1
(Ɇɟɬɪɨ «ɉɚɪɤ Ʉɭɥɶɬɭɪɵ»)
Foreign customers may order this publication
by E-mail: koshelev47@gmail.com
ОГЛАВЛЕНИЕ
Древнеиндийский язык (продолжение)
Ведийский «вещный» космос («Слова и вещи»:
язык как источник реконструкции мира вещей)........................................... 7
К структуре АВ Х. <...> На «историчности» категории вещей следует настаивать тем более, что в разных «примитивных» архаичных культурах и даже уже в великих цивилизациях древности
состав этой категории и функции, ею обслуживаемые, существенно варьируют в зависимости от условий — пространства, времени, экологических особенностей, круга идей, относящихся к тому, как та или иная культура пони-
Ведийский «вещный» космос
9
мала свое место в мире и свое назначение. <...> Обращение же к
Ведийский «вещный» космос
11
этому «единому» сулит большие сложности, неожиданности и неприятности
материалистически-позитивистски ориентированному сознанию: оказывается, что уже с Верхнего палеолита (а беря шире и в более общем плане, начиная с того времени, когда наряду с природой можно уже говорить и о к у л ь т у р е) человек создавал не только жизненно необходимые вещи, но и то, что
только что названному типу сознания представляется необязательным, избыточным, даже лишним с точки зрения жизнеобеспечения, — вещи, образующие д у х о в н ы й слой культуры (предметы, непосредственно связанные с
ритуалом, настенная живопись, статуэтки, символы, другие вещи, относящиеся к классу «l’art mobilier», игрушки и т. п.), что отсылает к духовной
сфере жизни человека. <...> И, наконец,
третье основание непосредственно связано с в е д и й с к и м и мифо-ритуальными реалиями, отражающими обряд жертвоприношения Первочеловека —
Пуруши, из членов тела которого был создан материальный мир, все основные элементы мира, включая и их персонификации (Индра, Агни), ср. актуальную связь имени Púruṣa- с др.-инд. pu' r- и под., с идеей множества, изобилия, полноты-заполненности 5. <...> — Луна из (его) духа рождена, из глаза солнце родилось,
из уст — Индра и Агни <...>
Исследования_по_этимологии_и_семантике._Т. 3_Индийские_и_иранские_языки._Кн._1..pdf
2 0 0 9
Стр.3
Том 3
Индийские
и иранские
языки
2 0 0 9
Стр.4
81.2
58
()
06-04-16071
. .
58
. . 1. — .: , 2009. —
376
. —
ISBN 978-5-9551-0332-7
. . 3:
(Opera etymologica. ).
, — «
».
. .
« . » (1974)
.
,
, , .
81.2
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0332-7
© . . , 2009
© , 2009
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Древнеиндийский язык (продолжение)
Ведийский «вещный» космос («Слова и вещи»:
язык как источник реконструкции мира вещей)...........................................7
К структуре АВ Х. 2: опыт толкования в свете ведийской антропологии ......90
О двух типах древнеиндийских текстов, трактующих отношение
целостности-расчлененности и спасения ..................................................125
О брахмане. К истокам концепции....................................................................138
Др.-инд. védi-: глубинный смысл и этимология.
Ритуальные истоки комплекса «знание — рождение» ............................184
«Второе» происхождение — загадка в ритуале
(ведийская космологическая загадка типа brahmodya:
структура, функция, происхождение)........................................................205
Слово-речь и знание в ведийском заговоре......................................................247
О некоторых аналогиях к проблемам и методам современного
языкознания в трудах древнеиндийских грамматиков ............................261
К внутренней форме обозначения знака в древнеиндийском ........................274
О метаязыковом аспекте древнеиндийской поэтики
(Śatapatha-Brāhmaṇa X, 4, 6, 1)....................................................................363
Первые публикации статей ................................................................................371
Стр.7