И. Ф. Анненский
Педагогические письма. Второе письмо
Оригинал здесь -- http://annensky.lib.ru/publ/pedpisma/pp2.htm
(Я. Г. Гуревичу)
К вопросу об эстетическом элементе в образовании
Источник текста и примечаний: "Русская школа", No 11, 1892, с.65-86.
...Необходимость усилить эстетический элемент в воспитании и образовании чувствуется и
указывается за последние годы всё чаще и чаще. Не так давно, на первом русском съезде деятелей по
техническому и профессиональному образованию был поднят и всесторонне рассмотрен вопрос о
рисовании, как учебном предмете, и все мы, участники этого съезда, слышали много убедительных и
красноречивых слов об этом важнейшем проводнике эстетического развития в школе. Практические
результаты съезда по отношению к рисованию в среднеучебной школе уже отчасти сказались. Другое
подспорье для развития изящного вкуса -- музыка сделала в наших гимназиях (особенно после известного
министерского циркуляра от 16-го января 1889 года) ещё больше успехов. Ученические оркестры,
которые 5-6 лет тому назад были редкостью, стали теперь явлением довольно распространённым. Хор и
оркестр проникают даже в низшую школу.
На ученических спектаклях (в Царском Селе и в Москве) давались драмы Софокла и Эврипида,
поставленные с большим знанием дела, в прекрасной обстановке и с успехом, превзошедшим ожидания.
Даже классиков, тех классиков, которые для нас были неразлучны с тёмножелтой Тейбнеровской
обложкой, наши дети читают теперь в изданиях с картинками, а раскрашенные гоплиты завели на
классных стенах оживлённую борьбу с ветхими и заслуженными картами полушарий. За пределами
общеобразовательной школы
развиваются музыкальные классы и курсы, дешёвые и общедоступные; рисованию и всем
связанным с ним искусствам можно обучаться в Петербурге с большим удобством и почти даром;
выставки и общедоступные концерты идут на помощь эстетическому развитию; в обществе, между
женщинами, вместо старого шитья и вышивания золотом, шёлком, бисером, гарусом, распространяются
всевозможные виды изящного времяпрепровождения: пишут на шелку, на фарфоре, на стекле,
занимаются выжиганием по дереву, вьпиливанием, marquetterie, cuir repoussê -- и все это даёт, конечно,
больше пищи для вкуса, простора для фантазии.
Нельзя не радоваться этим проблескам и успехам нашего эстетического самосознания... Ведь мы,
русские, даже в интеллигентном строе общества поразительно слабо развиты эстетически, если исключить
небольшой слой высшего общества. Пусть русская публика переваривает ежегодно огромную массу
всяких зрелищ, выставок, концертов, пусть масса холста покрывается русской живописью и ещё большая
масса типографских листов -- стихотворным тиснением, уровень нашего художественного вкуса остается
до жалости низок. Кто наблюдал нашу петербургскую публику, тот, вероятно, заметил в ней чрезвычайно
лёгкую возбудимость псевдоэстетических эмоций и, с другой стороны, крайнее безразличие восторга и
неуменье разбираться в художественных впечатлениях. Сегодня мы восхищаемся Мейнингенцами и
каким-нибудь Грилльпарцером, завтра плачем, глядя, как Сальвини убивает свою Дездемону; сегодня мы
приветствовали, как гениальный, холст Репина с трупом царевича Иоанна, убитого отцом, а через
несколько дней забудем и Репина, и Крамского, и Куинджи для французского plein air или символической
мазни, которую решительно никто не понимает.
Тамберлик и кольцо Нибелунгов, квартетное собрание и цыгане, вальсы Штрауса и концерты
певческой капеллы -- всё получает от нас равную дань восторга, едва ли особенно ценного. К природе мы
относимся крайне не эстетически; культура деревьев и цветов у нас самая слабая, леса мы истребляем,
реки пересыхают; архитектура наших домов с её казарменным однообразием или нелепыми
мавританскими эффектами производит грустное впечатление; устроить сколько-нибудь со вкусом свой
угол мы не хотим, да я не умеем. На кого не наводила уныния обстановка в квартире иногда очень
Стр.1