Кемеровская государственная
медицинская академия
Н. С. Маниковская, В. М. Гребенщиков
Учебно-тренировочные задания
по биологии для подготовки
к единому государственному экзамену
(ЕГЭ)
Кемерово
КемГМА
2009
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Н. С. Маниковская, В. М. Гребенщиков
Учебно-тренировочные задания
по биологии для подготовки
к единому государственному экзамену
(ЕГЭ)
Пособие для слушателей подготовительных курсов
Под редакцией доктора биологических наук, профессора Л. В. Начевой
Кемерово
КемГМА
2009
3
Стр.3
УДК 57(075.8) (076.5)
ББК 28:74.202
М234
Маниковская, Н. С., Гребенщиков, В. М. Учебно-тренироМ234
вочные
задания по биологии для подготовки к единому
государственному экзамену (ЕГЭ): пособие для слушателей
подготовительных курсов / под ред. Л. В. Начевой. – Кемерово:
КемГМА, 2009 – 279 с.
Учебно-тренировочные задания по биологии составлены на
основе экзаменационных упражнений Федерального банка
экзаменационных материалов, подготовленных ФИПИ
(Федеральным институтом педагогических измерений). Включают в
себя тренировочные тестовые задания, при составлении которых
использовались открытые варианты контрольно-измерительных
материалов (КИМ) 2003–2007 гг. Настоящие задания могут быть
использованы как для самостоятельной подготовки, так и в качестве
дополнения к контрольным работам, предложенным кафедрой
общей биологии в предыдущих методических разработках.
Данное пособие адресовано старшеклассникам и
абитуриентам, поступающим в КемГМА, а также рассчитано на
слушателей подготовительных курсов очной и заочной форм
обучения (ЦДО КемГМА).
Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры
общей биологии с основами генетики и паразитологии КемГМА от
29.12.08.
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа № 1. Введение в ботанику.
Строение растительной клетки. Ткани растений
Контрольная работа № 2. Вегетативные органы астений
Контрольная работа № 3. Генеративные органы растений
5
6
8
19
32
Контрольная работа № 4. Водоросли. Грибы. Лишайники. Бактерии 42
Контрольная работа № 5. Высшие растения
Контрольная работа № 6. Характеристика и многообразие
животного мира. Одноклеточные
Контрольная работа № 7. Кишечнополостные.
Плоские и круглые черви
Контрольная работа № 9. Общая характеристика хордовых.
Бесчерепные. Рыбы. Земноводные
58
76
88
Контрольная работа № 8. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие 100
116
Контрольная работа № 10. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие 129
147
Контрольная работа № 11. Общий обзор организма человека.
Опорно-двигательный аппарат
Контрольная работа № 12. Кровеносная система и кровообращение.
Внутренняя среда организма
Контрольная работа № 13. Пищеварительная система.
Обмен веществ. Витамины
Контрольная работа № 14. Кожа. Выделительная
и дыхательная системы
Контрольная работа № 15. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности. Высшая нервная деятельность
159
171
181
192
3
Стр.5
Контрольная работа № 16. Введение в биологию. История изучения
клетки. Клетка: химическая организация, строение, функции
Контрольная работа № 17. Размножение и развитие организмов
Контрольная работа № 18. Основы генетики и селекции
Контрольная работа № 19. Происхождение жизни на Земле.
Эволюция органического мира
Контрольная работа № 20. Взаимоотношения организма и среды
Приложение
Литература
207
223
235
251
265
278
279
4
Стр.6
Пояснительная записка
Назначение работы – проверить и закрепить знания учащихся
старших классов и слушателей подготовительных курсов очной и заочной
форм обучения (ЦДО КемГМА) с целью подготовки к сдаче единого
государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии.
Данное пособие содержит 20 контрольных работ по основным
разделам курса биологии, включенным в Обязательный минимум
содержания основного общего и среднего (полного) общего образования
по биологии. Ботаника – 5 контрольных работ, зоология – 5 контрольных
работ, анатомия и физиология человека – 5 контрольных работ, общая
биология – 5 контрольных работ.
Число вариантов – по два варианта в каждой контрольной работе.
Варианты контрольных работ наряду с заданиями, контролирующими
теоретические знания (теории, законы, закономерности, понятия), содержат
задания практического характера.
Задания контрольных работ позволяют выявить освоение учащимися
следующих умений:
сравнивать и анализировать биологические объекты, процессы,
явления, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и
направления эволюционного процесса;
устанавливать причинно-следственные связи между строением и
функциями органов, систем органов, органоидов клетки;
применять биологические знания в практических ситуациях;
решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии;
составлять схемы скрещивания и цепи питания;
обосновывать значение знаний биологических объектов,
процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и
хозяйственной деятельности человека.
В ряде заданий большое внимание уделяется контролю
компетентностей учащихся старших классов и слушателей
подготовительных курсов:
информационной (умение работать с текстом, рисунками,
анализировать изучаемый материал и делать выводы);
природоохранной (оценка влияния деятельности человека и
обоснование ее последствий для окружающей среды; сохранение
растительного и животного мира и т. д.);
здоровьесберегающей (личная и общественная гигиена,
сохранение собственного здоровья, здоровья родных и близких людей,
соблюдение правил здорового образа жизни и т. д.).
5
Стр.7
Инструкция по выполнению работы
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты
ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как поняли вопрос
и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны в пособии.
Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, то пропустите его и
постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены.
К пропущенным заданиям вы сможете вернуться позже.
Контрольная работа состоит из трех частей. Количество вопросов в
каждой части разных контрольных работ различно и зависит от тематики
контрольной работы и объема изучаемого материала (см. табл. 1).
Часть 1 (А) включает задания с четырьмя вариантами ответа, один из
которых верный. За верное выполнение заданий выставляется 1 балл.
Часть 2 (В) содержит вопросы нескольких видов:
с выбором нескольких верных ответов (от двух до четырех), чаще три;
на соответствие;
на установление последовательности биологических процессов,
явлений, объектов.
За верное выполнение заданий части 2 выставляется по 2 балла. Если в
ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает 1 балл. За неверный
ответ или ответ, содержащий две и более ошибок, выставляется 0 баллов.
При оценке заданий на установление последовательности учитывается
следующее: если в ответе неверно определены два последних элемента или
они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих, то
выставляется 1 балл. В других случаях выставляется 0 баллов.
Часть 3 (С) включает задания, на которые необходимо дать полный,
развёрнутый ответ. За верное выполнение заданий части 3 выставляется по
3 балла. При этом учитывается полнота ответа.
6
Стр.8
Таблица 1
Состав контрольных работ и балльная оценка составляющих частей
Часть А
Номер
контрольной
работы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Кол-во
вопросов
20
30
20
35
34
20
20
31
25
31
25
18
17
22
28
27
26
31
24
19
Число
баллов
20 б
30 б
20 б
35 б
34 б
20 б
20 б
31 б
25 б
31 б
25 б
18 б
17 б
22 б
28 б
27 б
26 б
31 б
24 б
19 б
Часть В
Кол-во
вопросов
4
5
4
5
8
5
5
7
5
7
5
6
3
4
6
8
4
3
7
7
Число
баллов
8 б
10 б
8 б
10 б
16 б
10 б
10 б
14 б
10 б
14 б
10 б
12 б
6 б
8 б
12 б
16 б
8 б
6 б
14 б
14 б
Часть С
Кол-во
вопросов
4
5
4
5
5
3
5
5
5
5
5
5
4
5
5
4
2
5
4
4
Число
баллов
12 б
15 б
12 б
15 б
15 б
9 б
15 б
15 б
15 б
15 б
15 б
15 б
12 б
15 б
15 б
12 б
6 б
15 б
12 б
12 б
40 б
55 б
40 б
60 б
65 б
39 б
45 б
60 б
50 б
60 б
50 б
45 б
35 б
45 б
55 б
55 б
40 б
52 б
50 б
45 б
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Суммарный
результат
(баллы)
7
Стр.9
Контрольная работа № 15
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.
Высшая нервная деятельность
Вариант 1
Часть 1
При выполнении заданий этой части выберите один ответ и рядом
с номером выполняемого задания (А1–А28) поставьте соответствующую цифру.
А1. Структурной и функциональной единицей нервной системы
считают:
1) нейрон
2) нервные узлы
3) нервную ткань
4) нервы
А2. Нервная ткань в организме выполняет функции:
1) защиты от механических повреждений
2) регуляции процессов жизнедеятельности
3) отложения питательных веществ
4) передвижения веществ в организме
А3. В сером веществе спинного мозга расположены:
1) тела вставочных и двигательных нейронов
2) длинные отростки двигательных нейронов
3) короткие отростки чувствительных нейронов
4) тела чувствительных нейронов
А4. Тело нервной клетки называется:
1) аксон
2) дендрит
3) сома
4) цитоплазма
192
Стр.194
А5. Чувствительные нейроны:
1) передают нервные импульсы от органов чувств в центральную
нервную систему
2) воспринимают сигналы раздражения из внешней и внутренней
среды и преобразуют их в нервные импульсы
3) передают нервные импульсы от спинного и головного мозга
к мышцам и органам
4) осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов
А6. Вегетативная нервная система участвует в:
1) осуществлении произвольных движений
2) восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений
3) регуляции обмена веществ и работы внутренних органов
4) формировании звуков речи
А7. Соматическая нервная система регулирует деятельность:
1) сердца, желудка
2) желез внутренней секреции
3) скелетных мышц
4) гладкой мускулатуры
А8. У человека при «включении» в работу парасимпатического
отдела нервной системы:
1) повышается тонус скелетной мускулатуры
2) увеличивается концентрация сахара в крови
3) учащается пульс
4) усиливается работа кишечника
А9. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется
с помощью:
1) электрических импульсов
2) гормонов
3) механических раздражений
4) ферментов
А10. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:
1) спинного мозга
2) печени и почек
3) головного мозга
4) желудка и кишечника
193
Стр.195
А11. Высшая нервная деятельность представляет собой:
1) рефлексы, обеспечивающие органические потребности (голод, жажда)
2) условно-рефлекторную функцию коры больших полушарий
3) группу ориентировочных рефлексов
4) инстинкты
А12. От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы в количестве:
1) 5 пар
2) 12 пар
3) 10 пар
4) 20 пар
А13. Произвольные движения человека обеспечивают:
1) мозжечок и промежуточный мозг
2) средний и спинной мозг
3) продолговатый мозг и мост
4) большие полушария переднего мозга
А14. В каком отделе мозга у человека находится центр пищеварения?
1) переднем
2) среднем
3) продолговатом
4) промежуточном
А15. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным
раздражителем является:
1) безусловным торможением
2) внешним торможением
3) рассудочным действием
4) осознанным поступком
А16. Выделение пота при повышении температуры окружающей
среды – это рефлекс:
1) не передающийся по наследству
2) индивидуальный для каждой особи
3) безусловный
4) приобретенный в течение жизни
194
Стр.196
А17. К рецепторам сумеречного зрения относят:
1) палочки
2) хрусталик
3) колбочки
4) стекловидное тело
А18. Проводниковая часть зрительного анализатора – это:
1) сетчатка
2) зрачок
3) зрительный нерв
4) зрительная зона коры головного мозга
А19. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука
у человека происходит:
1) во внутреннем ухе
2) в слуховом нерве
3) в барабанной перепонке
4) в слуховой зоне коры мозга
А20. Память, помогающая запоминать и воспроизводить лица людей,
запахи, звуки, – это:
1) двигательная
2) образная
3) словесная
4) эмоциональная
А21. К положительным эмоциям относят:
1) радость, любовь, восторг, удовлетворение
2) гнев, ужас, страх, отвращение
3) злость, радость, страх
4) радость, любовь, огорчение, удовлетворение
А22. Быстрый сон длится:
1) более 3 часов
2) 30–45 минут
3) 1–1,5 часа
4) 10–15 минут
195
Стр.197
А23. К железам смешанной секреции относятся:
1) надпочечники и поджелудочная железа
2) поджелудочная железа и половые железы
3) щитовидная железа и половые железы
4) щитовидная и поджелудочная железа
А24. Под воздействием инсулина избыток сахара превращается
в печени в:
1) гликоген
2) жиры
3) крахмал
4) белки
А25. Центр регуляции деятельности желёз внутренней секреции находится:
1) в продолговатом мозге
2) в коре больших полушарий
3) в промежуточном мозге
4) в мозжечке
А26. Химический элемент, являющийся действующим началом в тироксине:
1) бром
2) железо
3) калий
4) йод
А27. С нарушением функции какой железы у взрослого человека
связана болезнь акромегалия – увеличение стоп и кистей, мягких
тканей лица?
1) щитовидная железа
2) надпочечники
3) гипофиз
4) поджелудочная железа
А28. Непосредственным источником секреции гормонов в организме
служит:
1) пища
2) воздух
3) свет
4) сам организм
196
Стр.198
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записываются справа от номера
задания. Выбранные вами варианты ответов необходимо записать без
пробелов и других символов (каждая цифра или буква в отдельной клеточке).
Задания на выбор нескольких правильных ответов
В1. Укажите, какие структуры относятся к периферической нервной
системе:
1) нервные узлы
2) спинной мозг
3) нервные сплетения
4) нервные волокна (аксоны) и их окончания
5) нервные центры
6) зоны в коре больших полушарий
В2. Двигательные нейроны:
1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов
2) передают возбуждение мышцам
3) передают возбуждение вставочным нейронам
4) передают возбуждение к железам
5) передают возбуждение на чувствительные нейроны
6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах
В3. Оптическая система глаза состоит из:
1) хрусталика
2) стекловидного тела
3) зрительного нерва
4) жёлтого пятна сетчатки
5) роговицы
6) белочной оболочки
197
Стр.199
Задания на установление соответствий
Установите соответствия, а затем получившуюся последовательность
цифр перенесите в бланк без пробелов и других символов.
В4. Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом.
Характеристика:
Тип желёз:
а) имеются выводные протоки
б) отсутствуют выводные протоки
в) выделяют секрет в кровь
г) выделяют секрет в полости тела
или органов
д) выделяют секрет на поверхность тела
А
Б
В
Г
Д
В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.
Значение рефлекса:
а) обеспечивает инстинктивное поведение
б) обеспечивает приспособление
организма к условиям окружающей
среды, в которых обитали многие
поколения данного вида
в) позволяет приобрести новый опыт,
полученный в течение жизни
г) определяет поведение организма в
изменившихся условиях
А
Б
В
Г
Вид рефлекса:
1) безусловный
2) условный
1) внешней секреции
2) внутренней секреции
198
Стр.200
Задания на определение последовательности
биологических процессов и явлений
Внимательно прочитайте задание, затем определите последовательность
элементов ответа и запишите обозначающие их буквы в таблицу.
В6. Укажите последовательность, в которой включаются компоненты
рефлекторной дуги:
1) исполнительный орган
2) двигательный нейрон
3) рецептор
4) чувствительный нейрон
5) вставочный нейрон
Часть 3
При выполнении заданий этой части необходимо дать полный,
развернутый ответ.
С1. Из чего состоит нерв?
С2. Каково строение коры больших полушарий головного мозга?
С3. Каковы причины и признаки базедовой болезни?
С4. Какова связь между словом, сознанием и мышлением?
С5. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют
сосать леденцы?
Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий этой части выберите один ответ и рядом
с номером выполняемого задания (А1–А28) поставьте соответствующую цифру.
А1. Нервная ткань состоит из:
1) клеток с короткими и длинными отростками
2) мышечных волокон
3) плотно прилегающих друг к другу клеток
4) рыхло расположенных клеток, между которыми находится
межклеточное вещество
199
Стр.201
Учебное издание
Маниковская Наталья Сергеевна
Гребенщиков Валерий Михайлович
Учебно-тренировочные задания
по биологии для подготовки
к единому государственному экзамену (ЕГЭ)
(пособие для слушателей подготовительных курсов)
Корректор, технический редактор – Аносова К. М.
Художественный редактор – Сапова Т. А.
Ответственный редактор – Начева Л. В.
Подписано в печать 16.01.2009. Тираж 250 экз. Формат 2130½.
Условных печатных листов 16,3. Печать трафаретная.
280
Стр.282