Materiali per l’edizione critica della «Risposta» dello zar Ivan IV a Jan
Rokyta — Mosca 1570 (Материалы для издания «Ответа» царя Ивана
IV Яну Роките — Москва 1570), AM&D Edizioni, Cagliari 2000, 376 p. <...> В 1972 г. Д. С. Лихачев обратился к гипотезе, ранее сформулированной И. А. Шляпкиным, о том, что Парфений Уродивый, которому
рукописная традиция приписывает «Канон Ангелу Грозному» и «Послание неизвестного против люторов», в действительности — псевдоним царя, так как второе произведение несомненно представляет
собой ответ, переданный царем протестантскому пастору Яну Роките
в процессе диспута о вере, состоявшегося в Москве в 1570 г. Поддержав эту точку зрения, Д. С. Лихачев предложил считать царя также и
автором «Молитвы Ангелу Грозному», памятника, очень популярного
в рукописной традиции и обладающего рядом сходств с «Каноном»
(Лихачев 1972). <...> Что же
касается «Канона Ангелу Грозному», то его атрибуция царю связана
со спорным определением имени Парфений Уродивый как литературного псевдонима Ивана Грозного. <...> В связи с тем, что было сказано выше, особое значение в спорах об
Иване Грозном как писателе приобретает «Ответ царя Ивана Грозного
Яну Роките», переданный царем в начале лета 1570 г. членам польского
посольства в Москве, в состав которого входил и Рокита. <...> Во-вторых, один из списков «Ответа» является первоисточником предположения, что царь мог использовать
при распространении своих сочинений псевдоним Парфений Уродивый, поскольку в нем текст предваряется указанием «Творение Парфения Уродиваго». <...> К сожалению, недавняя публикация «Ответа царя Ивана Грозного Яну Роките» (в 11-м томе Библиотеки Литературы Древней Руси —
БЛДР 2001), которая должна была бы подвести итог долгой и сложной
издательской истории этого памятника, совершенно не соответствует
даже минимальным требованиям, предъявляемым к серьезному научному изданию6. <...> Публикаторы не знают текстологической традиции
памятника и пишут о «трех списках полной редакции и одном списке
сокращенной редакции <...>
Люторъ_иже_лютъ.pdf
НИКОЛЕТТА МАРЧАЛИС
юторъ иже лютъ
Прение о вере царя Ивана Грозного
с пастором Рокитой
Ни к о л е т т а Ма р ч а л и с родилась в Алессандрии (Италия)
в 1956 г. В 1978 г. окончила филологический факультет
университета города Бари, русское отделение. По окончании
годичной стажировки в Москве, с 1980 по 1983 г. жила и работала
в Болгарии, где занималась теорией литературы и выпустила ряд
публикаций (о Н. И. Конраде, о М. М. Бахтине и о его круге).
С 1984 г. работает в Римском университете Тор Вергата, с 2001 г. —
профессор славянской филологии. Область ее научных интересов —
древнерусская культура (ереси в Новгороде во второй половине
XV в., споры о протестантизме в XVI в.), русская литература
XVIII века, история русского языка.
Автор книг:
Caronte e Caterina. Dialoghi dei morti nella letteratura russa del XVIII
secolo (Харон и Екатерина. Диалоги мертвых в русской литературе
XVIII века), Bulzoni, Roma 1989, 307 p.
Materiali per l’edizione critica della «Risposta» dello zar Ivan IV a Jan
Rokyta — Mosca 1570 (Материалы для издания «Ответа» царя Ивана
IV Яну Роките — Москва 1570), AM&D Edizioni, Cagliari 2000, 376 p.
Introduzione alla lingua paleoslava (Введение в старославянский
язык), Firenze University Press, Firenze 2005, 287 p. (2° ed. ampliata e
corretta, Firenze University Press, Firenze 2007).
Переводчик русской классики (Фонвизин, Гоголь) и ряда других
русских и болгарских писателей и ученых (Ю. М. Лотман,
Б. А. Успенский, В. М. Живов).
НИКОЛЕТТА МАРЧАЛИС ЛЮТОРЪ ИЖЕ ЛЮТЪ
Стр.1
НИКОЛЕТТА МАРЧАЛИС
Прение о вере царя Ивана Грозного
с пастором Рокитой
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2009
Стр.4
83.3(0)4
30
30
.
. — .: ,
2009. — 376 . — (Studia philologica).
ISBN 978-5-9551-0340-2
- ,
, , ,
, — « », . .
, 1570 .
,
- .
— , ,
.
: «» , ,
«» — . ,
,
.
83.3
. . « » (1897 .)
.
. .
.
- .
1, . Minion.
. . . 23,5. 700.
.
17.07.2009. 6090 1/16.
« ».
1037739118449.
.: 95-171-95. E-mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
ISBN 978-5-9551-0340-2
© . , 2009
© , 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................7
Глава первая
Посольство и Прение о вере
1. Посольство в Московию ..........................................................................15
2. Дипломатическая миссия ........................................................................23
3. Диспут .......................................................................................................26
Глава вторая
Обмен текстами
1. «Исповедь веры» Яна Рокиты .................................................................39
2. «Ответ» царя .............................................................................................51
Глава третья
Рукописная традиция
1. Списки «Ответа» Ивана Грозного ..........................................................61
2. Переводы «Ответа» Ивана Грозного ......................................................71
2.1. Польский перевод D .............................................................................. 76
2.2. Латинский перевод E ............................................................................ 86
2.3. Зависимость Е от D ............................................................................... 90
2.4. Независимость Е от D ........................................................................... 92
3. Стемма .......................................................................................................95
Глава четвертая
Иван Васильевич богослов
1. «Ответ» Ивана Грозного: структура текста ...........................................99
2. «Ответ» Ивана Грозного: источники ....................................................132
• 5 •
Стр.6
Оглавление
Приложения
Приложение 1. Русские списки «Ответа»: история публикации .........149
Приложение 2. Таинственный Парфений Уродивый ............................164
Приложение 3. Максим Грек и Лютер ....................................................179
«Исповедь веры» Яна Рокиты ...................................................................191
Литература ..................................................................................................203
Условные сокращения ...............................................................................216
Транскрипция Холмской рукописи ...........................................................217
Стр.7
Введение
«Иван Грозный как писатель» — тема не новая: еще Карамзин
приписывал царю, помимо переписки с Курбским и Духовного завещания,
«худые немецкие стихи» (Карамзин 1988—89: кн. III, т. IX,
гл. 4, 155—156 и примеч. 476; см. Калугин, 1998: 210—212). В 1842 г.
И. П. Сахаров подготовил для издания «Русского библиографического
словаря» статью «Царь Иоанн IV Васильевич — литератор» (Сахаров
1842: 30—35. Издание не осуществилось), за которой последовали
труды В. М. Ундольского («Иоанн Грозный, как литератор и духовный
композитор». Статья не была закончена и остается не изданной; хранится
в ОР РГБ, ф. 704, картон 5, ед. хр. 11), И. Н. Жданова (Жданов
1904: 81—170), Филарета (Филарет 1857: 153—154), Леонида (Леонид
1886b), И. А. Шляпкина (Шляпкин 1911). И до, и после публикации
царских посланий (ПИГ 1951) и переписки с Андреем Курбским (ПГК
1981) появлялись исследования, посвященные языку и стилю Ивана
Васильевича, ибо, как пишет Я. С. Лурье, «главный критерий для
установления авторства Ивана IV по отношению к произведениям,
подписанным его именем (и даже по отношению к произведениям,
написанным от имени других лиц), — совершенно своеобразный литературный
стиль этих произведений» (Лурье 1958: 506).
В 1972 г. Д. С. Лихачев обратился к гипотезе, ранее сформулированной
И. А. Шляпкиным, о том, что Парфений Уродивый, которому
рукописная традиция приписывает «Канон Ангелу Грозному» и «Послание
неизвестного против люторов», в действительности — псевдоним
царя, так как второе произведение несомненно представляет
собой ответ, переданный царем протестантскому пастору Яну Роките
в процессе диспута о вере, состоявшегося в Москве в 1570 г. Поддержав
эту точку зрения, Д. С. Лихачев предложил считать царя также и
автором «Молитвы Ангелу Грозному», памятника, очень популярного
в рукописной традиции и обладающего рядом сходств с «Каноном»
(Лихачев 1972).
• 7 •
Стр.8