Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Отечественная история
Азнаева Ф.Ф.
Вдовыкин Г.П.
Ялчин Р.Д.
РУССКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ НА ЗЕМЛЯХ БАШКИР-ЮРМАТИНЦЕВ
НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ. ЧАСТЬ 2. ДИНАМИКА ПЕРЕСЕЛЕНИЙ
На рубеже 19–20 веков происходило переселение на Южный Урал в Башкирию русских
переселенцев на земли башкирской народности юрматы, – на территорию бассейна р. Сухайла
с центром с. Юрматы (существующее с 1831 г.) к западу от п. Мелеуз (основан в 1766 г.).
Переселенцы покупали землю или ее арендовали с последующим выкупом. В предыдущей
статье [1] приведены перечень Российских губерний, откуда прибыли переселенцы, и некоторые
примеры высокой нравственности, толерантности населения. В этой статье, с использованием
библиографии в [1], даны некоторые сведения о динамике переселений.
В период 1870–1896 гг. здесь возникли русские переселенческие села Шарлык, Логиновка,
Будаевка и др., в 1900–1917 гг. – села Веровка, Французовска, Львовка и др. Они существовали
до 1960-х гг.
В с. Шарлык в 1878 г. было 9 домов, в 1890 г. – 25 домов, в 1902 г. – 45 домов, где жили
311 человек, здесь находились школа, магазины. В рядом расположенном с. Веровка в 1906 г.
жили 165 человек в 22 домах, в 1926 г. – 231 человек в 36 домах, с 1924 г. работала 7-летняя
школа.
В с. Львовка (основано в 1881 г.) в 1897 г. жили 305 человек в 50 домах, в с. Логиновка
(основано в 1885 г.) в том же году жили 267 человек в 38 домах.
В с. Французовка проживали в 1919 г. 216 человек в 31 доме, здесь была начальная школа;
в с. Елисеевка жили 158 человек в 24 домах; в с. Хитровка, основанном переселенцами из
Московской губернии, проживало 382 человека в 63 домах и т. д.
В 1880 г. основано с. Богородское. В конце 19 в. здесь жили 578 человек в 107 домах,
в 1906 г. 871 человек, в 1920 г. 1005 человек в 138 домах, в 1989 г. 484 человека, в 1999 г.
572 человека. Живут русские, башкиры. Работает средняя школа.
В 1957 г. ряд сел были объединены в совхоз Пугаческий. При последующей реорганизации
17 сел, в т. ч. Веровка, Французовка, Будаевка и др., были ликвидированы. В настоящее
время на их месте находятся обширные поля зерновых культур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вдовыкин Г.П., Ялчин Р.Д., Азнаева Ф.Ф. Русские переселенцы на землях башкирюрматинцев
на рубеже 19–20 веков // Исторические науки, № 5, с. 15–17, 2010.
10
Стр.1
Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010
Мирзаянов Р.А. (Бирская государственная
социально-педагогическая академия)
РАЗВИТИЕ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
В БАШКИРСКОЙ АССР В 1953–1985 ГГ.
В статье анализируется развитие общественно-политической жизни в Башкирской АССР
в 1953–1985 гг. Показывается сложный процесс борьбы двух тенденций в общественном развитии – демократической
и консервативной. На конкретных местных фактах доказано превалирование консервативного
политического сознания и поведения в партии и в обществе, особенно в брежневский период.
In the article the development of a political life in Bashkir ASSR of 1953–1985 is analyzed. The difficult
process of struggle of the two tendencies in social development is shown – democratic and conservative. On
the concrete facts the prevalence of conservative political consciousness and behaviour in the party and in
the society, especially during Brezhnev's period has been proved.
Общественно-политическая жизнь Башкирии, как и в целом страны, в середине 1950-х –
середине 1980-х гг. отражала сложный процесс борьбы двух тенденций в общественном развитии
– демократической и консервативной. Первая тенденция предполагала последовательное
освобождение всех сфер жизни общества от идеологии сталинского тоталитаризма, гуманизацию
социальных отношений. Вторая тенденция выражалась в стремлении преобладающей
части власти и общества сохранить и приспособить сталинскую систему к новым
историческим условиям.
В 1956 г. ХХ съезд КПСС осудил культ личности Сталина и закрепил поворот в политическом
курсе, наметившийся в 1953–1956 гг. В 1957 г. с разгромом «просталинской оппозиции»,
реформаторы получили возможность проведения демократизации общественнополитической
жизни в центре и регионах.
Важным в жизни советского общества после 1953 г. было прекращение репрессий, начало
реабилитации необоснованно репрессированных в сталинское время. За 1953–1957 гг.
в Башкирии было реабилитировано 3138 человек, среди которых было много партийных, советских
и хозяйственных работников (бывшие секретари ОК партии Х.Ю. Юмагулов,
Я.Б. Быкин, А.Р. Исанчурин, председатели ЦИК БАССР М.Л. Муртазин, Х.К. Кушаев,
А.М. Тагиров и др.). В апреле 1958 г. Военная коллегия Верховного скда СССР реабилитировала
приговоренных к расстрелу: бывшего первого секретаря Бирского райкома ВКП(б) Иващенкова,
бывшего директора Бирского МТС Горшенина, бывшего председателя колхоза
«Путь Ленина» Ульянова и др.1
Однако в дальнейшем процесс реабилитации замедлился, а в застойные годы и вовсе приостановился.
Лишь начавшаяся перестройка вновь оживила эту работу, и к 1991 г. в Башкирии
было реабилитировано более 42 тыс. человек2
Материалы башкирских газет «Советская Башкирия», «Вечерняя Уфа», «К коммунизму»,
«Победа» и др. свидетельствуют о росте общественной активности населения региона, выразившейся
в откликах на важнейшие события в стране, в формировании общественного мнения.
Так, при обсуждении материалов июльского 1953 г. Пленума ЦК на партийных собраниях
в Мелеузовском, Иглинском, Мишкинском районах БАССР задавали такие вопросы: «Каким
образом разоблачили Берию сейчас, и почему не могли сделать этого раньше?», «Имеется какая-либо
связь во вредительской деятельности Берии с ранее разоблаченными «врагами народа»:
Каменевым, Зиновьевым и другими?», «Не связано ли оправдание группы «врачей» с дея1
См.: Иргалин Г.Д. Сталинские репрессии в Башкирии // Страницы истории Башкирской республики:
новые факты, взгляды, оценки. – Уфа, 1991. – С. 58, 66.
2 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней: Т. 2. – Уфа, 2006. – С. 317.
11
Стр.2
Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2010
тельностью Берии?», «Как обстоит вопрос с обвинением Игнатьева?».1 Интерес простых коммунистов
к бывшему министру госбезопасности СССР С.Д. Игнатьеву объясняется тем, что он
был хорошо известен в республике, так как являлся в 1943–1946 гг. и 1953–1957 гг. первым
секретарем обкома ВКП (б). Для бывшего министра госбезопасности СССР, секретаря
ЦК КПСС, обвиненного в фабрикации дела «врачей», должность первого секретаря Башкирского
OK являлась одновременно и спасением от суда, и почетной ссылкой. В 1957–1969 гг.
первым секретарем OK КПСС был З.Н. Нуриев, башкир из северной Башкирии, выдвинувшийся
после репрессий 1937–1938 гг. Его преемником на этом посту в 1969–1987 гг. был
М.З. Шакиров, установивший жесткую вертикаль партийной власти в регионе. Попытки демократизировать
внутрипартийную жизнь, советские, профсоюзные и комсомольские органы
в эти годы успеха не имели.
В послевоенные годы в Башкирии находились некоторые категории спецконтингента,
прежде всего пленные немцы, выселенные из Крыма, и «власовцы». Кроме того, в республике
находилось значительное количество бывших кулаков (трудпоселенцев), заключенных.
В основном, они использовались в промышленности и строительстве. Данные категории населения
были лишены политических прав. Представителей репрессированных народов не
принимали в партию, ВЛКСМ, не брали на службу в некоторые войска советской армии. Основными
формами выражения недовольства со стороны спецконтингента являлись побеги,
антисоветские разговоры. Наличие спецконтингента негативно влияло на общественнополитическую
ситуацию, моральный климат в республике. Ликвидация спецпоселенческой
системы во второй половине 1950-х гг. была явлением положительным, способствовавшим
оздоровлению общественно-политической ситуации в Башкирской АССР.
В послевоенные годы в башкирской деревне проявлялись антиколхозные настроения.
Однако, социальный протест крестьян во многом носил неосознанный, стихийный характер,
своей исходной основой имел сопротивление неоправданно высокому изъятию ресурсов деревни,
а целью – не разрушение государственной системы, а ее смягчение, приспособление
к нуждам крестьянского хозяйства на «взаимовыгодных» условиях.
С 1958 г. началось наступление на личные подсобные хозяйства. Произошло сокращение
поголовья скота, как в личных подсобных хозяйствах, так и в совхозах и колхозах. Это вызывало
негативную реакцию населения. Например, во время выборов в Совет Национальностей
Верховного Совета СССР 11 сентября 1960 г. в Орджоникидзевском районе г. Уфы на бюллетенях
были обнаружены надписи следующего содержания: «Просим депутатов, чтобы оставили
сады», «Только пусть сады не коллективизируют», «Пускай возьмут мой сад себе. Это
раскулачивание». В общественном сознании борьба с подсобными хозяйствами при Хрущеве
воспринималась как произвол власти, новая «коллективизация».2
С 1958 г. усиливается антирелигиозная политика государства, усиливается секуляризация
общественного сознания. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. были закрыты более половины
православных церквей, 40 процентов мусульманских мечетей Башкирии. Вновь возобновились
преследования верующих. Особое недовольство властей вызывали баптисты и сектанты.
Несмотря на лояльность верующих по отношению к советской власти, религиозность населения
несла в себе определенный заряд социального протеста против официальной политики.
Протест проявлялся не только в антисоветских высказываниях верующих (в основном
наблюдался среди баптистов и сектантов), но и в стихийном исполнении религиозных обрядов,
паломничестве на «святые» места и др.
Волюнтаристская политика Хрущева привела в начале 1960-х гг. к усилению недовольства
в народе его режимом. Например, это проявилось 10 августа 1964 г., когда Н.С. Хрущев
посетил Башкирию. В г. Октябрьский БАССР собравшиеся на площади люди запаслись тухлыми
яйцами, старыми калошами. Однако дело до конфликта не дошло: Хрущева вывели че1
К коммунизму. – 1953. – 17 августа.
2 Нуриев З.Н. От аула до Кремля. Воспоминания и размышления. – Уфа, 2000. – С. 320–321.
12
Стр.3