Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах (198,00 руб.)

0   0
Первый авторЗапальский Г. М.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц224
ID175288
АннотацияКнига представляет собой редкий опыт комплексного просопографического исследования большой группы монашествующих. В центре внимания прославленный монастырь — Оптина пустынь — в эпоху его расцвета и сотни монахов и послушников, которые в силу разных причин покинули оптинское братство, разъехавшись в самых разных направлениях, но зачастую сохранив причастность «духовной родине». К их числу относились как знаменитые епископы, старцы, духовные писатели, так и никому не известные рядовые «черного воинства». На материале массовых источников, прежде всего формулярных списков, автор проводит всесторонний анализ состава и распределения широкого круга монашествующих, прослеживает их судьбы после выхода из Оптиной пустыни. Одновременно обращение к источникам личного характера позволяет изучить их самосознание и повседневную жизнь.
Кому рекомендованоДля научных работников, специалистов-историков, широкого круга читателей, интересующихся историей православия.
ISBN978-5-9551-0337-2
УДК94(47+57)
ББК63.3(2)
Запальский, Г.М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах / Г.М. Запальский .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 224 с. : ил. — На тит. листе указ. изд-во: Рукописные памятники Древней Руси; Вклейка в конце книги .— ISBN 978-5-9551-0337-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/175288 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ В 1825 —1917 ГОДАХ Запальский Глеб Михайлович, кандидат исторических наук. <...> Г. М. ЗАПАЛЬСКИЙ ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ В 1825 —1917 ГОДАХ <...> В число наиболее влиятельных обителей в России вошла малоизвестная до XIX в. заштатная Козельская Введенская Оптина пустынь (Калужской губернии). <...> Начальник ее издательства иеромонах Мефодий (Капустин), а также монах Платон (Рожков), познакомившись с рукописью, поддержали нас и помогли уточнить некоторые факты. <...> Первые опыты изучения монастыря относились к 1840-м гг., причем авторами выступали в основном сами оптинские монахи. <...> Оптинские монахи наиболее широко представлены в двух универсальных изданиях: «Русском биографическом словаре» (включая составленный для него «Азбучный указатель имен русских деятелей») (1896—1918) и «Православной энциклопедии» (с 1999). <...> Итак, именно люди, относящиеся к перечисленным категориям, олицетворяют Оптину пустынь в глазах общества. <...> Многие оптинские монахи, ставшие настоятелями до 1870-х гг., упомянуты в справочнике П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». <...> В 2006 г. увидел свет сборник «Оптинский патерик», составленный монахиней Иулианией (Самсоновой)17. <...> К ним относятся, собственно, не только наиболее известные оптинские старцы, но и настоятели и другие почитаемые монахи. <...> Среди них иеросхимонах Лев (Наголкин), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиархимандрит Моисей (Путилов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Амвросий (Гренков), иеросхимонах Иларион (Пономарев), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеромонах Никон (Беляев) и архимандрит Исаакий (Бобраков)18. <...> Это видно уже по названиям некоторых работ: «Владыка оптинского духа», «Оптинской святости мудрый хранитель», «Свет 16 17 Оптинский патерик / Сост. мон <...>
Оптина_пустынь_и_ее_воспитанники_в_1825-1917_гг..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Оптина_пустынь_и_ее_воспитанники_в_1825-1917_гг..pdf
Г. М. ЗАПАЛЬСКИЙ ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ В 1825—1917 ГОДАХ Запальский Глеб Михайлович, кандидат исторических наук. Родился в 1981 г. в Обнинске (Калужская область). Окончил Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в 2003 г., в 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 2004 г. работает редактором в Церковнонаучном центре «Православная энциклопедия», с 2007 г. — доцент кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ. Область научных интересов: история Церкви, история монастырей и монашества, Святейший Синод, генеалогия, просопография. ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ В 1825—1917 ГОДАХ
Стр.1
Г. М. ЗАПАЛЬСКИЙ ОПТИНА ПУСТЫНЬ И ЕЕ ВОСПИТАННИКИ В 1825—1917 ГОДАХ РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ МОСКВА 2009
Стр.2
��� 63.3(2) � 30 ������� ������������ ��� ���������� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����) ������ � 08-01-16109 �������� ��: ������ ������������ ���� �. �. ������������, ������ ������������� ���� �. �. ������� ���������� �. �. � 30 ������ ������� � �� ������������ � 1825—1917 �����. — �.: ���������� ��������� ������� ����, 2009. — 416 �.: ��. (������� � ����� �����.) ISBN 978-5-9551-0343-3 ����� ������������ ����� ������ ���� ������������ �������-0337-2 ������������ ������������ ������� ������ ��������������. � ������ �������� ������������� ��������� — ������ ������� — � ����� ��� �������� � ����� ������� � �����������, ������� � ���� ������ ������ �������� ��������� ��������, ������������ � ����� ������ ������������, �� �������� �������� ������������ «�������� ������». � �� ����� ���������� ��� ���������� ��������, ������, �������� ��������, ��� � ������ �� ��������� ������� «������� ��������». �� ��������� �������� ����������, ������ ����� ����������� �������, ����� �������� ������������ ������ ������� � ������������� �������� ����� ��������������, ������������ �� ������ ����� ������ �� ������� �������. ������������ ��������� � ���������� ������� ��������� ��������� ������� �� ������������ � ������������ �����. � ����� ������������ ����� ����� ������������ ��������: ������ �������������� ������������ �� ���� ������� ����������� �� �������, �������� ������������� ����� ������� � ������� �����������, ��������� ��������, ��������� ���������, ������� ������������� ��������, �������� �������. � ���������� ����������� ������������ �������������������� ��������� �������� �� �������. ���������� �������� ������� ������� ������ ����������� ������� (���������) � ��������� «������� ������������ ������» (2009). ��� 63.3 ISBN 978-5-9551-0343-3 -0337-2 © �. �. ����������, 2009 ��������������������� © ���������� ��������� ������� ����, 2009 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ввеДение ...................................................................................................7 истоРиоГРаФиЯ ...................................................................................11 источники .............................................................................................26 Глава 1. оптина пустынь: МонастыРь и МиР .................45 1. Монастырская культура .....................................................................45 2. Знакомство с Оптиной .......................................................................48 3. Старцы и старчество ..........................................................................52 4. Монастырские будни ..........................................................................61 5. Жизнь страны глазами оптинских монахов .....................................65 6. Авторитет Оптиной пустыни в Церкви ............................................79 7. Место монастыря в общественном сознании ..................................86 Глава 2. Состав и РаспРеДеление оптинских воспитанников .................................................................................97 1. Динамика выхода из монастыря .......................................................97 2. Состав выходцев из Оптиной пустыни ..........................................101 3. Возвращение в мир ..........................................................................108 4. Монахи-миссионеры ........................................................................116 5. Переход в другие монастыри ..........................................................124 6. «Духовные землячества» .................................................................126 7. Традиции выбора настоятелей монастырей ...................................131 8. Карьерный рост в Церкви ................................................................141 Глава 3. саМосоЗнание и повсеДневнаЯ ЖиЗнь оптинских воспитанников ...................................................153 1. Выход из монастыря.........................................................................153 2. В разлуке с «духовной родиной» ....................................................158 3. Черты самосознания оптинцев........................................................168 4. Оптинское наследие .........................................................................173 5. Иеромонах Арсений (Троепольский) .............................................182 6. Монашеские нестроения .................................................................200 7. Оптинские воспитанники глазами современников .......................208 8. Возвращение в Оптину пустынь .....................................................215
Стр.4
ЗаклЮчение ........................................................................................219 SUMMARY ................................................................................................224 приложение. БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК «ВОСПИТАННИКИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ (1825—1917 гг.)» ..........227 список источников ..................................................................................370 список литературы .................................................................................376 список библиографических сокращений ...........................................386 именной указатель ..................................................................................389 Географический указатель .....................................................................408
Стр.5
Введение Одно из наиболее вдохновляющих, интригующих направлений современной исторической науки — социальная история. Что может быть любопытнее изучения ментальности людей, их системы ценностей, повседневной жизни, социальных связей... Историки с успехом изучают, скажем, дворянскую, крестьянскую культуру и более узкие направления, например университетскую культуру. Полноправное место в этом ряду занимает культура монастырская. Монахов отделяют от других групп людей не только социальный статус, но и строгие религиозные обеты. Вместе с тем монахи — это выходцы из светского общества, и, покидая мир, они неизбежно сохраняют с ним связь. С такой диалектикой приходится сталкиваться постоянно. В истории Православной Церкви в России XIX век и начало XX выпадают на синодальный период, время внешнего благополучия и процветания — и одновременно подчинения государству, жесткого контроля, секуляризации. В эту эпоху с особой силой заявили о себе некоторые удаленные от мира монастыри, превратившиеся в духовные ориентиры для многих людей: Соловецкий, Валаамский, Саровская пустынь, Глинская пустынь. В число наиболее влиятельных обителей в России вошла малоизвестная до XIX в. заштатная Козельская Введенская Оптина пустынь (Калужской губернии). Отличительной чертой в новый период ее истории стали открытость и живая связь с окружающим миром, которые проявлялись в служении оптинских старцев, переводческой и издательской деятельности, массовых паломничествах в Оптину, контактах со многими крупными писателями, поэтами, философами, членами императорской фамилии. Особое место в истории Оптиной пустыни занимали те монахи и послушники, которые в силу разных причин покинули ее, разъехавшись в самых разных направлениях, но зачастую сохранив причастность «духовной родине». Более того, попав в новое место, они нередко передавали ему особый отпечаток оптинской монастырской культуры.
Стр.6