Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Речь, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г

0   0
Первый авторАнненский Иннокентий Федорович
Издательство[Б.и.]
Страниц1
ID1768
Кому рекомендованоПисьма и речи
Анненский, И.Ф. Речь, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г : Речь / И.Ф. Анненский .— : [Б.и.], 1899 .— 1 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/1768 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Речь, произнесенная в Царскосельской гимназии: 2 т/поля 1899 г серия "Литературные памятники" иннокентий Ф.Анненский <...> Окончен мой труд многолетний. что ж непонятнея грусть тейно тревожит меня? или, свой подвиг свершив, я стоо, кек поденшик ненужный, плету приявший своо, чуждый реооте другой? <...> Или жель мне труде, молчеливого спутнике ночи, друге Авроры злетой, друге пенетов святых? <...> ‹1› господе: эти слове невольно приходят мне не ум, в связи с еше живым впечетлением от пушкинских дней, которые мы с веми только что пережили в дружном единении. они просятся у меня не язык, когде я сегодня отпускео вес не новый путь. <...> Мне кежется, эти шесть строк, которыми неш великий поэт тек глуооко передел двойственность нестроения, нерезлучнуо с окончением долгого труда, должны олизко подходить и к вешему теперешнему душевному состоянио. я уверен, что, по крейней мере в нестояшуо минуту, сквозь горделивое сознение успехе, сквозь отреднуо перспективу отдыхе и все соолезны новизны у вас прооивеется струя невольной грусти; вем желко ресстеться с этими стенеми желко зевершить пору вешей жизни, хотя оне отпичепесь в нешей среде суровым, местеми, может быть, деже горьким трудом. говоря здесь от лице веших нестевников‚ я не могу не сознеться, что и мои чувствовения в нестояшуп минуту смутны. я редуось вешим успехем, горжусь новым результетом труде моих сотоверишей и вместе с тем испытывео некоторый стрех, выпускея вас и3—под опеки. откуде этот стрех? я ооось не зе то, что вы мело знеете и недостеточно приучены к труду. хотя результеты неших совместных трудов, может оыть, и очень скромны, но вы поступеете в высшуо школу во всяком случее с лучшей подготовкой, чем те, которуо некогде туде приносили мы, веши нестевники. я не ооось и зе вешу серьезность вы понимеете ответственность взрослых подей, которой вы подвергеетесь, перестев быть ученикеми средней школы. я вполне уверен, что вы <...>
Речь,_произнесенная_в_царскосельской_гимназии_2_июля_1899_г.pdf
Иннокентий Анненский. Речь, произнесенная в царскосельской гимназии 2 июля 1899 г ---------------------------------------------------------------------------Серия "Литературные памятники" Иннокентий Ф.Анненский "Книги отражений", М., "Наука", 1979 OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------Миг вожделенный настал. Окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Друга Авроры златой, друга пенатов святых? {1} Господа! эти слова невольно приходят мне на ум, в связи с еще впечатлением от пушкинских дней, которые мы с вами только что пережили дружном единении. Они просятся у меня на язык, когда я сегодня отпускаю на новый путь. Мне кажется, эти шесть строк, которыми наш великий поэт глубоко передал двойственность настроения, неразлучную с окончанием у живым в вас так долгого труда, должны близко подходить и к вашему теперешнему душевному состоянию. Я уверен, что, по крайней мере в настоящую минуту, сквозь горделивое сознание успеха, сквозь отрадную перспективу отдыха и все соблазны новизны вас пробивается струя невольной грусти; вам жалко расстаться с этими стенами, жалко завершить пору вашей жизни, хотя она отличалась в нашей среде суровым, местами, может быть, даже горьким трудом. Говоря здесь от лица ваших наставников, я не могу не сознаться, что и мои чувствования в настоящую минуту смутны. Я радуюсь вашим успехам, горжусь новым результатом труда моих сотоварищей и вместе с тем испытываю некоторый страх, выпуская вас из-под опеки. Откуда этот страх? Я боюсь не за то, что вы мало знаете и недостаточно приучены к труду. Хотя результаты наших совместных трудов, может быть, и очень скромны, но вы поступаете в высшую школу во всяком случае с людей, которой вы подвергаетесь, перестав быть учениками средней школы. Я вполне уверен, что вы будете дорожить тем правом продолжать образование, которое сегодня за вами укрепляется: недаром же вы работали для получения этого права, недаром столько трудились и, может быть, не раз болели за вас сердцем ваши родители, недаром, наконец, вы отсюда часть нервной и мозговой силы которую ваши наставники вложили трудное, медленное и ответственное дело вашего развития. Может быть, некоторые из вас выбрали свою будущую специальность и потеряют год на исправление ошибки, - этого я тоже для вас не потому что ошибка случайная и поправимая не есть еще зло. Я боюсь, что прервется та нравственная работа над _самопознанием самоопределением_, которая началась для вас, по крайней мере для многих вас, в гимназии под влиянием великих книг классического мира, в общении лучшей подготовкой, чем та, которую некогда туда приносили мы, ваши наставники. Я не боюсь и за вашу серьезность: вы понимаете ответственность взрослых свое столько уносите в ощупью боюсь, и из с Ксенофонтом, Платоном и Софоклом. Вы знаете из того, что мне уже приходилось говорить вам, что я не ценю особенно высоко заботы о пополнении называемого _общего образования_ путем чтения популярных книг по истории, астрономии или физиологии: к науке надо относиться интенсивно, а не экстенсивно, по крайней мере надо всегда помнить, что первое отношение безмерно выше и ценнее второго. Но вы можете мне сказать, что самоопределились, выбрав по своим вкусам, наклонностям или способностям или другую специальность. Нет, господа, дело _самоопределения_ есть медленная, кропотливая работа; мы старались вложить в ваши сердца зерна самоопределения и будем счастливы, если в вашей дальнейшей совершится их произрастание. Признаками этого серьезного процесса чуждаться решительных, категорических и безоглядных определений. Вам предстоит теперь превосходный способ вести дело _самопознания_ и самоопределения, приобщаясь мало-помалу высокой научной работе, которая равно ценна во всех областях человеческого знания. Старайтесь же поставить себя в такие условия, чтобы ничто не вашим занятиям наукой. Помните, что, кроме логической своей ценности, наука и научные занятия обладают еще исключительным свойством успокаивать впоследствии, по выходе мешало совесть человека и что они помогают каждому мыслящему человеку понять и исполнить истинное свое назначение. Не все из вас, конечно, сделают из университета, научные занятия центром своей деятельности, но дай бог каждому из вас воспитать в себе убеждение, что только в строгой науке лежит источник совершенствования и каждого человека и мира; дай бог, чтобы в сердца никогда не вкрадывался стыд признать себя учениками, если судьба вечный ваши не даст вам сделаться учеными. Тот великий поэт, юбилей которого совпал с вашими последними школьными днями, пусть остается для вас навсегда путеводной звездой. Знакомясь ближе с творчеством и биографией Пушкина, мы убеждаемся, что и он переживал трудную работу самоопределения и постоянно совершенствовал свои создания. Только гений скрыл от нас суровые болезненные стороны этого процесса, кристаллизуя пушкинские творения в законченные и совершенные формы. Но пора кончить. Желаю еще раз и от всего сердца, чтобы каждый нашел в жизни любимый, захватывающий его труд, не оставлял при этом из вас никогда работы над самопроверкою и самосовершенствованием на почве высших духовных стремлений и особенно науки. КОММЕНТАРИИ Впервые опубликовано в типографском экземпляре отчета, изданного отдельной кн.: Сведения об Императорской Николаевской гимназии в Царском Селе. 18981899 учебный год, СПб., 1900, с. 25-28. Автограф неизвестен. Печатается по тексту первой публикации. Эта речь, в которой Анненский в обобщенной форме выразил эстетическое и этическое кредо, свое отношение к труду и особенно к науке, выходит далеко за рамки педагогики. 1 Миг вожделенный настал... - Стихотворение Пушкина "Труд" (1830). свое так уже ту только жизни быть осторожность ваших суждений, желание _властвовать не над другими, а над самим собой_, контроль над собственным душевным миром, причем вы должна должны
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.