Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535526)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Основы философии науки (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКашин
ИздательствоОГУ
Страниц207
ID190404
АннотацияУчебное пособие написано в соответствии с Программой кандидатских экзаменов «История и философия науки», утвержденным Приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004, и рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей всех научных специальностей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума. В учебном пособии раскрыты основные вопросы философии как науки, описаны основные концепции развития философии, методологический анализ науки и т.д.
Кем рекомендованоекомендовано Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кому рекомендованоДля аспирантов
УДК101.1(07)
ББК87я7
Кашин, В.В. Основы философии науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / В.В. Кашин .— Оренбург : ОГУ, 2006 .— 207 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/190404

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Здесь важно отличить научное знание от результатов других видов познания – обыденного знания, искусства, философии, мистического опыта, экзистенциальных переживаний. <...> Наука суть специфический способ решения когнитивных проблем. <...> Противоречивым является диахронное (историческое) многообразие форм науки: восточная преднаука, античная наука, средневековая европейская наука, новоевропейская классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука. <...> Соответственно классам наук различают четыре типа научной рациональности: логико-математическую рациональность, естественнонаучную рациональность, инженернотехнологическую рациональность, социально-гуманитарную рациональность. <...> В таком случае главным станет рассмотрение многообразных процедур научного исследования: обоснования, идеализации, фальсификации, а также анализ содержательных предпосылок знания. <...> Для сциентистской версии характерно стремление провести демаркацию науки и метафизики, произвести редукцию (сведение) качественно различных теоретических структур к единому эмпирическому основанию. <...> Фейерабенд) требует равноправия науки и вненаучных способов видения мира, критикует науку за подавление других форм общественного сознания, за отчужденность мышления и источник догматизма. <...> и определялся программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Берлинская группа – М. <...> Поппера, центральными моментами которой явились критика психологизма, проблема индукции, разграничение контекста открытия и контекста обоснования, демаркации науки и метафизики, метод фальсификации и теории объективного знания. <...> т.е. определяющая, чем научное мышление отличается от иных способов познания, каковы основные условия корректности научного объяснения и каков когнитивный статус научных законов и принципов, каковы механизмы развития научного знания. <...> Рассмотрим методологию позитивистской <...>
Основы_философии_науки.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_философии_науки.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра социальной философии В.В. КАШИН ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Рекомендовано Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для аспирантов Оренбург 2006 2
Стр.2
УДК 101.1(07) К 31 ББК 87я7 Рецензенты: доктор философских наук П.А. Горохов, доктор философских наук Ю.Ш. Стрелец. Кашин В.В. К 31 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - 206 с. Учебное пособие написано в соответствии с Программой кандидатских экзаменов «История и философия науки», утвержденным Приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004, и рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей всех научных специальностей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума. ББК 87я7 К 0301010000 ©Кашин В.В., 2006 ©ИПК ГОУ ОГУ, 2006 3
Стр.3
Содержание Введение...................................................................................................................6 1 Предмет философии науки..................................................................................7 2 Эволюция подходов к анализу науки. Венский кружок и его программа....12 3 Концепция философии науки Карла Поппера.................................................16 4 Критический рационализм Имре Лакатоса......................................................23 5 Структура научных революций Томаса Куна..................................................26 6 Методологический анархизм Пола Фейерабенда .......................................... 29 7 Концепция неявного знания Майкла Полани..................................................34 8 Четыре мира науки.............................................................................................39 9 Наука в культуре традиционных обществ и техногенных цивилизаций......46 10 Формы вненаучного знания.............................................................................47 11 Особенности научного познания. Две стратегии порождения знаний....... 51 12 Наука и философия...........................................................................................56 13 Когнитивные звенья, опосредующие отношения между философией и наукой..................................................................................................................... 60 14 Генезис научного познания............................................................................. 64 15 Наука в индустриальной и постиндустриальной цивилизации................... 70 16 Цивилизация и культура древних греков – фундамент зарождающихся философии и науки................................................................................................72 17 Космоцентризм древнегреческой философии...............................................75 18 Аристотель: Органон и Метафизика.............................................................. 77 19 Античная наука и математика ........................................................................81 20 Формирование идеалов математического и опытного знания: Р. Бэкон и У. Оккам................................................................................................................. 88 21 Экспериментальный метод Галилео Галилея ...............................................93 22 Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Индуктивный метод Ф. Бэкона............................................................................ 96 23 Декарт: Я мыслю и не могу иначе................................................................ 100 24 Эмпирические и теоретические законы. Структура и методы эмпирического знания ........................................................................................105 25 Структура и методы теоретического знания .............................................. 112 26 Метатеоретическое познание в науке и рефлексия как его основной метод ............................................................................................................................... 115 27 Основания науки и их структура.................................................................. 120 28 Научная картина мира....................................................................................124 29 Философские основания науки .................................................................... 128 30 Проблема как исходный пункт научного исследования.............................132 31 Гипотеза как форма развития естествознания.............................................134 32 Понятие метода...............................................................................................136 33. Методологический анализ науки.................................................................144 34 Стиль научного мышления............................................................................152 35 Динамика науки как процесс порождения нового знания..........................155 36 Формирование первичных теоретических моделей и законов.................. 157 4
Стр.4
37 Структура и функции теории........................................................................ 161 38 Проблемные ситуации в науке......................................................................165 39 Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.. 167 40 Взаимодействие традиций и возникновение нового знания......................172 41 Научные революции как перестройка оснований науки............................176 42 Глобальные революции и смена типов научной рациональности.............178 43 Первая научная революция и научный тип рациональности.....................181 44 Вторая, третья и четвертая научные революции и изменения в типе рациональности....................................................................................................183 45 Особенности современного этапа развития науки......................................187 46 Освоение наукой саморазвивающихся синергетических систем.............. 190 47 Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира...........195 48 Этические проблемы науки ХХI века...........................................................197 49 Диалог науки и общества...............................................................................198 50 Наука как социальный институт...................................................................201 Список использованных источников.................................................................204 5
Стр.5