Российская академия театрального искусства
-
-
Стр.3
УДК 792.8.03
ББК 85.332.42
П19
Рецензенты:
Л. И. Семеняка, народная артистка СССР,
Лауреат Государственной премии СССР,
Ю. Г. Деревягин, профессор,
заведующий кафедрой народно-сценического танца МГУКИ,
А. В. Кулагина, кандидат философских наук,
доцент кафедры русского народного творчества МГУ им. М. В. Ломоносова
Рекомендовано Ученым советом факультета культуры и искусства
Ульяновского государственного университета (УлГУ)
Пасютинская В. М.
П19 Путешествие в мир танца / В. М. Пасютинская. — СПб. : Алетейя,
2011. — 368 с. ; [48] c. ил.
ISBN 978-5-91419-318-5
Книга «Путешествие в мир танца» посвящена танцевальному искусству,
истории и практике танца во всех его разновидностях: рассматриваются
народный, народно-сценический; классический, дуэтно-классический;
исторический, современный бальный; джаз-танец, танец модерн и др.
Автор охватывает широкий круг вопросов, подробно разбирая разные направления
и стили в хореографическом искусстве, танцы различных эпох,
деятельность балетмейстеров, педагогов-хореографов, артистов балета,
ансамблей народного танца, любителей хореографического искусства,
композиторов, художников. Значительное внимание уделено русскому
хореографическому искусству. Книга содержит сведения о наиболее ярких
картинах жизни танца в истории мировой хореографии.
Издание предназначено для учащихся лицеев, колледжей, студентов и
всех тех, кто любит танец, для интересующихся историей отечественного,
зарубежного и современного танца.
УДК 792.8.03
ББК 85.332.42
© В. М. Пасютинская, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
От автора
Путешествие в мир танца — это путешествие в сказочно-волшебный,
вечно молодой мир искусства.
Само слово «танец» обозначает искусство пластических и ритмических
движений определённого темпа и определённой формы, исполняемых
в такт музыке. Танцы бывают классические, народные, исторические,
современные, бальные и т. д. Но все они зародились в недрах того или
иного народа; их истоки — в музыкально-пластических импровизациях,
музыкально-танцевальных образах.
Танец может исполняться под музыку и без нее. В первом случае музыка
диктует танцу собственные закономерности. Во втором — танец
испол няется в сопровождении ударных инструментов, кастаньет, хлопков,
выстукиваний каблуками, устричными раковинами.
Истоками танца являются народные пляски, выражающие в движениях
эмоциональное состояние человека, регламентирующие пластические
композиции ритуальных обрядов, торжеств, игр, состязаний и т. п. Постепенно
происходил отбор движений, оттачивалась их пластическая форма,
происходила кристаллизация искусства танца. Поэтому танец составляет
очень важный раздел фольклора, так как в танцевальном фольклоре заложены
важные черты национального характера того или иного народа,
его духовного мироощущения.
Разделяется танец на общественно-бытовой, сценический и ритуальный.
Бытовой танец может быть народным, бальным, историческим.
Сценический — это все формы и бытового, и ритуального, храмового, воинственного,
народного, бального, исторического. Сценический танец имеет
много разновидностей: классический, «модерн», джаз-танец, диско-танец,
народный, историко-бытовой, дуэто-классический, эстрадный.
Бытовые танцы нашего столетия связаны с современными формами
популярной музыки. Большинство современных танцев исполняется или
на одном месте, или с небольшим продвижением. В результате произошло
разрушение пары, лидером становится тот, кто лучше танцует. Партнёр
Стр.5
6
Путешествие в мир танца
утратил ведущую роль, партнёрша стала полностью самостоятельна и может
сама стать лидером в паре. Танцы в стиле «диско», «кантри», «бит»,
«хип-хоп», «рэп», «техно», «тяжелый рок», «брейк-данс», «стрит-данс» составляют
палитру современных танцев. Им присущи: импровизация, произвольное
исполнение движений, возможность выбора своего рисунка
танца, задать свой ритм.
Чтобы проследить всё многообразие сложившихся традиций, перенесёмся
к ранним формам танца и с них начнём путешествие в мир удивительного
и полного таинственных превращений искусства.
Стр.6
Глава I.
Народные танцы
Древнейшим видом хореографического искусства является народный
танец. Особенности его исполнения складывались и развивались под
влиянием многих исторических эпох. Народный танец входил в народные
игры, обряды, развлечения. Сначала это были пантомимные сценки,
позднее они становились частью народных представлений. Самый древний
вид народного танца — хоровод. В хороводах отображалась жизнь,
деятельность, быт, мир чувств и верований народа. Например, народы,
занимающиеся охотой, передавали в танце повадки зверей, птиц; земледельцы
изображали трудовой процесс жатвы, сева, сбора урожая; воины
учили молодежь через танец владеть оружием, быть смелыми и ловкими,
проявлять в схватке с врагом героизм и отвагу.
Народные танцы сохранялись веками, передавались из поколения
в поколение, из одной местности в другую. Обогащаясь и развиваясь, народный
танец достигал порой высокого художественного уровня, виртуозности
и совершенства. На его основе возникло профессиональное искусство.
Но во все времена танец опирался на народное творчество, сохранял
и развивал его традиции, самобытность, выразительность и эмоциональность.
Характерные черты народных танцев складывались по-своему
у каждого народа, в различных странах и областях, ведь «Северный рус
не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как
финны, — писал Н. В. Гоголь, — у одного танец говорящий, у другого
бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный;
у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный»1
.
Великие художники, балетмейстеры, композиторы обращались к народному
творчеству как источнику вдохновения и созидания. Профессиональное
искусство утвердило на сцене характéрный танец, т. е. танец,
1
Гоголь Н. В. Собрание сочинений. М., Гослитиздат, 1959. Т. 6. С. 117.
Стр.7
8
Путешествие в мир танца
передающий национальный стиль, и народно-сценический танец, т. е.
танец народный, но подчиненный правилам сценического воплощения,
законам сценического искусства.
Первые танцы древности
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют
словом «танец». Они имели совсем иное значение. Разнообразными
движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего
мира, вкладывая в них свое настроение,
душевное состояние. Постоянно прослеживалась
связь возгласов, пения, пантомимной игры с танцем.
Сам танец во все времена был тесно связан
с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец
отвечает характеру, духу того народа, в недрах
которого он зародился. С изменением условий
жизни менялись характер и тематика искусства,
изменялся и танец. Своими корнями он глубоко
уходил в народное творчество.
Танцующая Менада.
Берлинский музей
Пляски были распространены у народов Древнего
мира. Танцующие стремились к тому, чтобы
каждое движение, жест, мимика выражали какуюнибудь
мысль, действие, поступок. Выразительные
танцы имели огромное значение и в быту, и
в общественной жизни. Очень часто празднества
начинались и сопровождались плясками.
В произведениях древних поэтов, писателей,
художников встречаются названия танцев и их
участников, описываются правила исполнения.
Танцовщицы
Стр.8