Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История медицины: Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории медицины студентам КемГМА дневной формы обучения и заочного отделения факультета высшего сестринского образования (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЧернышев
ИздательствоКемГМА
Страниц56
ID177923
АннотацияМетодические рекомендации по курсу «История медицины и сестринского дела» составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования для студентов Кемеровской государственной медицинской академии.
Чернышев, А.Н. История медицины: Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории медицины студентам КемГМА дневной формы обучения и заочного отделения факультета высшего сестринского образования / Чернышев А.Н.; А.Н. Чернышев .— Кемерово : КемГМА, 2008 .— 56 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177923 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия А. Н. Чернышев История медицины Кемерово 2008 2 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии А. Н. Чернышев История медицины Кемерово 2008 Чернышев, А. Н. История медицины: Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории медицины студентам КемГМА дневной формы обучения и заочного отделения факультета высшего сестринского образования. <...> Методические рекомендации по курсу «История медицины и сестринского дела» составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования для студентов Кемеровской государственной медицинской академии. <...> Врачевание и уход в цивилизациях Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай). <...> Общие признаки развития медицины и исторические особенности (приоритеты) Тема 3. <...> Врачевание, медицина и уход в цивилизациях античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим Тема 4. <...> Медицина раннего и развитого средневековья: Византийская, Восточная и Древнерусская Тема 5. <...> Религиозно-философские основы эволюции, исторические особенности медицинской практики и образования. <...> Исторические особенности развития врачевания в Московском государстве XVI–XVII вв. <...> Начало государственного призрения и медицины в допетровской России Тема 7. <...> Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России. <...> Международное сотрудничество в области здравоохранения ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 39 43 46 50 51 4 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ История медицины и сестринского дела – это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества. <...> Частная история медицины и сестринского дела <...>
История_медицины_Методические_рекомендации_и_планы_семинарских_занятий_по_истории_медицины_студентам_КемГМА_дневной_формы_обучения_и_заочного_отделения_факультета_высшего_сестринского_образования.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия А. Н. Чернышев История медицины Кемерово 2008
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии А. Н. Чернышев История медицины Кемерово 2008
Стр.3
Чернышев, А. Н. История медицины: Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории медицины студентам КемГМА дневной формы обучения и заочного отделения факультета высшего сестринского образования. – Кемерово: КемГМА, 2008. – 51 с. Методические рекомендации по курсу «История медицины и сестринского дела» составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального медицинского и фармацевтического образования для студентов Кемеровской государственной медицинской академии. Рецензенты: Цитко Е. А. – к. м. н., доцент КемГМА. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2008. 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Предмет истории медицины и сестринского дела. Первобытное общество и начало врачевания. Цивилизационные признаки Тема 2. Врачевание и уход в цивилизациях Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай). Общие признаки развития медицины и исторические особенности (приоритеты) Тема 3. Врачевание, медицина и уход в цивилизациях античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим Тема 4. Медицина раннего и развитого средневековья: Византийская, Восточная и Древнерусская Тема 5. Западноевропейская цивилизация в средние века. Религиозно-философские основы эволюции, исторические особенности медицинской практики и образования. Возрождение. Общины милосердия Тема 6. Исторические особенности развития врачевания в Московском государстве XVI–XVII вв. Милосердие и уход за больными. Начало государственного призрения и медицины в допетровской России Тема 7. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России. Формирование отраслей медицинского знания. Создание основ сестринского дела (XVIII – пер. пол. XIX вв.) Тема 8. Клиническая медицина, общественное здравоохранение во втор. пол. XIX – нач. XX вв. в Европе и России Тема 9. Сестринское дело в конце XIX–XX вв. 3 5 6 6 8 8 10 14 17 20 22 25 30 35
Стр.5
Тема 10. Отечественная медицина в XX – нач. XXI вв. Международное сотрудничество в области здравоохранения ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 39 43 46 50 51 4
Стр.6
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ История медицины и сестринского дела – это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества. Её изучение находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры. Цель – познание и изучение закономерностей и логики развития врачевания, медицины и ухода за больными, их организации в прошлом и настоящем. Дисциплина состоит из двух больших разделов. Общая история медицины и сестринского дела является самостоятельной, преподается как отдельный курс на кафедре истории. Частная история медицины и сестринского дела, которая изучает становление и развитие отдельных медицинских специальностей, жизнь и деятельность врачей и ученых-медиков, их научные достижения, преподается на соответствующих кафедрах и является составной частью всех медицинских дисциплин. Задачи общей истории медицины: 1. Обучить студентов объективно анализировать исторические явления, познавать закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания, медицины и сестринского дела с древнейших времен до современности. 2. Получить знания о достижениях цивилизационных эпох в области медицины и сестринского дела в контексте поступательного развития человечества. 3. Изучить взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики, ознакомиться с жизнью и деятельностью выдающихся врачевателей, ученых, медицинских сестер, определивших судьбы медицинской практики, науки и здравоохранения. Завершив изучение курса, студент должен знать и уметь: 1. Познать закономерности эволюции медицинского комплекса, достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания, медицины и сестринского дела. 2. Понимать значение деятельности видных врачей и ученых прошлого и настоящего (персоналии) в истории медицины и сестринского дела. 3. Уметь владеть основными категориями и понятиями, отбирать и обобщать информацию для формирования собственного знания, вырабатывать самостоятельное суждение, оценки и выводы. Настоящие методические рекомендации призваны помочь студентам в системном изучении дисциплины, ориентируют на основополагающие вопросы тем, оказывают помощь в подборе литературных источников. 5
Стр.7
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» Таблица 1 Объем дисциплины и виды учебной работы №/п Виды учебной работы 1 Общая трудоемкость дисциплины 2 Аудиторные занятия: а) Лекции б) Семинары 3 Контрольные работы 4 Самостоятельная работа 5 Вид итогового контроля Количество часов 38 20 18 1 99 зачет СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 2 Тематический план (темы и виды занятий) №/п Тема 1 Предмет истории медицины и сестринского дела. Первобытное общество и начало врачевания. Цивилизационные признаки. 2 Врачевание и уход за больными в цивилизациях Древнего Востока: Месопотамия, Египет, Индия, Китай. Общие признаки развития медицины и исторические особенности (приоритеты) регионов. 3 Врачевание, медицина и уход за больными в цивилизациях античного Средиземноморья (Древняя Греция, Древний Рим). 4 Медицина раннего и развитого Средневековья: Византийская, Восточная и Древнерусская. 5 6 7 Западноевропейская цивилизация в средние века. Религиознофилософские основы эволюции, исторические особенности медицинской практики, науки и образования. «Возрождение». Общины милосердия (V–XVII вв). Исторические особенности развития врачевания у восточных славян. Киевская Русь. Милосердие и уход за больными. Начало государственного призрения и медицины в допетровской Руси. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России. Формирование отраслей медицинского знания. Создание основ сестринского дела (XVIII – первая половина XIX в). 6 Кредиты 138 4,86 1,26 0,66 0,60 0,3 3,30
Стр.8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Предмет истории медицины и сестринского дела. Первобытное общество и начало врачевания. Цивилизационные признаки История медицины, сестринского дела является отраслью научного знания. В связи с этим необходимо вернуться к содержанию категорий философии – наука, закон, формы общественного сознания. Тогда станет очевидным вывод о том, что предметом истории медицины, сестринского дела являются законы, закономерности становления и эволюции этой науки в прошлом и настоящем. В процессе изучения темы необходимо раскрыть содержание понятий «культура», «врачевание», «медицина», «сестринское дело». Продолжить работу необходимо с подготовки ответов на следующие вопросы: 1. Предмет и метод истории медицины и сестринского дела. 2. Общая характеристика исторических источников. 3. Антропологический и философский подходы к сущности определения понятия «человек». Хронология процесса. 4. Врачевание и зарождение культов и верований: эмпирическое и идеалистическое врачевание и уход. При ответе на первый вопрос обратите внимание на следующие моменты: а) Что является предметом науки, её отраслей? Факторы формирования отраслей научного знания. б) Что составляет сущность предмета истории медицины и сестринского дела? Второй вопрос предусматривает знание источников исторического процесса, полученного в школе, колледже. При этом необходимо дать краткую характеристику: а) Значения останков материальной культуры и самого человека (палеоантропологический материал). б) Письменных источников, их видов и типов, в т. ч. пиктографии. в) Этнологии (этнографии), значения филателии, филумении, филокартии, нумизматики, бонистики, фалеристики. В третьем вопросе рассматриваются современные представления о хронологии этапов эволюции человека. Необходимо раскрыть содержание: а) Биологического своеобразия человека (гоминидная триада). б) Стадий формирования человеческого общества: архантропы, моротопитеки, палеоантропы, неоантропы. в) Возникновения общинно-родового строя, видов трудовой деятельности. г) Матрилинейной организации рода. 8
Стр.10
Тема 4. Медицина раннего и развитого средневековья: Византийская, Восточная и Древнерусская 1. Медицина Византийской империи (395–1453 гг.). 2. Медицина народов средневекового Востока: арабская, народов Средней Азии и Закавказья. 3. Медицина на Руси (IX–XV вв.). Восточная часть Римской империи, Византия, сохраняла и развивала на протяжении 10 веков достижения античной культуры, в т. ч. и в сфере научной медицины. В первом вопросе обратите внимание на следующие проблемы: а) Факторы (экономические, социальные, духовные) возвышения Восточной Римской империи (империя Ромеев, Романия, Византия). б) Развитие идей и практики общественной и личной гигиены, совершенствование санитарно-технических сооружений. в) Исторические особенности науки и религии. Объединение достижений народов на единой территории. Прагматический характер научных обобщений. Христианство и медицина. г) Энциклопедический характер знания медицины. Лекарственные средства, компилятивные труды Орибасия, Аэция, Александра из Тралл, Павла с о. Эгины. д) Больничное дело. Христианские больницы, начало монастырской медицины. е) Система образования и медицинское знание. Светский характер обучения. Сохранение и систематизирование античного наследия. Формирование научных центров. Изучение второго вопроса истории медицины средневекового Востока предусматривает знание следующих процессов: а) Развитие медицины арабских Халифатов (VII–X вв.). б) Представления о природе болезней, лечение внутренних болезней, хирургия, офтальмология, профилактическое дело. Видные ученыемедики: Джурджус ибн Бахтишу, Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа алРази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захрави. в) Больничное дело. Медицинское образование. При изучении второго вопроса о медицине народов Средней Азии и Закавказья обратите внимание на: а) Региональные особенности развития государственности Саманидов. Христианскую философию Армении и Сирии. б) Историческуую миссию Абу Али ибн Сины (980–1037 гг.), его научные труды по медицине. «Канон медицины». 17
Стр.19
Обязательная литература 1. Грицак, Е. М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 2. Романюк, В. П., Лапотников, В. А., Накатис, Я. И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПбГМА, 1998. 3. Самойлов, В. О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. 4. Сорокина, Т. С. История медицины: учебник: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. Дополнительная литература 1. Бужилова, А. Французская болезнь по-русски // Родина, 2005. – № 3. – С. 79–81. 2. Власов, П. В. Обитель милосердия. – М.: Моск. рабочий, 1991. 3. Мирский, М. Б. и др. Приказная медицина – важный этап в истории Отечественного здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2005. – № 5. – С. 53–56. 4. Миронов, С. П. и др. Кремлевская медицина (от истоков до наших дней). – М.: Известия, 1997. 5. Мирский, М. Б. Немецкие медики в средневековой Руси (XV– XVII века) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003. – № 3. – С. 51–53. 6. Такала, И. Р. Веселие Руси: История алкогольной проблемы в России. – СПБ.: «Журнал «Нева», 2002. 7. Федорова, Г. В., Ахтулова, Л. А., Щербаков, Д. В. История гигиены: учеб. пособие / Под ред. Г. В. Федоровой. – Омск: Изд-во Ом ГМА, 2007. 8. Яровинский, М. Я. Века Москвы медицинской / Под ред. А. М. Сточика. – М.: Медицина, 1997. Тема 7. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России. Формирование отраслей медицинского знания. Создание основ сестринского дела (XVIII – пер. пол. XIX вв.) 1. Великие естественнонаучные открытия XVIII–XIX вв., связанные с развитием медицины. 2. Интернациональный характер развития наук в новой истории. Дифференциация медицинских дисциплин. 3. Клиническая медицина нового времени (конец XVII – середина XIX вв.). 4. Развитие медицины и здравоохранения в России (XVIII в.). 5. Гигиена и общественное здоровье народов Европы. 6. Становление системы ухода за больными и сестринского дела (XVIII–XIX вв.). 25
Стр.27
11. Стойчева, М. Современные тенденции в сестринском образовании // Сестринское дело, 2002. – № 4. – С. 38–39. 12. Слепущенко, И. О. Сестринское дело: проблемы и пути решения // Сестринское дело, 2005. – № 1. – С. 4–5. 13. Хетагурова, А. К. Славные имена женщин России в истории сестринского дела. – М.: Медицинский проект, 2004. Тема 10. Отечественная медицина в XX – нач. XXI вв. Международное сотрудничество в области здравоохранения 1. Органы государственного управления здравоохранением в РСФСР и СССР. 2. Основные принципы советской медицины. И. П. Павлов и его «Письмо к молодежи». 3. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Создание Академии медицинских наук. 4. Успехи и проблемы отечественной медицины. Реформа медицинского образования в 60–70-е гг. 5. 80–90-е гг. и современный этап развития медицины, науки и образования. 6. Международные медицинские организации и движения и участие в них Российской Федерации. Переход власти в 1917 г. к Советам рабочих, солдатских, матросских, крестьянских депутатов, создание Совета народных комиссаров (СНК) предопределили организационные и качественные преобразования в российском здравоохранении. Борьба с эпидемиями и болезнями, резкое падение рождаемости среди недоедающего населения требовали создания единой общегосударственной организации системы здравоохранения. Среди первоочередных задач – ликвидация ведомственной разобщенности, создание сети государственных больниц, аптек, преодоление острой нехватки медицинских кадров. При анализе исторического прошлого в 20–30-е гг. в РСФСР и СССР обратите внимание на создание и название новых органов государственного управления, их основные функции: а) Медико-санитарный отдел при Военно-революционном комитете Петроградского Совета, медико-санитарные отделы при местных советах; совет врачебных коллегий (1918 г.) и его «Известия советской медицины». Всероссийский съезд медико-санитарных отделов советов (июнь 1918 г.). б) Декрет СНК «Об учреждении народного комиссариата здравоохранения» (11 июля 1918 г.). Первый нарком Н. А. Семашко (см. табл. 23 «Министры и наркомы здравоохранения РСФСР, СССР и РФ» в книге 39
Стр.41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достижения и современная история биологии и генетики биохимии, анатомии человека, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии, патологической анатомии и патофизиологии, клиники внутренних болезней (терапия), эпидемиологии и клиники инфекционных болезней, психиатрии и неврологии, хирургии, акушерства и гинекологии, стоматологии и оториноларингологии, экспериментальной гигиены и общественной медицины, педиатрии, фармации, сестринского дела и другие предметы изучаются на соответствующих профильных кафедрах и имеют хорошее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение и в полном объеме отражены в учебниках, монографиях, периодических изданиях медицинского профиля. Современная медицина представляет собой многоотраслевую сферу и многоуровневую систему организации, интернациональный характер деятельности. Борьба за здоровье, профилактика заболеваний, осознанно или стихийно, с применением адекватных на определенном историческом этапе средств, решались на протяжении тысячелетий, начиная с древнейших времен. Знание основных исторических периодов развития медицины помогает молодым и зрелым специалистам правильнее оценивать и воспринимать современные каноны медицины. Медицина – это та отрасль знания, прогресс которой основан на опыте и достижениях предыдущих поколений, на многовековом опыте врачевания, вмещающих в себя сомнения и ошибки, открытия и новые познания. Вопросы для самопроверки а) Декларация профилактического направления советского здравоохранения. Медицинская наука в 20–30-е гг. б) Медицина и ее организация в годы Великой Отечественной войны. в) Отечественная медицина, наука второй половины XX в. Участие СССР и Российской Федерации в международных медицинских организациях и движениях. г) Проблемы российского здравоохранения и реформенные преобразования в 90-х гг. XX в. – 2008 г. 43
Стр.45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тематика рефератов по истории медицины для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов 1. Объективные и субъективные факторы возникновения врачевания. Эмпирическая и иррациональная медицина первобытного общества. 2. Исторические особенности развития лекарственного врачевания в Месопотамии и Египте. 3. Древнеиндийская и древнекитайская медицина и фармация. Общее и особенное. 4. Историческое значение и место медицины Древней Греции. Врачебные школы, вклад Гиппократа, Аристотеля, Герофила, Эразистрата. 5. Древний Рим: исторические особенности эволюции медицины, фармации и здравоохранения. 6. Вклад Асклепиада, Лукреция Кара, Авла Корнелия Цельса, Галена в развитие теории и практики римской медицины. 7. Византия (395–1453 гг.): исторические особенности и миссия в развитии мировой фармации, медицины и здравоохранения. 8. Медицина и фармация народов средневекового Востока: арабоязычная медицина (Х–ХШ вв.). 9. Западноевропейская медицина и фармация V–ХV вв.: схоластика, образование, практическая медицина и санитарное дело, фармация. 10. Здравоохранение и медицина Европы в ХV–ХVII вв. 11. Становление научных отраслей медицины и фармации. 12. Эволюция медицинской деятельности в Киевской Руси и её историческое отличие. 13. Медицина, фармация, врачебное дело в Московском государстве (ХIV–ХVII вв.). 14. XVIII – середина XIX вв.: единство естествознания и медицинской науки. Дифференциация медицинских научных знаний. 15. ХVIII – середина XIX вв.: эволюция медицинских и фармацевтических научных школ Европы и России. 16. Исторические особенности развития медицинской науки, фармации и практики России в XVIII в. 17. ХIХ в. в эволюции медицинской, фармацевтической науки и практики России. 18. Историческая роль и значение земской медицины в России. 19. Медицинское образование в России в ХVШ–ХIХ вв. 20. Врачебные съезды и научные общества. 21. Медицина и фармация, здравоохранение Европы в период индустриальной цивилизации (80-е гг. XIX – 1-я пол. XX вв.). 46
Стр.48
25. Мудров Матвей Яковлевич – видный ученый и организатор российского здравоохранения и медобразования. 26. Проблемы здоровья и народонаселения в трудах Михаила Васильевича Ломоносова. 27. Великая Княгиня Елена Павловна. 28. Опель Христофор Федорович. 29. Щербатова (Ромицина) Софья Степановна. 30. Александрова Дарья Алексеевна (Даша Севастопольская). 31. Бакунина Елена Михайловна. 32. Карцова Елизавета Петровна. 33. Иванова Римма Михайловна. 34. Сорокина Генриетта Викторовна. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Общие методические рекомендации к написанию контрольной работы по истории медицины и сестринского дела 1. Указать фамилию, имя и отчество (И. И. Иванова). 2. Во введении указать актуальность темы, назвать две-три основные проблемы (вариант плана), краткую характеристику литературных и иных источников (не менее трех). 3. Основной текст раскрывает содержание обозначенных выше проблем (вопросов). Стиль изложения – реферативный. 4. Заключение. Указать историческое значение разрешения рассматриваемой проблемы, деятельности видного персоналия для того времени, т. е. ответ на вызовы времени, обусловленные объективным процессом общественного прогресса. 5. Список литературы. Указать фамилию, инициалы автора (Васильева, В. В.), название работы, место и год издания, название журнала, год, номер издания, страницы. Пример: 1. Иванюшкин, А. Я. Этика сестринского дела. – М., 2003. 2. Слепушенко, И. О. Сестринское дело: проблемы и пути решения. – Сестринское дело, 2005. – № 1. – С. 4–5. 51
Стр.53
Отпечатано редакционно-издательским отделом Кемеровской государственной медицинской академии 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 20.12.2007. Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 3,0. Печать трафаретная. Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР № 21244 от 22.09.97 52
Стр.54