АРЦЫБАШЕВ, Михаил Петрович [24.Х.(5.XI).1878, Ахтырский у. Харьковской губ.-- 3.III.1927,
Варшава] -- прозаик, драматург, публицист. Родился в семье помещика, отставного офицера. До 5 класса
учился в Ахтырской гимназии, мечтал стать художником. Уйдя из гимназии, поступил в Харьковскую
школу живописи, где пробыл недолго. Затем работал письмоводителем у земского агента, сотрудничал в
провинциальных газетах.
Литературный дебют А.-- рассказ "Паша Туманов", опубликованный в журнале "Русское
богатство" (1901),-- был встречен сочувственно. С 1902 г. А.-- профессиональный литератор. Он живет в
Петербурге, а весной и летом в родной Ахтырке или Ялте. Печатался в журналах "Мир божий", "Журнал
для всех", "Новый путь", "Образование", "Современный мир". С 1909 г. А. публиковал основные свои
произведения в сборниках "Земля". Поддерживал дружеские или близкие отношения с А. И. Куприным,
В. В. Муйжелем, Д. Я. Айзманом, Б. А. Лазаревским, А. Р. Крандиевской и др. писателями. Крайне
враждебно относился к М. Горькому и Л. Н. Андрееву. А. пытался стать организатором литературной
жизни, был инициатором ряда издательских предприятий, в частности сборника "Жизнь" (1908),
который, по мысли А., должен был идейно и художественно противостоять горьковскому "Знанию".
Характерные черты личности А.-- амбициозность, фрондерство, претензии на роль "вероучителя"
молодых писателей. Своей целью считал борьбу с "литературными генералами", стремился создать
школу "независимых" литераторов: в 1905--1906 гг. А. был вдохновителем быстро распавшегося "кружка
бьющих" (В. В. Муйжель, А. С. Рославлев, А. П. Каменский и др.). Кружок А. ничем не проявил себя в
литературной жизни. В первой половине 1907 г., став редактором художественного отдела журнала
"Образование", А. вновь безуспешно пытался сплотить близких ему писателей. Неудачи А. объясняются
отсутствием у него стройной эстетической концепции, а более всего демонстративным отказом от
социальных и моральных критериев творчества. "Идеалы очень хороши, но и мыльные пузыри очень
красивы",-- заявлял А. (Рассказы. Записки писателя.--М., 1914.-- С. 313).
Мировоззрение и литературная позиция А. проделали стремительную эволюцию. А. начинал
писать, по его признанию, под непосредственным влиянием идей и позднего творчества Л. Н. Толстого.
В его ранних рассказах "Паша Туманов", "Кровь", "Смех", "Бунт" легко обнаруживаются "толстовские"
мотивы, зависимость от психологизма Толстого. В 1901--1903 гг. А.-- писатель-моралист, активно
отрицающий зло и насилие. В это время ему близок даже жизнеутверждающий оптимизм М. Горького,
которого А. назвал "самым молодым духом времени" (Петербургская газета.-- 1903.-- 26 февр.). Но
насилие А. осуждает с абстрактно-гуманистических позиций. Одновременно он утверждает право
писателя быть вне политики. Социальные проблемы, рожденные временем, А. склонен рассматривать
как отражение неких "универсальных" противоречий человеческого бытия.
В ряде ранних рассказов ("Подпрапорщик Гололобов", "Жена") заметен интерес А. к
"пограничным" ситуациям в жизни человека, проявилось парадоксальное, но чрезвычайно характерное
для А. сочетание чувственного гедонизма и мизантропии. Переходной в творчестве А. стала повесть
"Смерть Ланде" (1904). В ней писатель как бы подводит итог своему увлечению толстовством,
переориентируется на проблематику творчества Ф. М. Достоевского, которого А. воспринял схематично
и однобоко. "Непротивленцу" Ивану Ланде А. тенденциозно противопоставил циника и аморалиста
художника Молочаева. Молочаев -- предшественник эгоцентристов и проповедников новой "половой
морали" в позднейших произведениях А.
В годы революции А. создал произведения ("Тени утра", "Кровавое пятно", "Ужас",
"Человеческая волна"), в которых революционные события стали для автора лишь отправной точкой в
изображении хаотичности и бессмысленности жизни. А. избирает острые, трагические ситуации, но
совершенно игнорирует социальный смысл происходящего, видя и в действиях своих героевреволюционеров,
и в действиях карателей вспышки "животного ужаса" и "кровавого безумия".
В годы революции основой эстетического и творческого кредо А. становится биологизм в
истолковании личности и исторического процесса. "Мир основан на взаимоистреблении всего живого, и
единственный закон вечен и общ -- закон борьбы за существование",-- считает А. (Рассказы. Записки
писателя.-- С. 262). А. утверждает культ "сильной" личности ницшеанского типа, считает необходимым
избавить человека от ответственности за свои поступки. По мнению А., удовлетворение элементарных
физиологических потребностей -- высшая цель человеческого существования, лишь слегка прикрытая
"одеждами" социальности и идеологий. А. пытался развенчать саму идею социальной и моральной
ответственности искусства. С 1906 г. он развивал этот комплекс идей в своей публицистике и в
художественном творчестве.
В годы реакции после революции 1905--1907 гг. А. стал важнейшей фигурой в неонатурализме,
литературном течении, унаследовавшем худшие черты натуралистического метода. В идейном плане А.,
как и другие неонатуралисты (А. П. Каменский, В. К. Винниченко), вписался в общую атмосферу
"уныния, покаяния, ренегатства" (В. И. Ленин). В романе "Санин", который получил скандальную
Стр.1