Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI-XIII веков (198,00 руб.)

0   0
Первый авторУжанков А. Н.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц439
ID175316
АннотацияВ книгу вошли статьи по историографии значительнейших произведений древнерусской словесности: «Слова о Законе и Благодати», «Чтения» и «Сказания» о святых Борисе и Глебе, «Жития Феодосия Печерского», «Слова о полку Игореве», «Летописца Даниила Галицкого», «Слова о погибели Русской земли», «Повести о житии Александра Невского». Ответить на вопросы о времени и месте их написания, значит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Поэтому в статьях вопросы историографии тесно связаны с интерпретацией древнерусских творений. Представленные здесь очерки прежде были опубликованы в различных научных журналах и коллективных сборниках, ставших практически недоступными, а многие выводы, приведенные в них, уже вошли в научный оборот. Некоторые положения вызвали научную дискуссию и потребовали нового к ним обращения и ответа оппонентам.
Кому рекомендованоКнига адресована как специалистам-медиевистам, так и студентам, аспирантам и всем интересующимся проблемами древнерусской словесности.
ISBN978-5-9551-0369-3
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)3-001.3
Ужанков, А.Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI-XIII веков / А.Н. Ужанков .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 439 с. — На тит. листе указ. изд-во: Рукописные памятники Древней Руси .— ISBN 978-5-9551-0369-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/175316 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ужанков Александр Николаевич — доктор филологических наук, кандидат культурологи, теоретик и историк русской литературы и культуры. <...> А. Н. Ужанков ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ И ТЕКСТОЛОГИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ XI-XIII веков Р УКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ Р УСИ МОСКВА 2009 ȻȻɄ 83.3(2Ɋɨɫ=Ɋɭɫ)3-001.3 ɍ 33 ɂɡɞɚɧɢɟ ɨɫɭɳɟɫɬɜɥɟɧɨ ɩɪɢ ɮɢɧɚɧɫɨɜɨɣ ɩɨɞɞɟɪɠɤɟ Ɋɨɫɫɢɣɫɤɨɝɨ ɝɭɦɚɧɢɬɚɪɧɨɝɨ ɧɚɭɱɧɨɝɨ ɮɨɧɞɚ (ɊȽɇɎ) ɩɪɨɟɤɬ ʋ 08-04-16211 ɍɠɚɧɤɨɜ Ⱥ. <...> Идейное и стилевое родство «Летописца» и «Слова о погибели Русской земли»..........................401 Некоторые наблюдения над «Словом о погибели Русской земли». <...> Древнерусскую словесность нельзя изучать, претендуя на научную достоверность результатов, без учета специфики религиозного сознания ее авторов и в отрыве от истории Русской православной церкви, в противном случае это приведет к случайным и ошибочным выводам. <...> «Бе презвутеръ, именемь Ларионъ, мужь благъ, книженъ и постникъ», — сообщает о нем «Повесть временных лет» под 1051 г. Слово «книженъ» указывает на начитанность, образованность, но, увы, не означает, что он был и писателем. <...> Из летописи известно также, что Иларион любил уединенное размышление, для молитвы уходил к Днепру, на гору, где был «лесъ великъ». <...> По мнению ученого, «Слово» написано между 1037 и 1050 г. В качестве нижней границы принято им сообщение «Повести временных лет» под 1037 <...>
Проблемы_историографии_и_текстологии_древнерусских_памятников_XIII-XVIII_вв..pdf
Ужанков Александр Николаевич — доктор филологических наук, кандидат культурологи, теоретик и историк русской литературы и культуры. Проректор по научной работе Литературного института им. А. М. Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) и Сретенской Духовной семинарии (СДС). Разработал теорию стадиального развития русской литературы ХI — первой трети ХVIII века и теорию литературных формаций Древней Руси; предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников; обнаружил следы влияния библейской «Книги пророка Иеремии» на «Слово о полку Игореве»; по-новому интерпретировал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; исследовал эволюцию изображения природы в древнерусской словесности; историю жанра древнерусской повести и т. д. Автор книг и исследований по теории и истории древнерусской словесности и средневековому мировоззрению: Русская бытовая повесть XI—XVII вв. М., 1991; Хрестоматия по древнерусской литературе XI—XVII вв. М., 1991; О принципах построения истории русской литературы ХI — первой трети ХVIII века. М., 1996; Из лекций по истории русской литературы XI — первой трети XVIII в.: «Слово о Законе и Благодати». М., 1999; О проблемах периодизации и специфике развития русской литературы XI — первой трети XVIII в. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2007; Стадиальное развитие русской литературы XI — первой трети XVIII века. Теория литературных формаций. М., 2008; О специфике развития русской литературы XI — первой трети XVIII века. Стадии и формации. М., 2009. Повесть о Петре и Февронии Муромских. М., 2009. Член Союза писателей России.
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ им. А. М. ГОРЬКОГО А. Н. Ужанков ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ И ТЕКСТОЛОГИИ ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ XI-XIII веков РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ МОСКВА 2009
Стр.2
 83.3(2=)3-001.3  33          ()   08-04-16211  33  . .       XI—XIII . — .:    , 2009. — 440 . ISSN 1726-135 ISBN 978-5-9551-0369-3          : «    », «»  «»     , «  », «   », «  », «    », «    ».         ,      .           .             ,   ,   ,   ,     .              .    -,   ,       .  83.3      «.  » ( . . ,  XX .)       , XVI . ISBN 978-5-9551-0369-3 © . . , 2009 u ©    , 2009 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ........................................................................................7 Историография «Слова о Законе и Благодати» Илариона Киевского. О времени написания и месте прочтения ..........................11 О времени написания «Слова» ...................................................12 О жанре «Слова» .........................................................................33 О месте и времени прочтения «Слова» .....................................42 «И пред народы исповедаю…» ..................................................61 О времени канонизации и написания житий святых Бориса и Глеба ...............................................................................................97 Еще раз к вопросу о времени канонизации святых Бориса и Глеба и историографии их житий ...........................................167 «Житие Феодосия Печерского»: к вопросу о датировке ........199 О «внутреннем» и «внешнем» времени произведения и датировке «Слова о полку Игореве» ......................................215 Можно ли алгеброй проверить гармонию? О перестановке в начале «Слова о полку Игореве» и интерпретации его авторской идеи .............................................................................................................. 255 Можно ли алгеброй проверить гармонию? .............................256 В свете затмения ........................................................................262 «Летописец Даниила Галицкого» 1. Редакции и время создания ....................................................287 2. Проблема авторства первой редакции «Летописца Даниила Галицкого» ..............................................................325 3. К вопросу об авторе второй редакции «Летописца Даниила Галицкого» ..............................................................356
Стр.4
6 Содержание 4. Жизнеописание Даниила Галицкого. (К истории биографического жанра в древнерусской литературе) ..................371 5. «Летописец Даниила Галицкого» в контексте литературных произведений XII—XIII вв. ..........................390 5.1. Идейное и стилевое родство «Летописца» и «Слова о полку Игореве» ..........................................390 5.2. Идейное и стилевое родство «Летописца» и «Слова о погибели Русской земли» .........................401 Некоторые наблюдения над «Словом о погибели Русской земли». К вопросу о месте написания и времени присоединения его к «Повести о житии Александра Невского» ..............................423
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ При обращении к художественным произведениям литературы XVIII—XX вв. можно без особого труда определить место каждого из них в литературном процессе. «Известен автор произведения, и мы можем рассматривать его в ряду других сочинений писателя. Каждый литературный памятник несет на себе печать своего времени: он создается в русле того или иного литературного направления, его стиль может быть рассмотрен в контексте определенного “стилевого потока”… каждый памятник связан тесными нитями с произведениями других писателей, современников или предшественников, так как автор либо подражает им, либо дерзко прокладывает новый путь. Как правило, мы достаточно хорошо осведомлены в конкретной общественной и литературной обстановке того времени, когда произведение написано, и можем легко определить, какие именно идеи и настроения питали его автора. Наконец, нам обычно известны отклики современников — рецензии, литературно-критические статьи, суждения, высказывания в письмах и мемуарах. Иное дело — литературный памятник Древней Руси. Обычно мы располагаем лишь самыми приблизительными сведениями о времени его создания, точную дату написания нам удается установить далеко не всегда. Часто мы ничего не знаем об авторе произведения, не знаем не только имени его, но даже социальной среды или профессионального круга, к которым он принадлежал. Лучшим, а порой и единственным информатором о памятнике средневековой литературы является его текст»* . До сих пор не прекращаются споры о времени и месте написания известнейших произведений древнерусской словесности: «Слова о Законе и Благодати», житий святых Бориса и Глеба, «Слова о полку Игореве» и многих других. Установить время и место написания — это значит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Историографию средневекового памятника недопустимо отделять от постижения его религиозного смысла. Атрибутика и датировка древнерусского произведения не могут быть самоцелью, но лишь шагом к его пониманию. Вот почему в * Творогов О. В. Предисловие // Д. С. Лихачев Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С. 3—4.
Стр.6
8 Предисловие некоторых работах, вошедших в представленную книгу, вопросы историографии тесным образом связываются с интерпретацией древнерусских творений («Слова о Законе и Благодати», «Слова о полку Игореве», «Летописца Даниила Галицкого»). Древнерусскую словесность нельзя изучать, претендуя на научную достоверность результатов, без учета специфики религиозного сознания ее авторов и в отрыве от истории Русской православной церкви, в противном случае это приведет к случайным и ошибочным выводам. Необходимо помнить, что в большинстве своем произведения были написаны по церковно-служебной потребности (жития, проповеди), какая-то часть — в назидание ее чтущим. За редким исключением это была монашеская духовная словесность, поскольку авторами ее были монахи — от простого черноризца до митрополита. Собранные под одной обложкой очерки демонстрируют единый источниковедческий подход в изучении древнерусской книжности, который можно охарактеризовать как комплексный, когда произведение изучается со всех возможных позиций. Рассматриваемые произведения настолько взаимосвязаны, что при датировке одного из них приходится опираться на исследование другого, поэтому в некоторых очерках присутствуют повторы доказательной базы или примеры. Они сохранены мной, чтобы не разрушать структуру исследования и систему доказательств. Представленные здесь работы прежде были опубликованы в различных научных журналах и коллективных научных сборниках в «перестроечные» годы и стали практически недоступными, хотя многие выводы, приведенные в них, уже вошли в научный оборот (датировка «Слова о Законе и Благодати», «Чтения» и «Сказания» о святых Борисе и Глебе, «Летописца Даниила Галицкого» и др.). Практически все они переделаны специально для данной книги с учетом новых достижений в исследуемых областях. Цитаты из древнерусских текстов приводятся в упрощенной орфографии, поскольку меня интересовала содержательная сторона произведения, а не его лингвистические особенности. Некоторые положения, высказанные в публикуемых статьях, вызвали научную дискуссию и потребовали нового к ним обращения и ответа оппонентам. Это — радует. Наука не стоит на месте.
Стр.7