Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы гуманитарных наук

Вопросы гуманитарных наук №6 2010 (180,00 руб.)

0   0
Страниц182
ID197527
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: исторические науки, экономические науки, филологические науки, юридические науки, педагогические науки, искусствоведение, архитектура, психологические науки, социологические науки, политические науки, культурология.
Вопросы гуманитарных наук .— Москва : Спутник+ .— 2010 .— №6 .— 182 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197527 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ Отечественная история Азнаева Ф.Ф. <...> 2 14 Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 Историография, источниковедение и методы исторического исследования Вдовыкин Г.П., доктор геолого-минералогических наук БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТ Г.П. <...> В статье приведен библиографический перечень 165 основных работ по гуманитарным наукам Г.П. Вдовыкина (Вдовыкина-Чурикова) за 1990–2010 гг. по разделам: отечественная история, литературоведение и филология, пушкиноведение, искусствоведение, краеведение, методология и социология науки, история науки и техники, экономика, рецензии. <...> 446–448, 2004 Имена геологов в названиях астероидов и форм рельефа Луны // Актуальные проблемы 18 Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 современной науки, № 6, с. <...> Антипов-Каратев (1888–1965) и его вклад в изучение радиоактивного загрязнения почв // Годичная научная конференция – 2005. <...> Сауков (1902–1964) и проблемы радиогеохимии // Годичная научная конференция – 2008. <...> Виноградова 1934–1945 гг. по проблеме комплексного использования сырья нефтяных месторождений // Годичная научная конференция – 2006. <...> 140–143, 2008 История нефтяного дела История нефтяного дела в России // Годичная научная конференция – 2002. <...> М., «Спутник+», 50 с., 2003 Об истории нефтяного дела в России: Особенности нефтепоисковой методики И.М. Губкина // Новые идеи в геологии и геохимии нефти и газа. <...> 87–89, 2001 К истории нефтяного дела в России: Осуществление программы опорного бурения // Годичная научная конференция – 2003. <...> Сенюков – инициатор идеи и организатор опорного бурения в СССР. <...> 24 Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 История науки и техники Вдовыкин Г.П., доктор геолого-минералогических наук ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ: ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ В социологии естественных наук и в науковедении, основанном Дж. <...> Не зря известный историк Г. Сартон всю первую половину XI в. в истории мировой науки назвал «Эпохой Бируни». <...> Бируни собрание сведений для познания драгоценностей <...>
Вопросы_гуманитарных_наук_№6_2010.pdf
Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ Отечественная история Азнаева Ф.Ф. Вдовыкин Г.П. Ялчин Р.Д. РУССКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ НА ЗЕМЛЯХ БАШКИР-ЮРМАТИНЦЕВ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ. ЧАСТЬ 2. ДИНАМИКА ПЕРЕСЕЛЕНИЙ На рубеже 19–20 веков происходило переселение на Южный Урал в Башкирию русских переселенцев на земли башкирской народности юрматы, – на территорию бассейна р. Сухайла с центром с. Юрматы (существующее с 1831 г.) к западу от п. Мелеуз (основан в 1766 г.). Переселенцы покупали землю или ее арендовали с последующим выкупом. В предыдущей статье [1] приведены перечень Российских губерний, откуда прибыли переселенцы, и некоторые примеры высокой нравственности, толерантности населения. В этой статье, с использованием библиографии в [1], даны некоторые сведения о динамике переселений. В период 1870–1896 гг. здесь возникли русские переселенческие села Шарлык, Логиновка, Будаевка и др., в 1900–1917 гг. – села Веровка, Французовска, Львовка и др. Они существовали до 1960-х гг. В с. Шарлык в 1878 г. было 9 домов, в 1890 г. – 25 домов, в 1902 г. – 45 домов, где жили 311 человек, здесь находились школа, магазины. В рядом расположенном с. Веровка в 1906 г. жили 165 человек в 22 домах, в 1926 г. – 231 человек в 36 домах, с 1924 г. работала 7-летняя школа. В с. Львовка (основано в 1881 г.) в 1897 г. жили 305 человек в 50 домах, в с. Логиновка (основано в 1885 г.) в том же году жили 267 человек в 38 домах. В с. Французовка проживали в 1919 г. 216 человек в 31 доме, здесь была начальная школа; в с. Елисеевка жили 158 человек в 24 домах; в с. Хитровка, основанном переселенцами из Московской губернии, проживало 382 человека в 63 домах и т. д. В 1880 г. основано с. Богородское. В конце 19 в. здесь жили 578 человек в 107 домах, в 1906 г. 871 человек, в 1920 г. 1005 человек в 138 домах, в 1989 г. 484 человека, в 1999 г. 572 человека. Живут русские, башкиры. Работает средняя школа. В 1957 г. ряд сел были объединены в совхоз Пугаческий. При последующей реорганизации 17 сел, в т. ч. Веровка, Французовка, Будаевка и др., были ликвидированы. В настоящее время на их месте находятся обширные поля зерновых культур. ЛИТЕРАТУРА 1. Вдовыкин Г.П., Ялчин Р.Д., Азнаева Ф.Ф. Русские переселенцы на землях башкирюрматинцев на рубеже 19–20 веков // Исторические науки, № 5, с. 15–17, 2010. 10
Стр.1
Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 Мирзаянов Р.А. (Бирская государственная социально-педагогическая академия) РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В БАШКИРСКОЙ АССР В 1953–1985 ГГ. В статье анализируется развитие общественно-политической жизни в Башкирской АССР в 1953–1985 гг. Показывается сложный процесс борьбы двух тенденций в общественном развитии – демократической и консервативной. На конкретных местных фактах доказано превалирование консервативного политического сознания и поведения в партии и в обществе, особенно в брежневский период. In the article the development of a political life in Bashkir ASSR of 1953–1985 is analyzed. The difficult process of struggle of the two tendencies in social development is shown – democratic and conservative. On the concrete facts the prevalence of conservative political consciousness and behaviour in the party and in the society, especially during Brezhnev's period has been proved. Общественно-политическая жизнь Башкирии, как и в целом страны, в середине 1950-х – середине 1980-х гг. отражала сложный процесс борьбы двух тенденций в общественном развитии – демократической и консервативной. Первая тенденция предполагала последовательное освобождение всех сфер жизни общества от идеологии сталинского тоталитаризма, гуманизацию социальных отношений. Вторая тенденция выражалась в стремлении преобладающей части власти и общества сохранить и приспособить сталинскую систему к новым историческим условиям. В 1956 г. ХХ съезд КПСС осудил культ личности Сталина и закрепил поворот в политическом курсе, наметившийся в 1953–1956 гг. В 1957 г. с разгромом «просталинской оппозиции», реформаторы получили возможность проведения демократизации общественнополитической жизни в центре и регионах. Важным в жизни советского общества после 1953 г. было прекращение репрессий, начало реабилитации необоснованно репрессированных в сталинское время. За 1953–1957 гг. в Башкирии было реабилитировано 3138 человек, среди которых было много партийных, советских и хозяйственных работников (бывшие секретари ОК партии Х.Ю. Юмагулов, Я.Б. Быкин, А.Р. Исанчурин, председатели ЦИК БАССР М.Л. Муртазин, Х.К. Кушаев, А.М. Тагиров и др.). В апреле 1958 г. Военная коллегия Верховного скда СССР реабилитировала приговоренных к расстрелу: бывшего первого секретаря Бирского райкома ВКП(б) Иващенкова, бывшего директора Бирского МТС Горшенина, бывшего председателя колхоза «Путь Ленина» Ульянова и др.1 Однако в дальнейшем процесс реабилитации замедлился, а в застойные годы и вовсе приостановился. Лишь начавшаяся перестройка вновь оживила эту работу, и к 1991 г. в Башкирии было реабилитировано более 42 тыс. человек2 Материалы башкирских газет «Советская Башкирия», «Вечерняя Уфа», «К коммунизму», «Победа» и др. свидетельствуют о росте общественной активности населения региона, выразившейся в откликах на важнейшие события в стране, в формировании общественного мнения. Так, при обсуждении материалов июльского 1953 г. Пленума ЦК на партийных собраниях в Мелеузовском, Иглинском, Мишкинском районах БАССР задавали такие вопросы: «Каким образом разоблачили Берию сейчас, и почему не могли сделать этого раньше?», «Имеется какая-либо связь во вредительской деятельности Берии с ранее разоблаченными «врагами народа»: Каменевым, Зиновьевым и другими?», «Не связано ли оправдание группы «врачей» с дея1 См.: Иргалин Г.Д. Сталинские репрессии в Башкирии // Страницы истории Башкирской республики: новые факты, взгляды, оценки. – Уфа, 1991. – С. 58, 66. 2 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: Т. 2. – Уфа, 2006. – С. 317. 11
Стр.2
Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010 тельностью Берии?», «Как обстоит вопрос с обвинением Игнатьева?».1 Интерес простых коммунистов к бывшему министру госбезопасности СССР С.Д. Игнатьеву объясняется тем, что он был хорошо известен в республике, так как являлся в 1943–1946 гг. и 1953–1957 гг. первым секретарем обкома ВКП (б). Для бывшего министра госбезопасности СССР, секретаря ЦК КПСС, обвиненного в фабрикации дела «врачей», должность первого секретаря Башкирского OK являлась одновременно и спасением от суда, и почетной ссылкой. В 1957–1969 гг. первым секретарем OK КПСС был З.Н. Нуриев, башкир из северной Башкирии, выдвинувшийся после репрессий 1937–1938 гг. Его преемником на этом посту в 1969–1987 гг. был М.З. Шакиров, установивший жесткую вертикаль партийной власти в регионе. Попытки демократизировать внутрипартийную жизнь, советские, профсоюзные и комсомольские органы в эти годы успеха не имели. В послевоенные годы в Башкирии находились некоторые категории спецконтингента, прежде всего пленные немцы, выселенные из Крыма, и «власовцы». Кроме того, в республике находилось значительное количество бывших кулаков (трудпоселенцев), заключенных. В основном, они использовались в промышленности и строительстве. Данные категории населения были лишены политических прав. Представителей репрессированных народов не принимали в партию, ВЛКСМ, не брали на службу в некоторые войска советской армии. Основными формами выражения недовольства со стороны спецконтингента являлись побеги, антисоветские разговоры. Наличие спецконтингента негативно влияло на общественнополитическую ситуацию, моральный климат в республике. Ликвидация спецпоселенческой системы во второй половине 1950-х гг. была явлением положительным, способствовавшим оздоровлению общественно-политической ситуации в Башкирской АССР. В послевоенные годы в башкирской деревне проявлялись антиколхозные настроения. Однако, социальный протест крестьян во многом носил неосознанный, стихийный характер, своей исходной основой имел сопротивление неоправданно высокому изъятию ресурсов деревни, а целью – не разрушение государственной системы, а ее смягчение, приспособление к нуждам крестьянского хозяйства на «взаимовыгодных» условиях. С 1958 г. началось наступление на личные подсобные хозяйства. Произошло сокращение поголовья скота, как в личных подсобных хозяйствах, так и в совхозах и колхозах. Это вызывало негативную реакцию населения. Например, во время выборов в Совет Национальностей Верховного Совета СССР 11 сентября 1960 г. в Орджоникидзевском районе г. Уфы на бюллетенях были обнаружены надписи следующего содержания: «Просим депутатов, чтобы оставили сады», «Только пусть сады не коллективизируют», «Пускай возьмут мой сад себе. Это раскулачивание». В общественном сознании борьба с подсобными хозяйствами при Хрущеве воспринималась как произвол власти, новая «коллективизация».2 С 1958 г. усиливается антирелигиозная политика государства, усиливается секуляризация общественного сознания. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. были закрыты более половины православных церквей, 40 процентов мусульманских мечетей Башкирии. Вновь возобновились преследования верующих. Особое недовольство властей вызывали баптисты и сектанты. Несмотря на лояльность верующих по отношению к советской власти, религиозность населения несла в себе определенный заряд социального протеста против официальной политики. Протест проявлялся не только в антисоветских высказываниях верующих (в основном наблюдался среди баптистов и сектантов), но и в стихийном исполнении религиозных обрядов, паломничестве на «святые» места и др. Волюнтаристская политика Хрущева привела в начале 1960-х гг. к усилению недовольства в народе его режимом. Например, это проявилось 10 августа 1964 г., когда Н.С. Хрущев посетил Башкирию. В г. Октябрьский БАССР собравшиеся на площади люди запаслись тухлыми яйцами, старыми калошами. Однако дело до конфликта не дошло: Хрущева вывели че1 К коммунизму. – 1953. – 17 августа. 2 Нуриев З.Н. От аула до Кремля. Воспоминания и размышления. – Уфа, 2000. – С. 320–321. 12
Стр.3