Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии (190,00 руб.)

2   0
Первый авторДемко
ИздательствоКемГМА
Страниц124
ID188135
АннотацияРуководство для студентов составлено в соответствии с профессиональным государственным образовательным стандартом подготовки врачей по специальностям, утвержденным для КемГМА, с учетом программы дисциплины и уровня усвоения материала студентом. В руководстве определены мотивация, цель и задачи занятия, представлен перечень вопросов и алгоритм действий по самостоятельному изучению и составлению конспекта темы. Предложены тестовые задания и список вопросов для самостоятельного определения исходного уровня знаний по изучаемой проблеме.
Демко, П.С. Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии / Демко П.С., Сидорова О.Д., Чернобай Г.Н. и др.; П.С. Демко .— Кемерово : КемГМА, 2009 .— 124 с. — URL: https://rucont.ru/efd/188135 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии Кемерово КемГМА 2009 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: 06010165 – Лечебное дело, 06010365 – Педиатрия, 06010465 – Медико-профилактическое дело, 06010565 – Стоматология Кемерово КемГМА 2009 Демко П. С., Сидорова О. Д., Чернобай Г. Н., Бандрина Н. Н., Шрайбер А. А. <...> Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии. <...> СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 Тема 1 Нарушение кровообращения: венозное полнокровие, стаз, кровотечение, кровоизлияние 5 Тема 2 Тромбоз. <...> Нарушение обмена хромопротеидовпигментозы 39 Тема 6 Нарушение жирового и минерального обменов 48 Тема 7 Общее о воспалении. <...> Экссудативное воспаление 57 Тема 8 Продуктивное воспаление 67 Тема 9 Компенсаторно-приспособительные процессы в патологии: регенерация, гипертрофия и гиперплазия, атрофия, перестройка тканей, метаплазия и организация 77 Тема 10 Опухолевый рост: общие вопросы. <...> Опухоли из мезенхимы 88 Тема 11 Эпителиальные опухоли 99 Тема 12 Опухоли меланинобразующей и нервной тканей 109 ЛИТЕРАТУРА 118 3 ВВЕДЕНИЕ Качественная профессиональная подготовка врачей предусматривает совершенствование не только программ обучения, но и действенную организацию видов самостоятельной работы студентов. <...> Руководство включает методические разработки двенадцати тем практических занятий по курсу общей патологической анатомии. <...> В каждой <...>
Руководство_к_самостоятельной_внеаудиторной_подготовке_студентов_к_практическим_занятиям_по_курсу_общей_патологической_анатомии.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии Кемерово КемГМА 2009
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: 06010165 – Лечебное дело, 06010365 – Педиатрия, 06010465 – Медико-профилактическое дело, 06010565 – Стоматология Кемерово КемГМА 2009
Стр.3
Демко П. С., Сидорова О. Д., Чернобай Г. Н., Бандрина Н. Н., Шрайбер А. А. Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии. – Кемерово: КемГМА, 2009. – 118 с. Руководство для студентов составлено в соответствии с профессиональным государственным образовательным стандартом подготовки врачей по специальностям, утвержденным для КемГМА, с учетом программы дисциплины и уровня усвоения материала студентом. В руководстве определены мотивация, цель и задачи занятия, представлен перечень вопросов и алгоритм действий по самостоятельному изучению и составлению конспекта темы. Предложены тестовые задания и список вопросов для самостоятельного определения исходного уровня знаний по изучаемой проблеме. Рецензенты: Бураго Ю. И. – д-р мед. наук, профессор, декан лечебного факультета КемГМА, зав. кафедрой судебной медицины; Михеев А. Г. – д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии КемГМА. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Тема 1 Нарушение кровообращения: венозное полнокровие, стаз, кровотечение, кровоизлияние Тема 2 Тромбоз. Эмболия Тема 3 Некроз. Апоптоз. Инфаркты Тема 4 Дистрофии как общепатологический процесс. Белковые дистрофии (диспротеинозы) Тема 5 Смешанные дистрофии. Нарушение обмена хромопротеидов – пигментозы Тема 6 Нарушение жирового и минерального обменов Тема 7 Общее о воспалении. Экссудативное воспаление Тема 8 Продуктивное воспаление Тема 9 Компенсаторно-приспособительные процессы в патологии: регенерация, гипертрофия и гиперплазия, атрофия, перестройка тканей, метаплазия и организация Тема 10 Опухолевый рост: общие вопросы. Опухоли из мезенхимы Тема 11 Эпителиальные опухоли Тема 12 Опухоли меланинобразующей и нервной тканей ЛИТЕРАТУРА 3 4 5 13 22 31 39 48 57 67 77 88 99 109 118
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Качественная профессиональная подготовка врачей предусматривает совершенствование не только программ обучения, но и действенную организацию видов самостоятельной работы студентов. Самостоятельная внеаудиторная подготовка студента является основой успешного приобретения знаний и умений при самостоятельной аудиторной работе с помощью и под контролем преподавателя. Настоящее руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов составлено с учетом программ по патологической анатомии (2002), опыта и традиции преподавания дисциплины, сформированных за пятьдесят лет существования кафедры патологической анатомии КемГМА. Руководство включает методические разработки двенадцати тем практических занятий по курсу общей патологической анатомии. В каждой методической разработке темы даны: 1) мотивационная характеристика темы; 2) общая цель занятия; 3) конкретные цели занятия с перечислением знаний и умений, которыми студент должен будет овладеть на занятии; 4) основная и дополнительная учебная литература; 5) алгоритм и конспект самоподготовки, где перечислены основные вопросы темы и глоссарий терминов, записанных на латинском и русском языках; 6) самостоятельный контроль определения исходного уровня знаний в виде тестовых заданий и ответов на вопросы. Качество самостоятельной внеаудиторной подготовки студента оценивается в начале практического занятия на кафедре по балльнорейтинговой системе, принятой кафедрой и утвержденной УМО. 4
Стр.6
Тема 1 Нарушение кровообращения: венозное полнокровие, стаз, кровотечение, кровоизлияние Мотивационная характеристика темы. Знание основных положений темы необходимы для усвоения других общепатологических процессов: воспаление, опухоли, – а также при изучении патологической анатомии болезней, прежде всего, болезней сердца и сосудов, печени, почек, легких и инфекционных болезней. Знание материалов темы необходимо для изучения клинических дисциплин и в работе врача для клинико-анатомического анализа. Общая цель занятия. Научиться определять причины, механизмы, функциональное значение и исходы венозного полнокровия, стаза, кровотечений и кровоизлияний, различать их по макро- и микроскопической характеристике от других общепатологических процессов. Конкретные цели занятия Студент должен знать: – факторы, определяющие гомеостаз сердечно-сосудистой системы и посмертного перераспределения крови; – классификацию дисциркуляций; – определение понятий, причины и механизмы развития, морфологические проявления и функциональное значение разных видов дисциркуляций; – при каких болезнях и синдромах дисциркуляции считаются ведущими структурными повреждениями. Студент должен уметь: – по макроскопическим и микроскопическим характеристикам диагностировать и дифференцировать различные виды нарушений кровообращения; – оценить механизм развития и функциональное значение нарушений кровообращений. Рекомендуемая литература Основная: 1. Пальцев, М. А., Аничков, Н. М. Патологическая анатомия. Т. 1. – М.: «Медицина», 2001. – С. 87–104. 2. Пальцев, М. А., Аничков, Н. М., Рыбакова, М. Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: «Медицина», 2002. – С. 72–78. 5
Стр.7
Тема 3 Некроз. Апоптоз. Инфаркты Мотивационная характеристика темы. Занятие необходимо для усвоения других тем общего курса патанатомии, а также патологической анатомии болезней. Эти знания необходимы при изучении клинических дисциплин и в работе врача для клинико-анатомического анализа. Общая цель занятия. Научиться определять причины, механизмы развития различных видов некроза, различать по макро- и микроскопической картине клинико-анатомические формы некроза; определять морфологические признаки некроза и апоптоза и отличать их от других общепатологических процессов. Конкретные цели занятия Студент должен знать: – дефиниции некроза и апоптоза; – стадии некроза; – макро- и микроскопические признаки некроза; – микроскопические признаки апоптоза; – отличительные признаки некроза и апоптоза; – клинико-анатомические формы некроза; – исходы различных форм некроза. Студент должен уметь: – по макро- и микроскопическим признакам диагностировать и дифференцировать разные формы некрозов; – оценивать механизмы развития некрозов и функциональное значение некрозов для организма. Рекомендуемая литература Основная: 1. Пальцев, М. А., Аничков, Н. М. Патологическая анатомия. Т. 1. М.: «Медицина», 2001. – C. 58–79, 124–129. 2. Пальцев, М. А., Аничков, Н. М., Рыбакова, М. Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: «Медицина», 2002. – С. 20–24, 60–61. 3. Пальцев, М. А., Пономарёв, А. Б., Берестова, А. В. Атлас по патологической анатомии. – М.: «Медицина», 2003. – С. 6–46. 4. Серов, В. В., Пальцев, М. А. Патологическая анатомия. Курс лекций: уч. пособие. – М.: «Медицина», 1998. – С. 81–93. 22
Стр.24
Тема 5 Смешанные дистрофии. Нарушение обмена хромопротеидов – пигментозы Мотивационная характеристика темы. Знание материалов темы необходимо для усвоения ряда тем общего курса патологической анатомии, а также для познания патологической анатомии болезней почек, печени, желез внутренней секреции, анемий и гемобластозов. Знания, полученные при изучении этой темы, будут необходимы при изучении клинических дисциплин и в работе практического врача для клинико-анатомического анализа. Общая цель занятия. Научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение смешанных дистрофий; отличать смешанные дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики. Конкретные цели занятия: Студент должен знать: – определения понятия смешанных дистрофий; – виды, классификации; – механизмы развития разных видов пигментозов. Студент должен уметь: – различать разные виды пигментозов на основании знаний микро- и макроскопических их проявлений; – оценивать функциональное значение нарушений обмена хромопротеидов. Рекомендуемая литература Основная: 1. Пальцев М.А., Аничков, Н. М. Патологическая анатомия. В 2 т. Т. 1. – М.: Медицина, 2001. – С. 81–83; Т. 2. Ч. 2. – М.: Медицина, 2001. – С. 685–687, 473–484. 2. Пальцев, М. А., Аничков, Н. М., Рыбакова, М. Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М.: Медицина, 2002. – С. 40–41. 3. Пальцев, М. А., Пономарев, А. Б., Берестова, А. В. Атлас по патологической анатомии. – М.: Медицина, 1998. – С. 10–11. 4. Патологическая анатомия. Курс лекций: уч. пособие / под ред. В. В. Серова, М. А. Пальцева. – М.: Медицина, 1998. – С. 56–72. 39
Стр.41
1) б 2) д 3) б 4) в Эталоны ответов 5) в 6) б 7) г Вопросы для самоконтроля 1. Виды нарушения жирового обмена. 2. Изменения печени, сердца и почек при липидозах. 3. Дайте определение понятию ожирение. 4. Какие признаки отличают жировую дистрофию от простого ожирения? 5. Какую роль играют микроэлементы в живом организме? 6. Какие виды кальциноза вы знаете? 7. Какие изменения возникают при раннем и позднем рахите? 8. Причины и условия камнеобразования. 9. Виды камней по структуре. 10. Виды желчных и мочевых камней по составу. 11. Значение камнеобразования для организма. Тема 7 Общее о воспалении. Экссудативное воспаление Мотивационная характеристика темы. Знание темы крайне необходимо для изучения и понимания таких важных общепатологических процессов, как регенерация, опухолевый рост, а также при изучении болезней, для которых воспаление является ведущим патологическим процессом морфологического субстрата. Знание темы необходимо для изучения клинических дисциплин и в работе врача для клиникоанатомического анализа. Общая цель занятия. Научиться определять причины, механизмы и типы тканевых реакций при воспалении, а также отличать от других общепатологических процессов, зная морфологические проявления воспаления. Конкретные цели занятия Студент должен знать: – определения понятия «воспаление»; – причины и механизмы развития; – морфологические проявления фаз воспаления; – классификацию воспаления, его причины; – номенклатуру воспаления; – определение экссудативного воспаления, его разновидности; 57 8) г 9) б 10) г
Стр.59
10) Благоприятный исход гранулемы: а) некроз б) нагноение в) рубцевание г) рассасывание д) инкапсуляция 1) б 2) в 3) в 4) б Эталоны ответов 5) в 6) г 7) г Вопросы для самоконтроля 1. Определение и виды продуктивного воспаления. 2. Причины и механизмы развития гранулематозного воспаления. 3. Стадии морфогенеза гранулемы. 4. Виды гранулем. 5. Типы тканевых реакций при туберкулезе. 6. Типы тканевых реакций при сифилисе. 7. Межуточное воспаление, причины, морфология, исход. 8. Воспаление вокруг паразитов (описторхоз, эхинококкоз). 9. Морфологические особенности гранулем при микозах (актиномикоз). 10. Продуктивное воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом. Тема 9 Компенсаторно-приспособительные процессы в патологии: регенерация, гипертрофия и гиперплазия, атрофия, перестройка тканей, метаплазия и организация Мотивационная характеристика темы. Знание материалов темы необходимо для успешного усвоения курса общей и частной патологической анатомии. Оно необходимо при изучении клинических дисциплин и в практической деятельности врача для клиникоанатомического анализа. Общая цель занятия. Научиться определять сущность компенсации и приспособления, механизмы их развития и функциональное значение; различать по морфологическим признакам различные виды компенсации и приспособления. 77 8) д 9) а 10) г
Стр.79
10) Стадии метастазирования: а) клеточная эмболия б) имплантация, трансплантация в) клеточная эмболия, элиминация г) прорастание в сосуд, элиминация д) элиминация, формирование дочернего узла 1) в 2) б 3) г 4) в Эталоны ответов 5) а 6) в 7) а Вопросы самоконтроля 1. Определение понятия «опухоль». 2. Основные свойства опухоли и ее отличия от других патологических процессов, сопровождающиеся делением клеток. 3. Формы роста опухоли. 4. Основные положения теории опухолевого поля. 5. Перечислить признаки доброкачественных опухолей. 6. Укажите признаки злокачественных опухолей. 7. Классификация опухолей и принцип ее формирования. 8. Пути метастазирования злокачественных опухолей. 9. Доброкачественные опухоли из мезенхимы, перечислить. 10. Злокачественные опухоли из мезенхимы. Тканевые, клеточные. Примеры. 11. Особенности метастазирования сарком у детей. Тема 11 Эпителиальные опухоли Мотивационная характеристика темы. Знание материалов темы необходимо для изучения проблем клинической онкологии. В практической работе врача полученные навыки онкоморфологии помогут квалифицированно оценить результаты исследования биопсийного и операционного материала, а также при клинико-анатомическом анализе секционного материала. Общая цель занятия. Научиться определять различные виды эпителиальных опухолей по их морфологической характеристике. Конкретные цели занятия: Студент должен знать: – виды эпителиальных опухолей; – принципы классификации эпителиальных опухолей; 99 8) д 9) б 10) а
Стр.101
Учебное издание Демко Петр Сидорович Сидорова Ольга Дмитриевна Чернобай Георгий Николаевич Бандрина Надежда Никитична Шрайбер Александр Александрович Руководство к самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов к практическим занятиям по курсу общей патологической анатомии Корректор, технический редактор – Аносова К. М. Художественный редактор – Сапова Т. А. Ответственный редактор – Демко П. С. Подписано в печать 11.11.2008. Тираж 200 экз. Формат 21×30½. Условных печатных листов 6,9. Печать трафаретная. 119
Стр.121

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.