Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Арцыбашев М. П.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID1884
АннотацияОб авторе (Арцыбашев Михаил Петрович).
Кому рекомендованоОб авторе
Арцыбашев М. П.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/1884 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Затем работал письмоводителем у земского агента, сотрудничал в провинциальных газетах. <...> Литературный дебют А.-- рассказ “Паша Туманов“, опубликованный в журнале “Русское богатство“ (1901),-- был встречен сочувственно. <...> Поддерживал дружеские или близкие отношения с А. И. Куприным, В. В. Муйжелем, Д. Я. Айзманом, Б. А. Лазаревским, А. Р. Крандиевской и др. писателями. <...> А. пытался стать организатором литературной жизни, был инициатором ряда издательских предприятий, в частности сборника “Жизнь“ (1908), который, по мысли А., должен был идейно и художественно противостоять горьковскому “Знанию“. <...> Характерные черты личности А.-- амбициозность, фрондерство, претензии на роль “вероучителя“ молодых писателей. <...> Своей целью считал борьбу с “литературными генералами“, стремился создать школу “независимых“ литераторов: в 1905--1906 гг. <...> А. был вдохновителем быстро распавшегося “кружка бьющих“ (В. В. Муйжель, А. С. Рославлев, А. П. Каменский и др.) <...> . Кружок А. ничем не проявил себя в литературной жизни. <...> Неудачи А. объясняются отсутствием у него стройной эстетической концепции, а более всего демонстративным отказом от социальных и моральных критериев творчества. <...> Мировоззрение и литературная позиция А. проделали стремительную эволюцию. <...> А. начинал писать, по его признанию, под непосредственным влиянием идей и позднего творчества Л. Н. Толстого. <...> В его ранних рассказах “Паша Туманов“, “Кровь“, “Смех“, “Бунт“ легко обнаруживаются “толстовские“ мотивы, зависимость от психологизма Толстого. <...> В это время ему близок даже жизнеутверждающий оптимизм М. Горького <...> , которого А. назвал “самым молодым духом времени“ (Петербургская газета.-- 1903. <...> Одновременно он утверждает право писателя быть вне политики. <...> Социальные проблемы, рожденные временем, А. склонен рассматривать как отражение неких “универсальных“ противоречий человеческого бытия. <...> В ряде ранних рассказов (“Подпрапорщик Гололобов“, “Жена“) заметен интерес А. к “пограничным <...>
Арцыбашев_М._П._Биобиблиографическая_справка.pdf
АРЦЫБАШЕВ, Михаил Петрович [24.Х.(5.XI).1878, Ахтырский у. Харьковской губ.-- 3.III.1927, Варшава] -- прозаик, драматург, публицист. Родился в семье помещика, отставного офицера. До 5 класса учился в Ахтырской гимназии, мечтал стать художником. Уйдя из гимназии, поступил в Харьковскую школу живописи, где пробыл недолго. Затем работал письмоводителем у земского агента, сотрудничал в провинциальных газетах. Литературный дебют А.-- рассказ "Паша Туманов", опубликованный в журнале "Русское богатство" (1901),-- был встречен сочувственно. С 1902 г. А.-- профессиональный литератор. Он живет в Петербурге, а весной и летом в родной Ахтырке или Ялте. Печатался в журналах "Мир божий", "Журнал для всех", "Новый путь", "Образование", "Современный мир". С 1909 г. А. публиковал основные свои произведения в сборниках "Земля". Поддерживал дружеские или близкие отношения с А. И. Куприным, В. В. Муйжелем, Д. Я. Айзманом, Б. А. Лазаревским, А. Р. Крандиевской и др. писателями. Крайне враждебно относился к М. Горькому и Л. Н. Андрееву. А. пытался стать организатором литературной жизни, был инициатором ряда издательских предприятий, в частности сборника "Жизнь" (1908), который, по мысли А., должен был идейно и художественно противостоять горьковскому "Знанию". Характерные черты личности А.-- амбициозность, фрондерство, претензии на роль "вероучителя" молодых писателей. Своей целью считал борьбу с "литературными генералами", стремился создать школу "независимых" литераторов: в 1905--1906 гг. А. был вдохновителем быстро распавшегося "кружка бьющих" (В. В. Муйжель, А. С. Рославлев, А. П. Каменский и др.). Кружок А. ничем не проявил себя в литературной жизни. В первой половине 1907 г., став редактором художественного отдела журнала "Образование", А. вновь безуспешно пытался сплотить близких ему писателей. Неудачи А. объясняются отсутствием у него стройной эстетической концепции, а более всего демонстративным отказом от социальных и моральных критериев творчества. "Идеалы очень хороши, но и мыльные пузыри очень красивы",-- заявлял А. (Рассказы. Записки писателя.--М., 1914.-- С. 313). Мировоззрение и литературная позиция А. проделали стремительную эволюцию. А. начинал писать, по его признанию, под непосредственным влиянием идей и позднего творчества Л. Н. Толстого. В его ранних рассказах "Паша Туманов", "Кровь", "Смех", "Бунт" легко обнаруживаются "толстовские" мотивы, зависимость от психологизма Толстого. В 1901--1903 гг. А.-- писатель-моралист, активно отрицающий зло и насилие. В это время ему близок даже жизнеутверждающий оптимизм М. Горького, которого А. назвал "самым молодым духом времени" (Петербургская газета.-- 1903.-- 26 февр.). Но насилие А. осуждает с абстрактно-гуманистических позиций. Одновременно он утверждает право писателя быть вне политики. Социальные проблемы, рожденные временем, А. склонен рассматривать как отражение неких "универсальных" противоречий человеческого бытия. В ряде ранних рассказов ("Подпрапорщик Гололобов", "Жена") заметен интерес А. к "пограничным" ситуациям в жизни человека, проявилось парадоксальное, но чрезвычайно характерное для А. сочетание чувственного гедонизма и мизантропии. Переходной в творчестве А. стала повесть "Смерть Ланде" (1904). В ней писатель как бы подводит итог своему увлечению толстовством, переориентируется на проблематику творчества Ф. М. Достоевского, которого А. воспринял схематично и однобоко. "Непротивленцу" Ивану Ланде А. тенденциозно противопоставил циника и аморалиста художника Молочаева. Молочаев -- предшественник эгоцентристов и проповедников новой "половой морали" в позднейших произведениях А. В годы революции А. создал произведения ("Тени утра", "Кровавое пятно", "Ужас", "Человеческая волна"), в которых революционные события стали для автора лишь отправной точкой в изображении хаотичности и бессмысленности жизни. А. избирает острые, трагические ситуации, но совершенно игнорирует социальный смысл происходящего, видя и в действиях своих героевреволюционеров, и в действиях карателей вспышки "животного ужаса" и "кровавого безумия". В годы революции основой эстетического и творческого кредо А. становится биологизм в истолковании личности и исторического процесса. "Мир основан на взаимоистреблении всего живого, и единственный закон вечен и общ -- закон борьбы за существование",-- считает А. (Рассказы. Записки писателя.-- С. 262). А. утверждает культ "сильной" личности ницшеанского типа, считает необходимым избавить человека от ответственности за свои поступки. По мнению А., удовлетворение элементарных физиологических потребностей -- высшая цель человеческого существования, лишь слегка прикрытая "одеждами" социальности и идеологий. А. пытался развенчать саму идею социальной и моральной ответственности искусства. С 1906 г. он развивал этот комплекс идей в своей публицистике и в художественном творчестве. В годы реакции после революции 1905--1907 гг. А. стал важнейшей фигурой в неонатурализме, литературном течении, унаследовавшем худшие черты натуралистического метода. В идейном плане А., как и другие неонатуралисты (А. П. Каменский, В. К. Винниченко), вписался в общую атмосферу "уныния, покаяния, ренегатства" (В. И. Ленин). В романе "Санин", который получил скандальную
Стр.1