Культурология искусства и музыкальное творчество
Лекция 4. <...> Место искусства в культурогенезе региона
Лекция 5. <...> Песня «Ты, Кубань, ты наша Родина» - гимн Кубанского
казачества
Лекция 8. <...> Кубанский войсковой певческий хор: история создания и
особенности развития в досоветский период
Лекция 9. <...> Кубанский казачий хор как продолжатель традиций
войскового певческого хора
Лекция 10. <...> Кубанский войсковой музыкантский хор: к истории создания
Лекция 11. <...> Художественная культура и ее основные концепты
В рамках данной лекции обосновывается содержание культура как
константы современного общества. <...> Составной частью культуры является ее духовная сторона, т.е.
духовная культура, в которую, в частности, органично включается
эстетическая, а затем и художественная культура общества. <...> Художественная культура выполняет множество функций, среди них:
- человекотворческая, содержание которой вытекает из назначения
художественной культуры - формировать личность, её чувства, мировоззрение,
вкусы, идеалы;
12
-
коммуникативная
или
функция
общения,
обеспечивающая
преемственность и развитие искусства в процессе взаимодействия людей;
- рекреативная, или функция развлечения как части художественного
воспитания
(установление
психологического
равновесия,
снятие
переутомления, регуляция эмоционального состояния в целом) и др. <...> Итак, обоснование определения «культура» складывается на основе
анализа взглядов, концепций, теорий на ее развитие в истории человечества, а
художественная культура формирует свои концепты в контексте содержания
культуры как константы современного общества
Набор заданий: <...> Как любое искусство, музыкальное творчество характеризуется
конкретными социальными функциями, т.е. оно - многофункционально. <...> Музыкальное творчество - художественная деятельность человека,
которая запечатлевает его строение и функционирует в соответствии с
заключенными
в
нем
возможностями и предъявляемыми к нему
социальными <...>
Музыкальное_искусство_Кубани.pdf
В.И. Лях
Музыкальное искусство Кубани
Лекции и инструментарий к учебному курсу
«Теория и история региональной культуры»
Краснодар 2006
1
Стр.1
Содержание
Введение
Раздел 1. Тексты лекций.
Лекция 1. Культура как константа современного общества
Лекция 2 Сущностная характеристика искусства.
Лекция 3. Культурология искусства и музыкальное творчество
Лекция 4. Место искусства в культурогенезе региона
Лекция 5. Генезис казачьего народного музыкального творчества Кубани
Лекция 6. Фольклорно-этнографические исследования на Кубани.
Лекция 7. Песня «Ты, Кубань, ты наша Родина» - гимн Кубанского
казачества
Лекция 8. Кубанский войсковой певческий хор: история создания и
особенности развития в досоветский период
Лекция 9. Кубанский казачий хор как продолжатель традиций
войскового певческого хора
Лекция 10. Кубанский войсковой музыкантский хор: к истории создания
Лекция 11. Симфонический оркестр: от войскового до муниципального.
Лекция 12. Мозаика музыкальной жизни Екатеринодара конца XIX – начала
XX вв. .
Раздел 2..Инструментарий учебного курса
2.1. Тезаурус основных концептов.
2.2. С их именами связано музыкальное искусство Кубани.
2.3. Список использованной литературы и источников
2
Стр.2
Введение
Содержание предлагаемого издания представляет собой курс лекций,
подготовленных в Краснодарском государственном университете
культуры и искусств по дисциплине «История и теория региональной
культуры». Спецкурс состоит из одиннадцати лекций, последовательно
раскрывающих основные тенденции формирования музыкального
творчества региона, которые в современной науке приобрели статус
культурологии музыкального искусства.
Для региональной культурологии музыкальное искусство интересно
тем, что оно является «зеркалом», самосознанием художественной
культуры, способом ценностного постижения мира, оно - отражение
уникальности культуры кубанского казачества.
Музыкальное искусство – форма поиска и обретения духовных
смыслов. Процесс постижения сложного мира искусства и его места в
культуре всегда был актуален. Социальный эффект воздействия музыки
известен людям с глубокой древности. Она пронизывает все «тело»
культуры, имеет свою историю, характеристику и классификацию. Этот вид
искусства обеспечивает реализацию многих процессов в культуре и
выполняет многочисленные функции.
Это искусство существует в нескольких измерениях: как памятник –
хранитель смыслов, как художественное творчество, обращенное к опыту
наших предков и как нить, связывающая прошлое с настоящим и
будущим.
Изучая музыкальное искусство региона, мы постигаем человеческую
жизнь и ее ценности. Его культурно-воспитательная миссия несет в себе
огромный опыт сопереживания и понимания людей, расширяет круг
общения и духовное пространство каждого человека.
3
Стр.3