Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524560)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Физика в системе наук : учебное пособие (270,00 руб.)

0   0
АвторыПопков Владимир Иванович
ИздательствоИздательство Брянского государственного технического университета
Страниц227
ID175768
АннотацияРассмотрены предмет, структура, методы физической науки, связь физики с другими науками и техникой, нерешенные проблемы физики.
ISBN978-5-89838-542-2
УДК53
Физика в системе наук : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.И. Попков .— Брянск : Издательство Брянского государственного технического университета, 2010 .— 227 с. : ил. — ISBN 978-5-89838-542-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/175768

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И.ПОПКОВ ФИЗИКА В СИСТЕМЕ НАУК Утверждено редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия Брянск 2010 2 УДК 53 Попков, В.И. Физика в системе наук [Текст] + [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов очной формы обучения всех специальностей / <...> Научный редактор: к. ф.-м. наук доцент М.Ю.Некрасова Рецензенты: кафедра физики Брянской государственной инженерно-технологической академии; д-р техн. наук профессор В.А.Погонышев ISBN 978-5-89838-542-2 © Брянский государственный технический университет, 2010 © Попков В.И., 2010 3 Per aspera ad astra Предисловие В настоящее время наука и ее влияние на технику и технологию являются основными факторами развития общества. <...> Квантовая механика и теория относительности, которые в период их создания казались слишком абстрактными и далекими от практики, стали обычными рабочими теориями, широко применяемыми в инженерной практике. <...> Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и формы движения материи и их взаимные превращения. <...> В последнее время в отдельный вид материи стали выделять физический вакуум. <...> Вещество – вид материи, обладающей, в отличие от физического поля, массой покоя. <...> Поле как физическая реальность (т.е. как вид материи) в науку было введено М.Фарадеем <...> В классической физике вещество и поле противопоставляются друг другу как два вида материи, у первого из которых структура дискретна, а у второго – непрерывна. <...> О сложной связи между веществом и полем А.Эйнштейн <...> Раньше, когда мы не знали теории относительности, мы пытались бы ответить на этот вопрос следующим образом: вещество имеет массу, в то время как поле ее не имеет. <...> В классической физике вещество и поле противопоставлялись друг другу как два разных вида материи, у первого из которых структура дискретна, а у второго – непрерывна. <...> А элементарные частицы выступают как кванты соответствующих полей. <...> Физический вакуум в квантовой теории поля─ это наинизшее энергетическое состояние <...>
Физика_в_системе_наук__учебное_пособие.pdf
_____________________________________________ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Брянский государственный технический университет _____________________________________________________________ В.И.ПОПКОВ ФИЗИКА В СИСТЕМЕ НАУК Утверждено редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия Брянск 2010
Стр.1
3 Per aspera ad astra Предисловие В настоящее время наука и ее влияние на технику и технологию являются основными факторами развития общества. Достижения науки привели к созданию атомной энергетики, аэрокосмической техники, микроэлектроники, компьютерных технологий и многого другого. Наука стала производительной силой, определяющей развитие цивилизации, переход к постиндустриальному обществу. В этом процессе, называемом научно-техническим прогрессом, ведущую роль, несомненно, играет физика. В последние годы особую актуальность приобрели физические явления и процессы, связанные с получением, передачей, преобразованием и использованием различных видов энергии, созданием новых материалов. Физические методы исследования широко применяются в биофизике, молекулярной биологии, химии, медицине, геологии. Квантовая механика и теория относительности, которые в период их создания казались слишком абстрактными и далекими от практики, стали обычными рабочими теориями, широко применяемыми в инженерной практике. Подчеркивая ведущую роль физики в ХХ веке, член-корреспондент РАН Н.В.Карлов писал: «Вне всяких сомнений, ХХ век был веком физики, люди именно этой науки создали ХХ век таким, каким он, как некая цельность, вошел в историю человечества и занял в ней свое славное место… Ни один мало-мальски серьезный культурологиче
Стр.3
4 ский дискурс, претендующий на выявление культурной, в широком смысле слова «культура», доминанты ХХ века, не обходится без совершенно справедливых рассуждений о роли фундаментальной науки вообще и физики в особенности в создании того облика этого века, который мы наблюдаем как в философской отстраненности, так и в жизненной повседневности. Физика в ХХ веке – это не только основополагающая наука, формирующая мировосприятие деятельного человека. Она не только снабдила человечество знанием природы вещей и умением это знание использовать. Она построила надежное научное основание развитию инженерного искусства, химии и биологии, материаловедения и энергетики, дала мощный импульс математике и обеспечила в начале XXI века триумфальное шествие науки о живом и информатики». Роль физики и других естественных наук в развитии общества продолжает возрастать. При интенсивном развитии новых сложных процессов и технологий физика все чаще выступает по отношению к технологии не только как ее естественнонаучное обоснование, но и как повседневный рабочий инструмент. Растет насыщенность производства физическими методами контроля, расширяются масштабы использования в технике и технологиях новых физических эффектов и явлений, нанотехнологий. Увеличение наукоемкости приближает инженерные теории к физическим. Поэтому изучение физики является объективной необходимостью для людей самых разных профессий. Овладение физикой способствует пониманию широкого круга явлений и путей практического применения физи
Стр.4
5 ческих законов, формирует научное мировоззрение, позволяет творчески подходить к решению самых разнообразных производственных задач. Основная цель предлагаемой книги состоит в том, чтобы раскрыть предмет и структуру физики, ее связь с другими науками и техникой, ознакомить с методами исследования физических явлений, показать место физики в системе естественных наук, роль физики как фундамента естествознания в формировании научной картины мира и ее влияние на научно-технический прогресс. Предмет физики Физика, как и другие естественные науки, изучает объективные закономерности окружающего нас материального мира. Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и формы движения материи и их взаимные превращения. Вследствие этой общности не существует явлений природы, не имеющих физических свойств или сторон. Формы материи, движения и взаимодействия, составляющие предмет физики, встречаются в любых материальных системах, поэтому понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. В определении физики два ключевых понятия: материя и движение. Материя и движение Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В определении материи следует обратить внимание на два важных момента. Во-первых, материя существует объек
Стр.5
226 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие …………………………………………………………….3 Предмет физики ……………………………………………….......5 Материя и движение ……………………………………………….5 Пространство и время …………………………………………..20 Материальное единство мира ………………………………30 Структура физики ………………………………………………….35 Физические методы исследования ………………………39 Эмпирические методы исследования ..………..40 Методы теоретического познания ………………..55 Общелогические методы и приемы ……………..60 Вероятностно-статистические методы …………80 Математика – универсальный язык физики ………85 Гипотеза и теория в физике ………………………………..94 Физика и научная картина мира ……………………….115 Дифференциация и интеграция в физике ……….125 Физика и философия ………………………………………….132 Связь физики с другими науками.……………………..138 Физика и техника ………………………………………………..150 Нерешенные проблемы физики …………………………167 Персоналии ………………………………………………………….172 Список использованной литературы …………………219
Стр.226

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически