Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV-XVIII веков

0   0
АвторыСамсонова Ирина Васильевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц188
ID195950
АннотацияКнига посвящена проблемам зарождения и распространения русской традиции изображения Акафиста Богоматери на примере Богородичной иконографии XV – XVIII веков. Впервые иконография Акафиста Богородице рассматривается как универсальное воплощение всех ранее существовавших иконографических Богородичных типов; целостно обобщена русская традиция Акафиста, спецификой которой является распространение дионисиевской версии иллюстрирования Акафиста на Руси, а также появления новых самобытных иконографических вариантов изображения Акафиста в XVII – начале XVIII века. Тем самым доказано существование русской традиции иконописания Богородичных акафистных сюжетов.
ISBN978-5-86229-194-0
УДК7.046.3
ББК85.146.56
Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV-XVIII веков / И.В. Самсонова .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2010 .— 188 с. — ISBN 978-5-86229-194-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/195950 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.В. САМСОНОВА ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ АКАФИСТА БОГОМАТЕРИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XV-XVIII ВЕКОВ Монография Шуя 2010 УДК 7.046.3 ББК 85.146.56 С 17 Печатается по решению редакционноиздательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Рецензенты: <...> Апостола Андрея Самсонова, И.В. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV-XVIII веков: Монография. <...> Книга посвящена проблемам зарождения и распространения русской традиции изображения Акафиста Богоматери на примере Богородичной иконографии XV – XVIII веков. <...> Впервые иконография Акафиста Богородице рассматривается как универсальное воплощение всех ранее существовавших иконографических Богородичных типов; целостно обобщена русская традиция Акафиста, спецификой которой является распространение дионисиевской версии иллюстрирования Акафиста на Руси, а также появления новых самобытных иконографических вариантов изображения Акафиста в XVII – начале XVIII века. <...> 2.1 Специфика отражения Акафиста во фресках Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря............... <...> Таковым является Акафист Богоматери, который в равной степени принадлежит как словесному, так и музыкальному, а затем и художественному творчеству. <...> Одним из таких гимнографических песнопений и считается Акафист Богоматери, в котором воплотилась идея единства слова, образа и музыки. <...> В результате чего появляется много нетрадиционных новых форм иллюстрирования моленного образа, комментирующих строки акафистного песнопения. <...> Все эти изображения различны по времени и месту создания, и на примере этих памятников, возможно, проследить, как они трактуют текст Акафиста, и какого воплощения темы добились художники каждого периода. <...> Акафист Богоматери является важнейшим смысловым и художественным элементом иконографического образа. <...> Маас, в которой он делает предположение о том, что первоначально текст Акафиста был написан <...>
Иконографическая_традиция_изображения_Акафиста_Богоматери_в_русской_культуре_XV-XVIII_веков.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЦП «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ» И.В. САМСОНОВА ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ АКАФИСТА БОГОМАТЕРИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XV-XVIII ВЕКОВ Монография Шуя 2010
Стр.1
УДК 7.046.3 ББК 85.146.56 С 17 Рецензенты: П.М. Тамаев, профессор кафедры русской словесности и культрурологии, доктор филологических наук ИвГУ, В.В. Лепахин, доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета, И.К. Языкова, заведующий кафедрой христианской культуры, кандидат культурологи Библейскобогословского института св. Апостола Андрея Самсонова, И.В. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре XV-XVIII веков: Монография. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 187 с. Ил. Книга посвящена проблемам зарождения и распространения русской традиции изображения Акафиста Богоматери на примере Богородичной иконографии XV – XVIII веков. Впервые иконография Акафиста Богородице рассматривается как универсальное воплощение всех ранее существовавших иконографических Богородичных типов; целостно обобщена русская традиция Акафиста, спецификой которой является распространение дионисиевской версии иллюстрирования Акафиста на Руси, а также появления новых самобытных иконографических вариантов изображения Акафиста в XVII – начале XVIII века. Тем самым доказано существование русской традиции иконописания Богородичных акафистных сюжетов. ISBN 978-5-86229-194-0 Печатается по решению редакционноиздательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» © Самсонова И.В., 2010 © ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010 2
Стр.2
Содержание Введение........................................................................................... .............. Глава I. Акафист в православной культурной традиции 1.1. Эволюция и специфика жанра Акафиста Богоматери................ 1.2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в восточно-христианской церкви............................................................................................... 1.3. Культ Богоматери на Руси и развитие православной иконографической традиции......................................................... Глава II. Трансформация иконографии Акафиста в русской культуре второй половины XV- начала XVIII вв. 2.1 Специфика отражения Акафиста во фресках Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря............... 2.2. Развитие акафистной темы в иконографии Богородицы в XVI в......................................................................... 2.3 Изображение акафистных сюжетов Богоматери в русских иконах и фресках XVII-начала XVIII вв....................... 2.4. Отражение акафистной темы в местночтимых иконах Богоматери русской иконописи второй половины XVIII в............................................................................. Заключение................................................................................................... Библиографический список...................................................................... Приложения Приложение 1. Иконографические источники …..................................... Приложение 2. Сравнительная таблица иконографических типов Акафиста Богоматери в русском искусстве............................... .... Приложение 3. Иллюстрации...................................................................... 4 12 23 45 57 73 86 107 119 131 150 153 179 3
Стр.3