Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Институт теории и истории мировой культуры
Вяч. Вс. ИВАНОВ
ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
ПО СЕМИОТИКЕ
И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Том IV
Том V
Мифология и фольклор
Семиотика культуры,
искусства, науки
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2007
Стр.5
83.3(2=)
18
()
06-04-16231
« »
. .
18
. . 5:
/ . . - . . . . -
. — .: , 2009. — 376 c. — (. .
).
ISSN 1727-1630
ISBN 978-5-9551-0301-3
, .
,
, (, -,
, ) .
,
, , , (
). ,
, .
.
.
,
.
.
,
, .
83.3
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0301-3
© . . , 2009
© , 2009
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................................................................................7
I
Близнечный культ и двоичная символическая классификация в Африке .............11
II
Евразийские эпические мифологические мотивы....................................................49
Происхождение имени Кухулина...............................................................................79
Древнебалканский и общеиндоевропейский текст мифа
о герое — убийце Пса и евразийские параллели .............................................88
Сходные черты в культе волка на Кавказе,
в Древней Малой Азии и на Балканах ............................................................108
К балкано-балто-славяно-кавказским параллелям.................................................116
III
До — во время — после? ..........................................................................................135
Чатал-Гююк и Балканы. Проблемы этнических связей
и культурных контактов...................................................................................158
К архаичным формулам в хеттских гимнах............................................................187
Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния............191
IV
Заметки о типологическом и сравнительно-историческом исследовании римской
и индоевропейской мифологии........................................................................219
О последовательности животных в обрядовых и фольклорных текстах .............246
Реконструкция структуры символики и семантики
индоевропейского погребального обряда.......................................................251
V
Лингвистические материалы к реконструкции
погребальных текстов в балтийской традиции ..............................................261
Стр.7
6
Оглавление
Тропой песен: Древнее наследие в языке и фольклоре..........................................269
К 100-летию «Лачплесиса» Андрея Пумпура.........................................................277
О «Поэме о хлебе. Колос-двойчатка» Иманта Зиедониса,
Юмисе и его истории........................................................................................283
О выборе веры в Восточной Европе ........................................................................286
О научном ясновидении Афанасьева.......................................................................299
VI
Происхождение и трансформации фабулы баллады о Мастере Маноле.............307
VII
О переходе от устного способа передачи и хранения текстов
к письменному...................................................................................................321
О некоторых принципах современной науки и их приложении
к семиотике малых (коротких) текстов...........................................................323
В. К. Шилейко и И. Д. Амусин о ханаанских поговорках
в письмах из Эль-Амарны................................................................................327
VIII
Заметки по категории притяжательности................................................................331
К семантической типологии производных от числительного «два»....................343
Славянские диалекты в соотношении с другими языками
Великого княжества Литовского .....................................................................352
Стр.8
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предлагаемый том включены преимущественно те работы по мифологии,
истории сознания и религии и фольклору, которые отвечают нескольким центральным
научным темам, занимавшим автора на протяжении полувека.
Вопросы становления сознания современного человека, выработки основных
понятий, относящихся к душе и другим основным частям психической деятельности,
требовали сопоставления новейших данных науки о Древнем Востоке с
тем, что можно извлечь из свидетельств раннедревнегреческих текстов.
Роль мифологии Греции, Рима и нескольких других индоевропейских традиций
важна как для поннмания их общих истоков (в том числе и для оценки и частичного
пересмотра реконструкций, предложенных такими классиками современной
науки о мифологии, как Ж. Дюмезиль), так и для прояснения эволюции
родственных им балто-славянских систем. Необходимость постоянного использования
лингвистических сравнений при мифологических реконструкциях делала
необходимой специальное исследование соотношения методов этих наук в их
взамосвязи.
Специальные методы, выработанные современными семиотическими течениями,
в уточнении приемов которых участвовал автор, заставляют обратить
особое внимание на системы двоичных противопоставлений символов. Эта проблема
и связанная с ней реконструкция ранних бинарных оппозиций изучалась
на материале Африки — классического ареала распространения близнечного
культа. При изучении этого последнего на материале разных традиций (в том
числе и индоевропейских — римской и восточно-балтийских, в особенности латышской)
автор имел возможность продолжать напечатанные и ставшие ему доступными
в рукописи замечательные исследования А. М. Золотарева, погибшего
во время сталинского террора, но успевшего внести вклад в эту область знания
(подробнее я говорю об этом в особой лекции, ему посвященной, в недавно изданном
курсе «Дуальные структуры в антропологии», М., 2008, с. 86—126).
В настоящее время оказывается возможным развитие традиционного для русской
науки исследования вопросов, касающихся ряда общих тем, мотивов и образов,
единых для евразийского эпического творчества. В цикле работ, собранных
в настоящем томе, обращено особое внимание на мифы, относящиеся к образам
животных, в частности мифологического чудовищного пса или волка.
При изучении фольклорных мотивов ставилась задача выявления динамики
их развития, эволюции разных жанров (в том числе изучаемых пареомиологией)
Стр.9
8
Предисловие
и преломления древних форм в последующие периоды (при изменеиии объема и
характера текста и сохранении некоторых инвариантных черт). Мой долг по отношению
к таким нашим исследователям, как В. К. Шилейко. чьими гениальными
трудами по Древнему Востоку я много занимался, и мой покойный друг
И. Д. Амусин, выразился в монтаже отрывков из их произведений, включенном в
настоящее издание.
В своих работах. посвященных мифологической и фольклорной проблематике,
я постоянно чувствовал стимулирующее воздействие совместной исследовательcкой
деятельности, проводившейся вместе с В. Н. Топоровым начиная с наших
обсуждений (скажем, книги О. М. Фрейденберг, трудов П. Г. Богатырева,
Р. О. Якобсона и других наших учителей в фольклористике) в университетское
студенческое и аспирантское время и дальше во всей долготе многих десятилетий
жизни. Мы не только вместе с В. Н. Топоровым ездили в экспедиции (в литовские
села Белоруссии и в кетские поселки на Енисее), мы заранее составляли
их планы и по ходу работ и по их окончании оценивали полученные результаты.
Исследование продолжалось в ходе чтений и обсуждений старинных известий и
древних документов. Эта постоянная возможность поделиться мыслями и вдохновиться
новыми идеями делала работу всегда увлекательной. Я надеюсь, что
нам вместе удавалось добиться постижения некоторых из самых сложных вопросов
сравнительной, диахронической, описательной и типологической науки о
мифологических и фольклорных текстах. Их особый интерес состоит в прозрачности
основных структур и длительности традиций, восходящих к глубокой
древности. Поэтому полученные решения могут оказываться полезными и для
других смежных наук.
Мне хотелось бы думать, что В. Н. Топоров с присущей ему доброжелательной
улыбкой встретил бы появление этого собрания опытов, которые раньше едва
ли бы могли появиться на свет без его сочувственного одобрения.
Стр.10