдвигает другое начало, если только «опорой существованию может стать беспричинная открытость» (В.В. Бибихин)6. <...> И это, конечно, другое отношение к делу (к языку и речи), чем то, которое провозглашал в свою эпоху Г. Гегель: чтобы съесть бифштекс, не обязательно знать его химический состав. <...> Насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» (Хайдеггер М. <...> Поэтическое слово (о котором Г. Гегель, между прочим, говорит, что оно древнее прозы)4 <...>
Проблемы_рациональности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Проблемы_рациональности.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова В.Ф. Васильев Проблемы рациональности Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 330 ББК Ю 25 В 19 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2006года Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории Ярославской государственной медицинской академии А.К. Кудрин; кафедра философии Ярославского государственного технического университета Васильев, В.Ф. Проблемы рациональности : моноВ 19 графия / В.Ф. Васильев ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 224 с. ISBN 5-8397-0435-0 Поиски новой гуманитарной парадигмы привели зарубежных и отечественных философов к глубокой переоценке основ классической рациональности. Особенно остро стоит вопрос о границах рациональности как таковой, чему посвящена и данная монография. Она адресована как философам-специалистам, так и всем тем, кого не оставляют равнодушными кризисные явления европейской культуры. Монография может быть использована также в вузовских курсах по проблемам философии науки. УДК 330 ББК Ю 25 © Ярославский государственный университет, 2006 ISBN 5-8397-0435-0 © В.Ф. Васильев, 2006 2
Стр.2
Содержание Предисловие ..................................................................................... 5 I. Рациональное и иррациональное (герменевтический аспект) ..................................................... 8 II. Вопрос об иррациональной природе творчества .............. 20 III. Два рождения европейского рационализма (λόγος и cogito) ......................................................................... 33 IV. О пределах рационального ................................................... 49 1. Классический субъект ....................................................... 51 2. Как возможна философия иррационального? ................ 59 3. «Путь Парменида» ............................................................ 66 V. Западная философия науки ................................................... 73 1. Неопозитивизм .................................................................. 73 «Антикризисная» концепция Б. Рассела ......................... 78 О значении «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна ........................................................... 83 2. Э. Гуссерль о кризисе научной рациональности ............ 87 3. Концепции развивающегося знания ................................ 93 Критический рационализм К. Поппера ........................... 93 Методология исследовательских программ И. Лакатоса .................................................................... 97 Структура научных революций Т. Куна ....................... 101 Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда .............................................................. 105 3
Стр.3
VI. Бытие и Ничто (М. Хайдеггер и Ж.П. Сартр) ................ 109 1. Проблема Da-sein – вот-бытия (М. Хайдеггер) ............ 109 2. Сущность и существование (экзистенциализм Ж.П. Сартра) .................................................................... 118 VII. После модерна (от деконструкции к потенциации) .... 130 1. Метод деконструкции (Ж. Деррида) ............................. 130 2. Философия возможного (Мих. Эпштейн) .................... 142 VIII. Дискуссии по проблемам научной рациональности ................................................. 155 1. Перспективы научной рациональности в XXI веке .... 155 2. Статус науки в современной культуре .......................... 193 Приложение. «Философия нужна не более, чем поэзия или музыка…» ...................................................................... 202 4
Стр.4
Посвящается моей жене Тане, без которой эта работа была бы невозможна Предисловие серля, и поэтому он, по словам Л. Шестова, «испытывает отвращение к метафизике» – к классической метафизике в первую очередь, но черпает свои идеи из классики. Тайную связь с прошлым он таит даже от самого себя, поскольку (Л. Шестов здесь глубок и остроумен) «генеалогические изыскания опасны для претендентов на престол»1. Добавим, что другой «претендент» – логический позитивизм – в этом ничем не отличался от феноменологии. В развязке сюжета (в конце XX века) мы видим «поворот» О целей технологии. Теперь вся жизнь производна от технологии. Мы видим победное шествие рациональности, когда все производится, а значит, все есть «гиперреальность» (Умберто Эко и Жан Бодрийар, 1976), она же – «ирреализация» (Мих. Эпштейн, 2000), гипертрофия и подмена самой действительности2. Она 1 Шестов Л. (Статья о Гуссерле, помещенная в качестве предисловия.) // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 18. 2 «Гиперреальность – это иллюзия, – пишет Мих. Эпштейн, – создаваемая средствами коммуникации и выступающая как более достоверная, точная, "реальная" реальность, чем та, которую мы воспринимаем в окружающей жизни. <…> Согласно Бодрийару, реальность исчезает в современном западном мире, плотно окутанная сетью массовых коммуникаций, поскольку она перерастает в 5 духовном «повороте» 20-х гг. ХХ в. Л. Шестов сказал: явился безудержный рационализм. Новый рационализм осознал себя в феноменологии Э. Гус
Стр.5
(гиперреальность) имеет ближайшим своим основанием гиперсоциальность3. И все было предопределено. «Между разумом и действительностью открывается некий непримиримый антагонизм, ожесточеннейшая борьба о праве на бытие… Чем больше одолевает разум, – заключает Лев Шестов, – тем меньше места остается для действительности»4. Реальность, о которой говорит русский философ, иррациональна в существе своем; истина поэтому «лежит по ту сторону разума»5. Рациональный мир, в свою очередь, лежит по ту сторону свободы и творчества индивида. Впрочем, индивид так прирос к благам технической цивилизации, что вне ее невозможен. Человек, таким образом, оказался расколотым несовпадением (духовного) внутреннего существа и (материального) существования. В обществе постмодерна западная рациональность, похоже, переступила самое себя – тому немало признаков (о них еще пойдет речь в нашем исследовании), немало свидетельств того, что революция ratio пожирает самых успешных своих детей. Примером могут служить идеи Э. Гуссерля и Ж. Деррида. гиперреальность, производимую искусственно. Реальность сама идет ко дну в гиперреализме, дотошном воспроизведении реального, предпочтительно через посредничающие репродуктивные средства, такие как фотография. От одного средства воспроизведения к другому реальность испаряется, становясь аллегорией смерти. Но в определенном смысле она также усиливается посредством своего разрушения. Она становится реальностью ради самой себя, фетишизмом утраченного объекта: уже не объектом репрезентации, но экстазом отрицания и своего собственного ритуального уничтожения: гиперреальностью». (Эпштейн Мих. Постмодерн в России / Пер. Мих. Эпштейна. М., 2000. С. 17.) 3 «Гиперсоциальность – это социальность, возведенная в политический и моральный императив, в степень абсолютного долженствования и именно поэтому ведущая к разрушению социальных связей, разобщению людей и "культу личности". Гиперсоциальность – это суперсоциальность и одновременно псевдосоциальность, т. е. такое усиление социального фактора, которое нарушает его собственную меру, подавляет развитие индивидуального, частного и, следовательно, обнаруживает мнимость самого социального, которое в своей экспансии занимает чужую нишу». (Там же. С. 31.) 4 Шестов Л. (Статья о Гуссерле, помещенная в качестве предисловия.) // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. С. 31. 5 Там же. С. 48. 6
Стр.6
Э. Гуссерль (в проектах постклассического рационализма) грезит об абсолютной измеримости всего и вся, что надежно охраняется постулатом «строгой идентичности значения»; этот постулат придает исторически определенное качество фундаментальному (для всякой рациональности) принципу тождества. Идеи Ж. Деррида, позднего рационалиста (пионерски приступившего к иррациональному), завершают начатый круг. Ж. Деррида борется с прошлым, осевшим в языке и речи. И он взрывает рационализм, обосновывает нечто «самоубийственное» для логики вообще – абсолютную изменчивость любого значения. И тот, и другой останавливаются перед неразрешимой загадкой времени. Рационализация здесь почему-то дает все время отсутствие настоящего, что указывает на присутствие прошлого в настоящем. *** Кардинальное: «жить настоящим» – действительно выдвигает другое начало, если только «опорой существованию может стать беспричинная открытость» (В.В. Бибихин)6. Сегодня многие говорят о возможном «другом начале». Но что такое это другое по отношению к сущему? Разумно ли искать то, чего нет? Что лежит за гранью рационального? Наша задача – попытаться понять, где находится эта «грань», каковы границы рационального. 6 Бибихин В.В. Другое начало. СПб., 2003. С. 7. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.